24
25
Водитель и управление движениемБегущая„зеленая волна аОрганизаторы движения все время совершенствуют технические средства его регулирования, стараясь не отставать от требований, предъявляемых быстрым ростом автомобильного парка. Классический светофор «оброс» дополнительными секциями справа и слева, «научился» заранее информировать водителей о смене сигналов. Наиболее загруженные магистрали оснастились системами координированного управления светофорами по принципу «зеленой волны». Электроника управляет движением уже на целых комплексах пересечений улиц и проездов, а не за горами появление сложнейших общегородских систем координированного управления движением. Но по-прежнему для водителя основным информатором о режимах движения остается стационарный светофор. Сейчас в Москве оборудовано светофорами свыше 650 перекрестков. А на 27 магистралях движение организовано по принципу «зеленой волны». Казалось бы, здесь-то все должно быть в порядке. И все же большая часть из ежегодных 35 тысяч аварий случается на регулируемых перекрестках. С одной стороны, скорость движения и пропускная способность основных магистралей при «зеленой волне» увеличились, а с другой — сократить число аварий на перекрестках не удается, в ряде случаев оно даже возросло. Причиной этому — недостатки существующей светофорной сигнализации. Водитель, получая информацию от системы управления, не знает о дальнейших ее намерениях и поэтому лишен возможности своими ответными действиями помочь наилучшим образом выполнить запрограммированный режим езды. Говоря языком специалистов, между исполнителем и системой управления отсутствует обратная связь. Это относится ик магистралям, где светофорные объекты скоординированыу-т^к *З^В^^* _gx^. ^В^с^ ^^^т ^^В*о^ _ дх . ^^^"^ и^З^^ ^^^*0* •II^MSWI ю^^^^по принципу «зеленой волны». Чтобы не останавливаться у светофоров, машину здесь следует вести со скоростью, заданной на табло с указателями. Иными словами, водители становятся участниками своеобразного ралли с весьма жесткими условиями. Малейший сбой ритма — и уже не гарантируется безостановочный проезд перекрестков, а помешать двигаться с установленной скоростью может многое. Вот, например, перед вами появился грузовик, свернувший из прилегающего проезда или отъехавший от тротуара. Водитель грузовика не знает о режиме движения основного потока и лишен возможности его соблюдать. Эта машина, как правило, не сможет пройти через перекресток на гребне «зеленой волны» и задержит какую-то часть машин, двигавшихся компактной группой. При подъезде к светофору эта группа распадается: одни, стремясь наверстать упущенное, перестраиваются для обгона и увеличивают скорость, другим приходится резко и неожиданно тормозить. В момент распада группы и создаются, как правило, опасные ситуации. На перегоне отсутствует информация о движении гребня и всего участка «зеленой волны», в изменившихся условиях каждый водитель полагается лишь на собственную интуицию, и, таким образом, отсутствие обратной связи «водитель — система управления» нередко становится первопричиной аварии. Часто камнем преткновения становятся троллейбусы и автобусы, отъезжающие от остановок на перегоне между светофорами. Их водители не получают информации о режиме движения по «зеленой волне» и не знают, на какой сигнал они придут к следующему светофору. Световые табло с указанием средней скорости движения тоже не идеальные «советчики»: даже не имеющий помех водитель не всегда может рассчитатьм^З^Ьл ^^""о* ~-Д^^^^"^ и^ДтЗь 'о^*'^ —£L2L~ *о^"^^* Ж ^ Я З ^ —^Х^. 'o^BB'J* ^^ВВЯ^рекомендуемый режим. Скажем, на табло одновременно с разрешающим сигналом светофора загорается цифра «70» — это значит, что вам необходимо с этого момента двигаться с заданной скоростью. Но динамические свойства автомобиля, разные обстоятельства могут не позволить развить такую стартовую скорость. Сначала вы едете медленнее, затем пытаетесь компенсировать отставание. Вашими помощниками остаются интуиция и опыт. Но иногда они подводят, и вы приходите к следующему светофору как раз в момент смены сигналов или когда зеленый свет еще не зажегся. Для того чтобы уменьшить опасность аварий на перекрестке, перед включением желтого стали применять зеленый мигающий сигнал. Водителям понравилось новшество. На таких перекрестках число происшествий несколько снизилось, но уменьшилась и пропускная способность: увидев мигающий зеленый сигнал, многие снижают скорость. Как примирить эти два качества — скорость и безопасность? Практика показала, что основная масса машин движется по «зеленой волне» почти безостановочно. Но особенность потока в том, что он состоит из отдельных «пачек» машин, которые идут почти бампер в бампер, а сзади и впереди пустая проезжая^часть. При светофорном регулировании из-_ бежать группирования машин в «пачки», конечно, невозможно. Ну а если растянуть эту «пачку» по всей длине зеленого сигнала? Найти способ сообщить, скажем, водителю троллейбуса, отъезжающего от остановки, информацию о нужном режиме движения, пешеходу — о времени, оставшемся до смены сигнала, помочь водителю, который идет не в режиме «зеленой волны», изменить скорость так, чтобы проехать перекресток безостановочно? Все эти сложные задачи по плечу предлагаемому многофункциональному регулирующему устройству (МРУ). Сущность его заключается в следующем. По резервной полосе магистрали, движение на которой скоординировано по принципу «зеленой волны», между светофорами прокладывается гирлянда разноцветных ламп, система переключения которых позволяет создавать движущиеся с установленной скоростью отрезки линий зеленого и красного цвета. Скорость перемещения линии точно соответствует заданному режиму дви-шВЕНГРИЯ. Около 35 миллиардов форинтов — на 40 процентов больше, чем предназначалось для этой цели прошлым пятилетним планом, направляется в текущей пятилетке на строительство автомобильных дорог. Модернизация транспортной сети в стране стала насущной необходимостью, если принять во внимание растущий автомобильный парк. Предполагается, что за два года число только легковых автомобилей достигнет полумиллиона. ГДР. Претворяется в жизнь большой план по расширению сети первоклассных автострад в стране. К 1985 году их протяженность намечено довести до 10 000 километров. 24ИРАН. Растет автомобильный парк страны. Сегодня только в Тегеране насчитывается свыше 300 тысяч транспортных средств, в том числе 3 тысячи автобусов. Учитывая (&то, градостроители разработали перспективные планы развития столицы, включающие организацию движения. По этим планам должна быть сооружена целая система автомобильных дорог различного функционального назначения. Запроектированы дороги, на которых преимущество получат автобусы-экспрессы, специальные дороги для индивидуальных автомобилей и т. д. Транспортные пересечения на основных магистралях предполагается выполнить в разных уровнях. Аналогичные перспективные планы разработаны и для всех других крупных городов страны.всего света Водитель и управление движениемжения, а ее длина — зоне, обеспечивающей своевременный приход к разрешающему сигналу очередного светофора. Таким образом, «зеленая волна» станет видимой, превратится в бегущую ленту (подобно тексту световой газеты). Для каждого направления движения прокладывается своя гирлянда, а между ними устанавливается разделительный щит. Гирлянды могут крепиться на нем самом, на высоте, удобной для глаз водителей (в этом варианте щит явится одновременно преградой на пути недисциплинированных пешеходов), или подвешиваться с правой и левой стороны дороги. Несложно их вмонтировать ив проезжую часть по полосам движения. Теперь, когда «зеленая волна» станет видимой, шоферу будет легче ориентироваться, не нужно смотреть ни на табло, ни на спидометр, главное для него — движущийся световой отрезок. Машина бежит по «зеленой волне», водитель видит границу зеленого и красного сигналов и решает, что же ему делать — убавить или прибавить скорость. Теперь он хотя и пассивно, но включился в систему управления. У водителя появилась возможность оценивать ситуацию не только на перекрестке, но ив любой точке магистрали, поэтому стихнет резкий скрип тормозов, не будет необходимости жаться в тесную «пачку», машины могут вытянуться по всей длине зеленого сигнала, а она составит 650—ilOOO метров. Рассмотрим на рисунке варианты поведения водителей в этой ситуации. Автомобиль 1 должен стоять у перекрест- Г ДЛ ^ ^ ^ ^ . , ^ £ L И^ВЬА n*£fib dmBh ^ ^ Q L_ка перед красным сигналом светофора. Машина 2 также находится в зоне красного бегущего отрезка, но при увеличении скорости она догонит зеленый отрезок и следующий перекресток сможет пройти безостановочно. Если же водитель ее не может двигаться быстрее, то следует уже сейчас сбавить скорость и ждать, пока его догонит зеленый бегущий отрезок. Водителям машин 3, 4 и5 нужно продолжать двигаться с прежней скоростью, чтобы оставаться в зеленой зоне. Водителю автомобиля 6 следует несколько сбавить скорость. (Оговоримся, что длина зеленой зоны показана на рисунке условно.) Между перекрестками в силу различных причин часто нельзя двигаться с постоянной скоростью. Изменение скорости бегущей волны будет информировать водителя и об этом. Пешеходы, которые стоят на тротуаре, тоже получают непрерывную информацию о событиях, глядя на «бегущую волну», и могут рассчитать время перехода. Если светофоры на какой-то магистрали находятся на большом расстоянии один от другого, то гирлянду достаточно устанавливать лишь на отдельных отрезках или только на подъездных путях за 200—300 метров до светофора. Для экстренного проезда специальных машин можно полностью выключать красный световой отрезок. Водители, знакомые с условиями движения по такой магистрали, увидев сплошную зеленую линию, тут же освободят крайний левый ряд.^ ^ ^ ^^ш^. Дм| Г ЛТ ^ ^ ^ ^ ДЗДостоинства многофункционального регулирующего устройства очевидны. Подытожим их. Машины на перекрестках не будут собираться «пачками», это позволит ликвидировать задержки транспорта у перекрестков, уменьшит загрязнение окружающей среды, связанное со скоплением автомобилей у стоп-линий и работой двигателей на холостом ходу, снизит количество торможений, износ шин, сократит число включений и выключений сцепления, расход топлива, уменьшит пусковые износы. «Пачка» автомобилей будет растягиваться по всей длине зеленого сигнала, расстояние между автомобилями увеличится, вероятность столкновений между соседними машинами уменьшится. Более полно будет использоваться проезжая часть. Сигнал светофора (а они остаются на своих прежних местах) не будет меняться неожиданно для водителя, следовательно, число аварий уменьшится. Сотрудники ГАИ в зависимости от обстановки на дороге (авария, гололед) смогут плавно изменять скорость потока, вплоть до его остановки. Разумеется, на сооружение МРУ и его эксплуатацию потребуются средства. Но затраты на «бегущую волну» быстро компенсируются снижением количества аварий, задержек транспорта, пусковых износов. В. ИВАНОВ, доктор технических наук, профессор МАДИ; Е. КОШКИН, аспирант•/~Т~* Д ЗДЗСДДЗСП•^•8* wS^m^*^^"о*ч.™"^1 *о^"5* u"™JB " о - " ^ 'о^™8* *з^^^то™ - ^'^^•8* ъ^^е* пз^в*^ '^••в^ ^•••S* ^•ВВ^ fg4BflB^ ^ивв^^швв»*ПАКИСТАН. В стране зарегистрировано около 300 тысяч дорожных транспортных средств, начиная от тяжелых грузовиков и кончая мотоциклами и мотороллерами. Общая протяженность дорог превышает 30 тысяч километров, половина из них с твердым покрытием. США. Специалисты по безопасности движения считают, что при интенсивных потоках транспорта в городах автомобилю недостаточно обычных сигналов торможения сзади. Рекомендовано устанавливать сигнальный фонарь торможения спереди в верхней части ветрового стекла. В этом случае пешеходу будет видно издалека, что автомобиль резко затормозил или начинает снижать скорость. Такая информация полезна и водителю встречного автомобиля.ШВЕЙЦАРИЯ. Специалисты считают, что в современных городах необходима развитая система общественного транспорта. Если в Берне, например, так называемые трудовые поездки в центр будут, как ныне, совершаться на индивидуальных автомобилях, то в ближайшие годы под стоянки придется отводить свыше 800 .га ценной городской территории. Именно поэтому перспективный транспортный план города своей целью ставит резко ограничить движение индивидуального транспорта в городском центре. Проектируются новые дороги в обход его", а по периметру центра намечается создать целую систему многоэтажных подземных стоянок на 400—1000 машин каждая. Общая емкость стоянок должна превысить 12 тысяч автомобилей. Осуществление намеченных мероприятий, по мнению городских властей, будет в значительной мере способствовать развитию общественного транспорта без ущерба для интересов автомобилистов и пешеходов, а центр сможет стать пешеходной зоной, одинаково удобной для всех жителей города. ЯПОНИЯ. Ежегодно на дорогах страны погибает более 16 тысяч человек и около миллиона получает ранения. Как свидетельствует анализ дорожно-транспортных происшествий, большинство несчастных случаев вызвано переутомлением водителя, что делает его рассеянным, снижает быстроту реакции. 25