НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?ЩНАШ ПРАКТИКУМШПРОШУ ОБЪЯСНИТЬИНФОРМАЦИЯНо рано или поздно щетки все равно надо менять. Причем покупать отдельно "резинки", как показывает печальный опыт, не стоит. Как правило, они работают не лучше старых - видимо, эту запчасть у нас изготовляют на кухне. На рынке автомобильных аксессуаров ассортимент "дворников" широк. Какие же выбрать? Обращайте внимание на узел крепления, сделан он под "крючок" или штырек. Кстати, узлы "под штырек" тоже бывают разные - поводки старых машин (ЗАЗ-966, АЗЛК-2140 и т. п.) уже, чем современные "жигулевские", поэтому "дворники"-старожилы без переделки крепежного узла к "вазовским" автомобилям не подходят. Зато обратная замена возможна. С импортными щетками проще. Можно купить отдельно узел крепления, играющий роль переходника между рычагом стеклоочистителя и осью большего коромысла "дворника". Типов переходников несколько (показаны на фото, слева) и подобрать нужный не составит труда. Чтобы щетки не выскакивали за уплотнитель стекла или, наоборот, не чистили его только где-нибудь в углу, не ошибитесь в длине. Вот длины "дворников" для отечественных автомобилей: ВАЗ, АЗЛК-2140 - 330 мм; "Самара" и "Ока" - 500 мм; "Таврия" - 530 мм; АЗЛК-2141 - 460 мм; "Волга" - 410 мм. Отклонения в обе стороны больше чем на 20-30 мм нежелательны. Что касается "дворников" на задних стеклах хэтчбеков и универсалов, то длины их таковы: "Нива", ВАЗ-2104, "Ока" - 280 мм, "Самара" - 330 мм, "Таврия" - 380 мм. Все крепления - штырьком, но на "Таврии" поводок узкий, как на старых "запорожцах", и щетка поэтому получилась на редкость оригинальной - современной по длине и конструкции, но старой по устройству крепежного узла. С задними "дворниками" можно позволить себе небольшие вольности и "поиграть" длиной щетки, например, подгибая поводок. Так делают многие владельцы "самар", устанавливая назад длинную 500-миллиметровую щетку. Правда, по нашим наблюдениям, польза здесь только во взаимозаменяемости всех трех "дворников" - зона очистки если и увеличивается, то ненамного. Первейшее требование к резиновой ленте эластичность. Она достигается, помимо свойств самого материала, и с помощью продольных канавок. На старых щетках их 1-2, на "эталонных" "бошевских" - 3-4 (см. рис. в). Рабочая кромка ленты лучше тоненькая, она плотнее пригегает к очищаемой поверхности. Вообще, "резинка" на "дворнике" должна быть прямой или чуть выпуклой, но ни в коем случае не вогнутой. Последнее - верный признак потерявшей упругость пружины или ее отсутствия. Такая щетка будет чистить только краями. Поджимая несколько раз рабочую часть щетки к верхнему коромыслу, проверьте, чтобы "дворник" легко, без заеданий принимал начальную форму, коромысла не болтались на осях и хорошо скользили по каркасу резиновой ленты. Пластмассовые узлы крепления недолговечны, и если вы не намерены оставлять щетки на автомобиле на радость супостатам, ищите крепеж из металла. Периодически в моду входят сдвоенные щетки кустарного производства. Коромысла у них, как правило, пластмассовые и быстро разбалтываются, если раньше не ломаются. Пружины из того же материала прогибаются внутрь (см. фото). Кроме того, если стекло не заливают потоки воды, то вторая щетка работает всухую - а это возможность "дробления". В общем, неспроста ни одна уважающая себя фирма не применяет такие "усовершенствованные" изделия. И последнее. "Дворники" стали черными не в угоду моде, а чтобы не "бликовать" и не слепить водителя, поэтому если есть выбор между блестящей и матовой щетками - остановитесь на последней. Щетка по сухому стеклу работает плохо и быстро истирается. Поскольку грязь на стекле и дождь не всегда совмещены во времени, приходится использовать омыватель. Этот маленький водяной насос может доставить много неприятностей. А его отказы, к сожалению, нередки - как правило, из-за коррозии металлической оси. Она прикипает к металлокерамическим втулкам (обычно после длительной стоянки). Разобрать насос и смазать втулки несложно, а вот при сборке надо быть аккуратным. Немного перетянув винты корпуса, рискуете зажать ось ротора - поэтому при сборке проверяйте, вращается ли вал, подключив насос к бортовой сети. Определив момент заклинивания ротора, немного отпустите винты. Как временная мера, ослабление винтов иногда помогает и при неожиданной остановке насоса - например, от перегрева. Если уж совсем некогда, можно несильно обстучать корпус омывателя (например, ручкой отвертки) - работоспособность после этого восстанавливается, хотя и ненадолго. Что в бачок омывателя полезно добавить немного шампуня (лучше обычного - автомобильный сильно пенится), знают многие. Подойдет и жидкость для мытья окон - всем известная "Секунда", например, только не в аэрозольном баллоне. Большой выбор автомобильной "химии", в том числе специальных жидкостей для омыва стекол, снимает проблему замерзания воды в омывателе. Правда, цены не пустячные, но ехать с обледеневшими "дворниками" и разводами грязи на стекле небезопасно, может обойтись неизмеримо дороже. Выручит спирт - любой. "Приняв горячительного" (примерно шестую часть объема), бачок с водой перестает замерзать и при 10-15-градусном морозе. Концентрация может быть разной - в зависимости от температуры воздуха (но не от вкуса!). Кстати, еще один "плюс" алкоголя - после него на стекле и кузове не остается следов, в отличие от многих специальных составов. Перед холодами оставшуюся воду из шлангов и форсунок надо слить, прокачав систему насосом. Ледяная пробка в форсунках насосом пробивается не скоро, даже если в бачок залита горячая вода (которая очень быстро стынет в трубках, попав под поток холодного воздуха). Можно решить проблему раз и навсегда: установить бачок омывателя куда-нибудь в теплое место и оборудовать насос системой слива, чтобы жидкость не стояла в трубках и форсунках. Так сделано на многих иномарках, где бачок омывателя имеет общую стенку с расширительным бачком, при работе всегда горячим. Поверьте - у того, кто последует нашим нехитрым рекомендациям, стекло в любую погоду останется чистым, а значит, ездить будет намного безопаснее.ПОДВЕЛ АККУМУЛЯТОРДо намеченной важной встречи времени в обрез. Вы торопливо садитесь за руль, поворачиваете ключ зажигания, но вместо знакомых звуков работающего двигателя с досадой слышите натужное жужжание стартера, еле-еле прокручивающего коленчатый вал. Все напрасно: даже лампочка разряда аккумулятора и та погасла. Планы на сегодня рухнули - подвел аккумулятор. Почему? Ответ — в предлагаемом материале, подготовленном в НПО"Автоэлектроника". Строгие статистические данные, полученные в нашей организации на основании многолетних исследований, позволяют сделать вывод, что в подавляющем большинстве отечественные аккумуляторы, например марки 6СТ-55А, при правильной эксплуатации могут служить до 92 месяцев или обеспечить автомобилю пробег около 220 тысяч километров. Подчеркнем — при правильной эксплуатации. А как в жизни? Когда вы, уважаемый читатель, последний раз проверяли (если это предусмотрено) уровень и плотность электролита, напряжение на выводах батареи, натяжение ремня генератора? Зачастую в ответ услышишь: мол, руки не доходят, текучка засасывает, тем более, когда каждый день с утра до вечера на колесах. В общем, одним днем живем: завелся двигатель, и ладно. Но оправдан ли такой подход? Вряд ли. Этот вывод подтверждает и практика. На живучесть и работоспособность батареи влияет множество факторов. Опытным автомобилистам многие из них хорошо известны. А тем, кто лишь недавно сел за руль или хочет приобрести машину, нелишне напомнить несколько положений, соблюдение которых убережет от неприятностей с аккумулятором. Низкая степень заряженности, когда невозможно пустить двигатель, может быть вызвана многими причинами. Одна из наиболее распространенных — ослаблено натяжение ремня генератора. Хорошо, если на приборной панели есть лампочка-индикатор разряда аккумулятора. Ее включение при работающем двигателе — сигнал о том, что генератор не дает необходимого напряжения, то есть работу системы зажигания обеспечивает аккумулятор. В случае, когда он полностью заряжен и двигатель пускается с "полоборота", вам, возможно, удастся проездить день-два. Полагая, что "виноват" аккумулятор, вы начинаете ежедневно подзаряжать его от зарядного устройства. Но не обманывайтесь кажущейся безобидностью ситуации. При таком режиме эксплуатации вы рискуете через месяц лишиться батареи - куда проще и дешевле заменить приводной ремень генератора и отрегулировать его натяжение. Иной водитель, особенно начинающий, нередко забывает выключить габаритные огни, фары, а то и вентилятор "печки", и ездит так целый день или, что еще хуже, оставляет автомобиль с включенным потребителем энергии на стоянке. Следующая поездка выпадает через неделю, а то и через месяц - этого времени вполне достаточно, чтобы аккумулятор основательно разрядился. Но больше всего хлопот батарея может доставить, когда температура воздуха опускается ЗА РУЛЕМ 10/94 51