РЕПОРТАЖ:Москва, Таганка, отдел ГАИ. Группа разбора ДТП. Отсюда я должен сделать репортаж. Сижу на колченогом стуле, вооруженный блокнотом и диктофоном. Нарушитель, однако, идет вяло. Я его понимаю: в жаркую пятницу тянет на дачу, а не в группу разбора. Репортерский улов мне не светит, зато можно сколько угодно расспрашивать офицеров группы. Тоже интересно... - Какие нарушения в центре Москвы самые типичные? - Езда на красный свет и пересечение сплошной осевой линии с целью обгона. Многие улицы давно нуждаются в реконструкции. Проезжая часть недостаточно широка, мало подземных переходов и, соответственно, чересчур много светофоров. Отсюда соблазн экономить время за счет таких вот нарушений. Тем более что штрафные санкции чисто символические: от 0,2 до 0,5 минимальной зарплаты. Входит, легок на помине, смуглый джигит, ехавший на запрещающий сигнал светофора. Утверждает, что был прав: инспектору просто показалось. Говорит это спокойно, ритуала ради, чтобы разговор поддержать: 10250 рублей штрафа для него как укус комара. А вот три заработанных штрафных балла слегка тревожат. Спрашивает: "Можно, заплачу второй штраф, чтобы в моем талоне не писали эти очки?" Впоследствии, по мере приближения к 15 баллам, от благодушия не останется и следа: полгода без "прав" - это не червонец штрафа. - У нас уже есть рекордсмены, набравшие за пару месяцев 12-15 баллов, говорит мне старший инспектор Лапин. Еще одно нарушение - и поймут, что большой кошелек уже не спасет. Так что, ду-НЩЗЫШЕттНЕ о томмаю, беспределы на дорогах прекратим. Его младшие коллеги другого мнения: - Талоны с баллами ударяют по государственным водителям и по чайникам, которые победней. А бандиты и многие коммерсанты как ездили без документов, так и будут ездить. В Москве каждый десятый сидит за рулем без водительского удостоверения: лишен права управления или вообще его не имеет... В коридоре громкий женский голос: "Мальчики, чья "восьмерка" бежевая возле ворот? А то грузовик бок ей снес и уехал. Номер мы на всякий случай записали"... Слышен топот: хозяин с изменившимся лицом бежит к выходу. А молодой инспектор по розыску начинает звонить в центральную картотеку, чтобы установить принадлежность скрывшегося грузовика. - Еще один наш бич, - вздыхает старший инспектор. - Виновник уехал с места ДТП, а установить не можем оперативно. Чтобы дозвониться в картотеку, нужно час потратить. Засеките время ради интереса. А как же компьютеры? Кое-где в отделах ГАИ они есть. Там, где спонсоры дали. Но единая информационная сеть, как, например, в США - от центрального суперкомпьютера с мощной базой данных до монитора на патрульной машине, - не виднадаже в далекой перспективе. Вся оргтехника, которой располагает группа разбора, - старый телефонный аппарат и пишущая машинка "Олимпия", сделанная, наверное, еще при Бисмарке. Забегу вперед: инспектор дозвонился в картотеку через 1 час 22 минуты. И узнал, что грузовик принадлежит гражданину К. Но это отнюдь не значит, что виновник ДТП найден. Этот самый К. может и не проживать по указанному в картотеке адресу. Или проживает, но знать не знает о грузовике, который давно продал кому-то с выдачей генеральной доверенности. Инспектор по розыску показывает мне типичное объяснение, написанное Дарьей Глебовной Ф., 1962 года рождения: "В июне прошлого года я по генеральной доверенности с правом продажи доверила автомобиль ВАЗ-2106 мужчине лет 40. Фамилию и место проживания его я не помню. Адрес нотариальной конторы, где была оформлена доверенность, помню приблизительно где-то около метро "Павелецкая"... Мои собеседники единодушны: выдачу генеральных доверенностей надо запретить, иначе не работает механизм привлечения виновника к ответственности. - В принципе, - говорит Лапин, взыскать ущерб можно по статье 454 Гражданского кодекса с лица, выдавшего такую доверенность. Но реально лиЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАЗА РУЛЕМ 10/94 41