оледить за исправностью всего агрегата и устранять опасные симптомы в самом начале их появления. Прежде всего, нужно контролировать величину зазора «а» между графитовым выжимным подшипником 30 и опорной пятой 29. Он должен составлять примерно 2,5 мм. При меньшем зазоре неизбежны пробуксовка сцепления и быстрый выход из строя накладок, при большем — сцепление «ве'дет», что отрицательно сказывается на коробке передач. Величину зазора «а» устанавливают регулировкой свободного хода наружного конца вилки. Норме соответствует свободное перемещение конца вилки в пределах 4—5 мм. Переместив одной рукой шток 34 до упора в сторону двигателя, другой отведите наружный конец вилки 33 в сторону коробки передач. Образовавшийся между радиусными поверхностями штока 34 и паза вилки 33 зазор («б») как раз должен быть равен 4—б мм. Если он меньше или больше — отрегулируйте длину штока 34. Нормальный ход педали, устанавливаемый на заводе, составляет 150155 мм. Регулировать его можно, меняя длину резьбового штока 1 главного цилиндра. Следует иметь в виду, что диафрагменная пружина весьма чувствительна к повышенной деформации, которая появляется при слишком большом ходе пяты. Поэтому контролируйте, чтобы полный ход штока поршня рабочего цилиндра (или, что равноценно, штока 34) не превышал 20,3 мм, но был не менее 19 мм. Внимательно осмотрите места всех соединений трубки с главным и рабочим цилиндрами, выхода штоков. Малейшее подтекание устраняйте. Прокачивая систему гидропривода, применяйте только специальную жидкость, такую же, как в тормозной системе машины (ТУ МХП СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62 или ТУ 35-ХК-482-65). Само собой понятно, что недопустимо смешивать разные марки жидкости. Даже незначительная примесь минеральных масел, глицерина, бензина вызовет разбухание, а затем и разрушение резиновых деталей гидропривода, а этиленгликоль — коррозию зеркала цилиндров. Правила прокачки системы общеизвестны — они приведены во всех руководствах. Напомним только; если воздух удален полностью, ход штока поршня рабочего цилиндра должен быть, как говорилось выше, не менее 19 мм при полном ходе педали. И еще одна проверка — на бесшумность включения заднего хода. Если все отрегулировано правильно и воздуха в системе нет, шестерни не шумят при включении. "Уход прост. Главное — следить за уровнем жидкости в бачке. Через 24 тысячи километров пробега систему гидропривода нужно очистить от грязи и промыть, разобрав главный и рабочий цилиндры. При этом нельзя пользоваться металлическим инструментом, бензином, ацетоном, керосином. Заостренной спичкой или палочкой очистите канавку на дне рабочего цилиндра, перепускное «в» и выходное «г» отверстия главного цилиндра. Компенсационное отверстие «д» можно прочистить мягкой проволокой диаметром 0,6 мм с затупленным концом. Соединительную трубку промойте спиртом или свежей жидкостью и продуйте воздухом. Не забудьте перед сборкой опустить манжеты и поршни в свежую жидкость.4ли», мы каждый день видим, как одиндругой сосед, поставив машину вечером, отключает аккумуляторную батарею. Вообще-то на такой короткий срок нет смысла делать это. Надо иметь в виду, что, ежедневно снимая и надевая клемму провода, вы быстро расшатываете выводной штырь батареи, а отсюда недалеко и до повреждения аккумулятора. Правда, на больших платных стоянках требуют отключения в целях противопожарной безопасности (на случай, когда вдруг окажется неисправной проводка). Так вот, если приходится делать это, советуем приобрести в магазине отключатель «массы» с дистанционным управлением — РАД-1. Тогда вы избежите повреждения аккумулятора. И еще один из вопросов, волнующих новых обладателей автомобиля ВАЗ. Нужны ли чехлы на его красиво отделанные сиденья? Видимо, да, но не для защиты от повреждений, а в первую очередь для удобства. Обивка (кожзаменитель) сидений негигроскопична, поэтому летом тело ощущает влажность. Водитель больше, чем пассажиры, испытывает зто неудобство, поскольку не может произвольно менять позу. И здесь очень помогает чехол на сиденье и спинке из толстого материала. В один из дней наше внимание привлекли два школьника лет восьми — десяти. Из окна редакции мы заметили, как юные любители техники с видимым удовольствием отвинчивали и завинчивали пробку на горловине бензобака наших «Жигулей». И хотя мы всей душой за приобщение школьников к автомобилю, в данном случае пришлось прервать их занятие. Однако это заставило нас обратить внимание на то, как защищен автомобиль. Отличный замок рулевой колонки решил главный вопрос — угнать запертую машину невозможно. Двери и крышка багажника имеют замки. Все это — достоинства конструкции. А вот бензобак с навинчивающейся на горловину пробкой беззащитен, как мы убедились, даже перед детскими шалостями. Заглянули в московские дворы и познакомились с тем, как владельцы «жигулей» оберегают бензобаки. Одни из них делают новые пробки с встроенным замком или врезают малогабаритные замки в крышку лючка заправочной горловины. Другие пристраивают к этой крышке трос или тягу и выводят их концы в багажник. Сделать новую пробку горловины не так-то просто — без токарного и фрезерного станков здесь не обойтись. Куда легче соорудить запор для крышки лючка. Именно так поступает большинство. Примеры наиболее удачно найденных нашими читателями решений будут опубликованы несколько позже. Выяснили мы также, что некоторые владельцы «жигулей» считают нужным защитить замок, запирающий крышку багажника. Самый простой способ из увиденных нами — установка пластины (она показана на рисунке) под фиксатор замка, так, чтобы ее «стенка» располагалась возле резинового уплотнителя. А чтобы крышка багажника закрывалась плотно, регулируют положение замка, отвернув немного две гайки его крепления. И еще одна хитрость, которую применяют владельцы «безгаражных» «жигулей». Чтобы никто не мог снять рассеиватели задних фонарей, ставят винт, крепящий перегородку, головкой внутрь фонаря. Для этого снимают фонари, отворачивают гайки их крепления в багажнике, переставляют винт крепления перегородки и заполняют пластилином освободившееся гнездо для головки. Это предохраняет фонарь от проникновения воды.'Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженермы едем на»ЖИГУЛЯХ<<В предыдущем номере под рубрикой с этим названием шла речь о высоких скоростных качествах и эффективных тормозах «Жигулей». Так же. как и тысячи владельцев новой машины, мы отметили эти достоинства автомобиля в первой же поездке за рулем ВАЗ-2101, который выделен журналу для редакционного теста. Начиная разговор о новой машине, мы решили не придерживаться определенного плана, а сообщать представляющие интерес для владельцев «жигулей» сведения, давать советы по мере их появления. И пусть наших старых подписчиков не смущает, что речь порой пойдет о вещах им известных. Над этими простыми, с точки зрения бывалых автолюбителей, вопросами ломают голову сегодня многие тысячи новичков — владельцев «жигулей». Скажем, над тем, как лучше хранить безгаражный автомобиль — открытым или под тентом? Закрытый брезентом автомобиль, конечно, меньше подвержен вредному влиянию атмосферных осадков, пыли, въедающейся в краску. Но это только в том случае, если тент не касается кузова. Какими средствами воспользоваться? Самое доступное — багажник на крыше — предохраняет лишь верхнюю _, часть машины. Чтобы тент под порываЛ ми ветра не терся о двери, крышки капота и багажника, не примерзал к ним. пристраивают распорки и другие малоудобные приспособления. И потому тент хорош лишь при длительных стоянках автомобиля, да и то с периодической проверкой надежности крепления. Если же ездить ежедневно — предпочтительнее обходиться без тента. На стоянке, где ночуют наши «Жигу12 о«1Г". & __i/ОО ''•1о>I(*6iЛ)1UЖ...-/4.ч~