32
33
28 июля, воскресенье, Пярну Итак, я только что прошел регистрацию участников, получил на свой автомобиль стартовый номер ис этого момента вновь приобщился к автомобильному спорту. Я говорю «вновь» потому, что когда-то уже участвовал в ралли автолюбителей — май 1959 года запомнился мне на всю жизнь именно как начало моей автомобильной «карьеры». Проехав от Москвы до Севастополя и обратно, мы приобрели за несколько дней тот драгоценный опыт, который иному владельцу машины достается лишь за несколько лет. И хотя больше в подобных соревнованиях мне участвовать не привелось (да они, насколько известно, и не повторялись), я все эти годы считал себя в какой-то мере спортсменом, что отразилось практически ив моем «талоне предупреждений» — ни одного прокола. Недаром же говорят, что автомобильный спорт — путь к безопасности дорожного движения. Теперь предстоит это подтвердить в новом соревновании. И не только на трассе, но ив различных конкурсах, которые входят в его программу. Одна из особенностей нынешнего ралли в том, что здесь насчитываются положительные очки (а не штрафные) и зарабатываются они как в дороге, так ив состязаниях на старте—финише. Оценки за участие в конкурсах и викторинах даются компетентными жюри по пятибалльной системе ив итоге включаются в общий результат водителя и тренера. На один из таких конкурсов мы сейчас и спешим. Он называется «Наш автомобиль — наш дом». Сегодня состоится и другой конкурс — «Техническое состояние автомобиля», а также две викторины — по правилам дорожного движения и водительскому мастерству. Ничего себе денек! Скучать не приходится... 29 июля, понедельник, Пярну Сегодня получили маршрутные и контрольные карты, завтра старт. Но еще до того предстоят три соревнования — викторина «Как я знаю свой автомобиль», спортивные игры и... художественная самодеятельность. Да, да, причем за нее тоже насчитываются очки, идущие в общий зачет по ралли! А самое интересное, что я, — при всей своей бесталанности в области искусств,'•—рассчитываю получить некоторое количество этих очков и, так сказать, не остаться обойденным. Каким образом? Я женат. Моя жена очень мило поет, а когда в ударе — может и сплясать лихо русскую. Причем тут жена? Очень просто — она член моего экипажа. Нет, не штурман (эту роль она, правда, пытается играть в нашей семейной жизни), а просто официально заявленный член экипажав нашем ралли их можно брать столько, сколько мест обозначено в технической характеристике автомобиля. Штурманские же обязанности возложены на другого члена экипажа — старого моего товарища, с которым мы участвовали еще в ралли «Севастополь». Кстати, он, как и все члены экипажей других автомобилей, имеет право принимать участие в названных конкурсах и викторинах, причем все оценки, полученные лю32С каждым годом завоевывают ралли все больше приверженцев — и среди водителей-профессионалов и среди автолюбителей. Зимой > летом, и в мороз и жару выходят на трассы спортсмены. Фото В. Ширшова бым из них, в том числе и пассажирами, тоже идут в зачет. Вот так-то! Есть поэтому кое-какие шансы отличиться. Правда, главное — это, как и во всяком' ралли, дорога. Оценки за дорожные состязания входят в суммарный итог с коэффициентом 2и имеют поэтому решающее значение. Завтра стартуем на первый этап, и тут уж придется попотеть как следует... Показать свое водительское мастерство не на словах, на проезжей части. 30 июля, вторник, где-то на трассе Ну вот, и пошла настоящая гонка. Средняя скорость 57 километров в часэто не так-то просто для неопытных раллистов. Чтобы не опаздывать на KB, приходится держать стрелку спидометра все время где-то под восемьдесят, а ведь движение на дорогах Эстонии весьма интенсивное. За отклонение же от графика на 20 минут получаешь на KB отметку «плохо» и всего 1 очко в свой актив. Отметка «удовлетворительно» (3 очка) ставится за прибытие на KB с отклонением плюс-минус 10 минут. Так что, если хочешь получить хотя бы 4 очка («хорошо»), нельзя позволить себе отклонение от расчетного графика более чем на 5 минут. А уж «пятерка»Рамиставится только за прибытие с точностью до 1 минуты. Перед стартом, между прочим, подошел к нам тренер и начал «вдохновлять». Вы, говорит, учтите — это соревнование, а не прогулочка, здесь за каждый чих взыщут/и особенно за нарушение правил дорожного движения. А когда я на КВ-3 схватил «посредственно» (2 очка), опоздав на 15 минут, он на меня прямо-таки волком смотрел... впрочем, понять это можно. Тренер и обычно-то вкладывает в своих питомцев много души и, естественно, «болеет» за них. А в нашем ралли у тренеров особенное положение, они — участники соревнований. Нет, не «играющие тренеры»— в дорожном пробеге и скоростном маневрировании они не соревнуются, — а именно участники, борющиеся за те же заветные положительные очки. В зачет тренеру идут оценки всех экипажей, водителей которых он тренирует, и плюс оценки, полученные за участие в конкурсах им лично. Вообще говоря, это очень хорошо придумано организаторами соревнований. Тренеры наши — мастера спорта (во всяком случае, спортсмены не ниже первого разряда) или спортивные судьи (не ниже первой категории), то есть люди опытные, видавшие виды в спорте. Они очень много дали каждому из нас, общение с ними обогащает автолюбителя. За каждым тренером закреплены по два-три экипажа (больше трех не разрешается), и они довольно трогательно нянчатся с нами. Так что мы не очень обиделись на своего, тем более что на следующий пункт KB прибыли «тик в тик» (как принято говорить между раллистами), в на другие — с опозданием меньше чем в5 минут. Равновесие было восстановлено, и на финише первого этапа, включавшего конкурсы, викторины и пробег в 450 километров, тренер даже одарил нас поощрительной улыбкой. Оставив позади 450 километров, мы почти сразу же выступили в конкурсахпо скоростному маневрированию, техническому состоянию автомобиля. Причем последний вовсе не является обычным осмотром, который проводит судейская техническая комиссия на ралли. Конкурс есть конкурс, и дух соревнования царит здесь почти такой же, как на трассе. Завтра будет проведен разбор результатов ралли, состоится обмен мнениями и награждение победителей. А послезавтра все желающие участвовать во втором этапе ралли — самостоятельном соревновании переедут своим ходом в Юрмалу, под Ригой. 1 августа, четверг, по дороге в Латвию Посовещавшись со своим экипажем, я решил и дальше участвовать в этом соревновании. Сейчас мы просто едем в Латвию, как самые обыкновенные туристы. Ни тебе KB, ни скоростных участков, никто не контролирует и не ставит оценок. Благодать!.. Но.., ловлю себя на мысли, что дорога становится довольно монотонной, а вре-маршрутных и контрольных карт, — еще три. Особенно мне нравится, что до и после каждого этапа ралли обязательно проводится конкурс на техническое состояние автомобилей. Это заставляет «сражаться» не только на осмотровой площадке, но и непрерывно в течение всего соревнования — ведь техническое состояние автомобиля есть итог того, как ты вообще ездишь: бережешь ли рессоры, вовремя ли переключаешь передачи, не доводишь ли двигатель до «предынфарктного состояния» и т. д. 4 августа, воскресенье, Юрмала И опять пошли «очки, голы, секунды»... Трасса второго этапа ралли, проложенная по историческим и достопримечательным местам центра и запада Латвии, очень интересна, но и трудна. Угроза схватить «двойку» или «единицу» висит над каждым участником: опоздать на 15—20 минут можно «очень даже свободно», .как выразился наш тренер. Он опять напутствовал нас весьма сурово, а вчера, еще до выдачи маршрутных карт, заставил больше часа упражняться в скоростном маневрировании, считая, очевидно, что еще недостаточно натаскал меня дома. Как я благодарен ему теперь за это! Сегодня у меня на слаломе было лучшее время дня, и, если бы не... Я нарушил правила дорожного движения. Разгоряченный гонкой и прислушиваясь к спору, который вели между собой мои пассажиры, въехал в один из небольших городков, лежащих на трассе, со скоростью, превышающей установленную для населенных пунктов. Тут же был остановлен милицейским свистком, чего со мной уже давно не бывало. Короткая, но впечатляющая беседа6 августа, вторник, где-то в дороге Гробовое молчание, воцарившееся с некоторых пор в нашей машине, дало мне возможность принять самолично важное решение — без излишних дискуссий направить колеса в Литву, для участия в третьем этапе ралли. Собственно, и дискутировать было нечего: наш суммарный результат по двум этапам выглядит многообещающе. Во всяком случае, мы едем. И снова не можем не заметить, насколько обычная дорога «скучнее» раллистской трассы. Нам прямо-таки не хватает уже спортивных судей, пунктов KB, страхов сбиться с пути или выбиться из графика. И вообще треволнений, переживаний, острого интереса к тому, что ждет тебя на KB и на финише. 9 августа, пятница, Паланга Да, уж тут, на третьем этапе ралли — по дорогам Литвы — хватило и треволнений и переживаний. Дело в том, что мы заблудились — проскочили нужный поворот ив результате опоздали на KB более чем на двадцать минут. За это полагается «баранка» (то есть 0 очков), а если учесть, что результаты соревнований на трассе засчитываются с коэффициентом 2, то... В общем, эти «два ноля» стали нам на пути к... пьедесталу, где чествуют победителей. Победителями мы не стали. Но и побежденных в этом ралли, по существу, нет. Ну какой же автолюбитель будет считать себя потерпевшим поражение, если он, прекрасно проведя время, да еще ив доброй компании, проехал по интереснейшим и живописным местам в Прибалтике, участвовал в занятных и полезных конкурсах, поднаторел в искус-автолюбителеймя тянется как-то медленно. То ли дело было позавчера, когда шли по трассе ралли. Мь\ были все время заняты интересной и полезной спортивной игрой, соревновались друг с другом, были по-настоящему увлечены событиями на трассе. И я даже пожалел, что организаторы этих соревнований не включили в зачет проезд от места одного старта до другого. Ведь практикуется же такое в некоторых международных соревнованиях — в ралли «Монте-Карло» например. К месту звездного сбора участники стартуют из разных стран и уже по дороге соревнуются, стараясь набрать поменьше штрафных очков, не опаздывать и так далее. Говорят даже, что отсюда пошло само слово «ралли» — в переводе с английского оно означает «сбор», «встреча», «слет»... Мы, в общем, едем в Юрмалу. Интересно, много ли отсеялось участников после первого этапа. Думаю, что немного. Уж очень занятно было все в Пярну. 2 августа, пятница, Юрмала Тут тоже все чин по чину — регистрация участников, выдача стартовых номеров, инструктаж. А конкурсов еще больше, чем в Пярну, — только сегодня проводится пять, а завтра, в день выдачи с представителем ГАИ, завершившая нашу общую дискуссию, обошлась нам в пять драгоценных очков, которые спортивные судьи неумолимо вычеркнули из суммарного результата. Ужасно досадно! Тем более, что и тренер предупреждал. Он даже подвел под это «теоретическую базу» — ралли любителей проходит в особых условиях, разрешение иметь нг. борту пассажиров чревато рассеиванием внимания (как в воду смотрел!), и водитель должен это учитывать. Что ж, учтем :— отвлекаться больше не буду. 5 августа, понедельник, Юрмала Обсуждение результатов второго этапа ралли вылилось в очень интересный и полезный обмен мнениями. Причем доминирующим, повторенным неоднократно, было мнение о том, что подобные ралли способствуют привлечению широких масс автолюбителей к спорту, повышению уровня мастерства вождения автомобилей, а также их технически грамотному содержанию и эксплуатации. Особенно отмечалось прекрасное начинание — шефство специалистов автомобильного (наших добровольных тренеров) спорта над недостаточно опытными автомобилистами под девизом 1 + 3 .СПОРТстве вождения машины, знании автомобильной техники и правил дорожного движения, участвовал в художественной самодеятельности, спортивных играх и викторинах и возвращается теперь домой умудренный опытом, набравшийся впечатлений, приятно уставший и... готовый к новым подобным приключениям на раллистских трассах. Постскриптум Должен признаться, что описанного выше соревнования пока еще не было. Я здесь, как говорится, несколько забежал вперед. И все же мой дневник — отнюдь не мистификация. Он составлен в точном соответствии с утвержденным ЦК ДОСААФ СССР положением о 1-м Всесоюзном лично-командном автомобильном ралли «Поехали знакомиться, смотреть, познавать, учиться», которое будет проведено в Прибалтике с 28 июля по 10 августа 1974 года. Так что мне ос г тается лишь извиниться за некоторую неполноту сведений, допущения в датах. А владельцам автомобилей, желающим участвовать в этом ралли, —• начать деятельно готовиться к нему. Если у когонибудь возникнут затруднения в подборе тренера, нужно обратиться в ближайшую организацию ДОСААФ или ДСО, культивирующие автомобильный спорт. Ю. КЛЕМАНОВ 33