Поиски,ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОЦИКЛА ММВЗ-3.111 « М ИНСК » (в скобках приведены отличающиеся параметрыпрежней модели М-106) Общие данные база, мм дорожный просвет, мм длина, мм ширина, мм высота, мм максимальная км/час вес сухой, кг максимальная нагрузка, кг средний эксплуатационный расход топлива, л/100 км Двигатель тип двухтактный, одноцилиндровый воздушного охлаждения 52/58 123 8,2—8,8 9,5 (9,0) 5000—5200 К-36С А-72 или А-76 четырехступенчатая на скорость,идеи,разработки1230—1275 135 2100 660 1000 90 (85) 100 150ФАКЕЛЬНОЕ ЗАЖИГАНИЕ В 1975 ГОДУ?3,5—4,0диаметр цилиндра/ход поршня, мм рабочий объем, см 3 степень сжатия максимальная мощность, л. с. число об/мин карбюратор бензин Трансмиссия коробка передач передаточные передачах: первой второй третьей четвертой Ходовая часть передняя вилка колеса тормоза размер шин: в миллиметрах в дюймах Электрооборудование генератор переменного тока катушка зажигания дроссель фара задний фонарь спидометр свеча зажигания фонари указателей поворота реле указателей поворота числаВЫПУСК^ Схема работы двигателя с факельным зажиганием: 1—выпускной клапан; 2 — свеча; 3 — клапан впуска богатой смеси; 4 — форкамера; 5 — клапан впуска бедной смеси; 6 — основная камера сгорания; 7 — факел горящей богатой смеси; 8 — поршень.2,924 1,966 1,331 1.000т eflecKonH4ecKaj взаимозаменяемые барабанные диаметром 125 мм 64—484 2,50—19Г-421 (Г-411) Б-302 (Б-300) ДР-100 ФГ-133 (ФГ-138) ФП-246 (ФП-230) СП-131 (СП-115В) А7, 5УС или А6БС УП-208 РС-421Экспериментальные работы по двигателям с факельным зажиганием ведутся давно. У жев 1959—1961 годах Горьковский автозавод испытывал шестицилиндровые верхнеклапанные двигатели такоготипа на своих машинах («За рулем», 1959, N» 5 и № 10, 1961, № 1). Снабженные ими автобусы и хлебовозы проходили опытную эксплуатацию в Сочи и Москве. Описание опытного двигателя ГАЗ-52 с факельным заж иганием было опубликованов нашем журнале (1961, № 12). Испытания позволили выявить как положительные, т аки отрицательные стороны двигателя с факельным зажиганием . С одной стороны , о н дает экономию горючего (до 15 процентов) и позволяет уменьшитьтоксичность отработавших газов (особенность, которая в настоящее время приобретает все большее значение). С другой — на нем трудно добиться одинаково эффективной работы на часто меняющихсярежимах , заметно ухудшается приемистость. Эти недостатки и сдерживали внедрение «факельного двигателя» в производство. За последние годы интерес к двигателям с факельным зажиганием вновь вырос. Сейчас автозаводы и научно-исследовательские организациикакв нашей стране, т аки за рубежом ведут интенсивные исследования иэксперименты направленные на устранениеих слабостей. В частности , большие работы в этой области на счету японскойфирмы «Хонда», известной мотоциклами ималолитражками . Как сообщает зарубежная пресса, она предполагает начать экспортвСША четырехместного легкового автомобиля весом примерно 730 кг . Ее специалисты считают , что эта машина удовлетворит нормы стандартов на 1975 год, установленные для вых лопных газов американскимАгентством по защите окружающей среды. «Хонда» надеется, что ее автомобиль окажется первой серийной машиной , оснащенной двигателем с факельным зажиганием смеси, к оторый она назвала двигателем с послойн ым зарядом горючей смеси. Он представляет собой вариант обычного карбюраторного двигателя, и для его выпуска не требуется значительной переделки конвейера. Разработанная японской фирмой конструкция обеспечивает, по ее заявлению, полное сгорание смеси в цилиндрах, благодаря чему и сокращается содержание вредн ых примесей в отработавших газах. О том , н аскольковажнымисчитают специалисты и руководство «Хонды» исследования в области факельного зажигания , м ожно судить по тому факту, что четыре года назад ее научно-исследовательский центр полностью прекратил разработки по гоночным автомобилям, которые считались одним из главных в его тематике . В ответ на вопросы опричинахтакой перестройки представители фирмы ссылались на необходимость удовлетворения требований американскогорынкав отношении токс ичности . Частью большой программы работ в этом направлении и явилось создание опытных образцов двигателей типаКВКК (сокращение английских слов «Компаунд вортекс контроллд комбасчен», то есть «сгорание, управляемое смешанным вихрем»). Как они работают? В двигателе «Хонда», к акив разрабатываемых другими заводами иинститутами , топливная смесь, являющаяся слишком бедной, чтобы воспламеняться в цилиндре, поджигается горящим соседним слоем более богатой смеси. Последняя подается в небольшую камеру сгорания (форкамеру), р азмещенную над основной камерой сгорания цилиндра и соединенную с ней узкойгорловиной . Ф оркамера оснащена свечой и собственным впускнымклапаном . Цикл работы карбюраторного двигателя с факельным зажиганием остается прин ­ ципиально такимже , к акиу обычного четырехтактного двигателя внутреннего сгор ания (см. р исунок ) . В такте всасывания при ходе поршня8 вниз богатая смесь поступает от самостоятельного карбюратора в форкамеру 4 через клапан 3. Бедная смесь, приготовленная другимкарбюратором , заполняет, через клапан ' 5 основнуюкамерусгорания6и остальное пространство цилиндра. Двигаясь вверх, поршень 8сжимает смесь в обеих камерах и возвращает в форкамеру 4 большую часть богатой смеси, которая прошла восновнуюкамеру 6. Затем свеча 2 воспламеняет богатую смесь. Факел пламени 7 через горловину, в свою очередь, поджигает нижележащий слой бедной. Р асширяющиеся газы толкают поршень 8 вниз. При обратном ходе он выталкивает отработавшие газы через открытыйвыпускной клапан 1. И нженеры «Хонды» у тверждают , что дополнительный карбюратор и детали, необходимые для открытияизакрытия второго впускного клапана на каждом цилиндре, л ишь ненамного (не более чем на 10 процентов) увеличат стоимость двигателя мощностьюв 65 л. с. А мериканскийконцерн «Дженерал Моторс» выразил желание приобрести 400 000 двигателей с факельным зажиганиемуяпонскойфирмы для своей модели 1975 года, на что получил ответ, что «Хонда» не заинтересована в заказе. Трудно в настоящее время определить, что скрывается за этим отказом — боязнь конкуренции или же недоработанность «факельного двигателя». Н. МИЦУРА П3. «За рулем» № 2.