Инз/сенеры отвечаютчитателямщихся поверхностей пары поршень — цилиндр вызывает быстрый ее износ. Ученые НАМИи НИИАТа взяли под сомнение эти положения , разработали современнуюметодикуи заново прове ­ ли эксперименты . Исследования, п роведенныев НИИАТе, показали, что, против ожиданий , износы двигателя, п ускаемого 'на специальных жидкостях при температурах минус 15—20°, весьма незначительны и не пре ­ вышают 10 процентовобщих эксплуатационных. Была выдвинута гипотеза, с о ­ гласно которой холодна$1 масляная пленка на стенках цилиндров приобретает высокиепрочностные качества благодаря электрохимическому взаимодействию молекул масла и металла и не смывается; «пусковые» износы гроисходят главн ымобразомв начале прогрева , к огда масло начинает выгорать, а новые егопорции еще не поступают в достаточном количестве вцилиндры . Эти положения затем подтвердились работами НАМИи ряда других научных учреждений . К роме чисто лабораторных испытаний в холодильных камерах , были проведе ­ ны и эксплуатационные на десятках автом обилейвАрктике , Сибири исредней полосе. С учетом их результата можно считать доказанным , что1 пуск холодного двигателя сприменением специальных жидкостей не вызывает егофорсирован ­ н ого износа или поломок . Н еобходимо отметить также , что если со специальной жидкостью пуск занимал всреднем 10—15, с екунд , то без нее нередко воо бще не удавалось заставить работать изношенные дизели, д аже после разо ­ грева. Какие же пусковые жидкости и устройства использовать? Наиболее прост состав, п редложенныйНИИАТом для дизельных моторов . Это смесь из 40 процентов диэтилового эфира и 60 процентовмаловязкого масла. Ее полагается хранить в плотно закрытых сосудах или ампулах, так какпарыэфи ­ ра вредны для здоровья . Д ля подачи ее в двигатель разработано специальное устройство ( с м . р исунок ) , состоящее из ручного воздушного насоса 3, трубопровода! 2, смесителя 4, р езервуара6скрышкой 5, в которой установлен прокалыватель 8 ампулы. Насос приводят в действие одновременносвключением стартера или за 1—2 се ­ к ундыдонегои останавливают, когда двигатель начинает устойчиво работать. Опыт показал, что жидкость НИИАТа и такое устройство обеспечиваютнадеж ­ ный пуск дизелей при температурах до минус 27° за 15—20 секунд . Всего на пуск и начальный прогрев требуется около 40 см3жидкости . Д лякарбюраторных двигателей пуско ­ вое устройство и специальный состав разработаны НАМИ . Эффективность составов иприспособ ­ лений НАМИи НИИАТа равноценна, Естественно, эти жидкостииприспо ­ собления — не панацея от зимних бед. О нихорошив сочетании сприменени ­ е ммаловязких масел, специальных зим ­ них сортов топлива, с хорошозаряжен ­ н ымии утепленными аккумуляторами, антифризом. А ппаратураи составы, облегчающие холодный пуск двигателей, п роизводят ­ ся промышленностью .ПУСК БЕЗ РАЗОГРЕВАКакие средства применяются для облегчения пуска автомобильных двигателей зимой иможно ли пускать в ход без разогрева дизельный мотор грузовика так же легко, как бензиновый на «Жигулях»! Эти вопросы задал Ю. Смирнов из Новосибирска. В том или ином виде они сформулированы ив письмах других читателей, главным образом из северных и восточных районов. Мы попросили ответить на эти вопросы кандидата технических наук И. М . ЮРКОВСКОГО.Что наиболее сложновзимней эксплуатации автомобиля? Уверен, что большинство автомобилистов ответит од ­ нозначно: обеспечить максимальнуюго ­ товность к работе, то есть впервуюоче ­ редь возможность уверенно пустить двигатель машиныпри низких температурах после длительной ночной стоянки на отк рытойплощадке , во дворе автохозяйства или удорожной гостиницы. И эта проб ­ лема, касающаяся впервую очередь не автолюбителей, а грузовогоипассажир ­ с кого транспорта, привлекает все большее внимание ученых, к онструкторов , специалистов эксплуатации. Ведь большая часть территории страны относится к климатической зоне, где продолжи ­ тельная зима и сильные морозы — о быч ­ ное явление, а немалая часть парка гру ­ зовиков идаже автобусов ночует подоткрытымнебом . Обеспечить ежеднев ­ н ую работоспособность этих машин — задача довольно сложная . В автотранспортных предприятиях обычно применяют предпусковой разогрев двигателей электрическимиустрой ­ ствами, п аром , г орячимвоздухом , и нди ­ видуальными бензиновыми горелкамип одогревателями , и нфракрасными излучателями идругими средствами. Цель одна : согреть и тем самым сделать ме ­ нее вязким масло вмоторе , добиться хо ­ р ошего испарения топлива, н ормального для пуска состава горючей смеси и ее воспламенения. Чтобы обеспечить пуск двигателей так им путем, автохозяйства идут на значи ­ тельные материальные затраты, отводят некоторуютерриторию стояночной площадки, сооружают сложное хозяйство паро - или водоподогревасраздаточны ­ м и устройствами. Естественно, п ри таких стационарных системах автомобиль ока ­ зывается «привязанным» к базе. А какбыть, к огда приходится работать вотры ­ ве от нее? Или что-то случится на линии? Это не проблема , если машина обору ­ дована индивидуальным предпусковым подогревателем (к примеру , бензиновым). Но у таких автомобилей другие беды — довольно значительное, к ак правило, в ремяразогрева , не очень вы ­ сокая его надежность. А нельзя ли суверенностью пускать двигатель зимойбезпредварительного подогрева? Оказывается, м ожно . Д ажепри температурах до минус 30°, то есть в той климатической зоне , г де работает примерно 80 процентов нашего автомобильного парка. Сущность метода «холодного» пуска состоит втом , что в цилиндры вначале подается не обычное топливо, а специ ­ альная легкоиспаряющаяся жидкость. Она и обеспечивает первыевспышки , начало работы двигателя. В настоящее время насчитывается уже более ста патентов на различные составы таких жид ­ костей и устройства для подачи их вдви ­ гатель. Ряд пусковыхжидкостейи стартовых устройств разработан в нашей стране научно-исследовательскими ин ­ ститутами автомобильной промышленно ­ сти и автотранспорта. О днако на сегодняшний день пускбезразогрева не получил достаточно широ ­ к ого распространения, так как сложи ­ лось мнение отом , что он сопровожда ­ ется форсированными износами двигателя. Существовала теория , по которой на стенках цилиндров до начала работы не остается достаточно прочнойи толстой пленки смазки , остатки ее сразу смываются топливом , а новая пленка не образуется, так как подача масла ( и з за того , что оно холодное) н есколькоза ­ паздывает; и это отсутствие смазки тру-Пусковое приспособление НИИАТа: 1 — распылитель; 2 — трубопровод; 3 — возд ушный насос; 4 — смеситель; 5 — к рыш ­ к а ; 6 — резервуар; 7 — ампула сжидкостью ; 8 — прокалыватель.20