глазами владельца^ Эта "восьмерка" прошла около 40 тысяч километров, не доставив особых хлопот. Львиная доля пробега приходится на загородные поездки, как правило дальние (туда - обратно 500 километров). Достается машине на тяжелых калужских проселках - бывает, последние километры до вожделенной фазенды одолеваешь, что называется, на брюхе: личный "рекорд" - семь с половиной километров за семь с половиной часов! После осеннего барахтанья в грязи автомобиль впадает в зимнюю спячку в гараже. В прошедшее лето, перемахнув рубеж 40 000 километров, "Самара" заставила поволноваться. Каждый раз при пуске холодного двигателя непривычно долго не гасла лампа аварийного давления масла; отзываясь на это, тревожила надпись "STOP" на комбинации приборов, светясь 15 - 2 0 секунд при уже работающем двигателе. Первое предположение - неисправен противодренажный клапан в масляном фильтре. В таком случае двигатель, простоявший несколько часов, при пуске ведет себя, как после смены масла: нужно время на заполнение системы. Тем более, фильтр стоял разборный, не вызывающий особого доверия. В нем противодренажный клапан представляет собой подпружиненное металлическое кольцо, а в обычном, штатном, это резиновая тарелка, более плотно закрывающая канал. Однако замена фильтра ничего не дала. Проверил датчик давления масла и редукционный клапан масляного насоса (упругость пружины) - все в полном порядке.26 ЗА РУЛЕМ 10/94ilВ конце концов, заехав на эстакаду, сквозь прорези в защите картера * & e » > двигателя увидел слегка вмятый поддон - одну из наиболее вероятных причин такого поведения двигателя. Зазор между маслоприемником и поддоном сокращается до минимума, и густое масло попадает к насосу в очень небольшом количестве. По мере прогрева и роста числа оборотов коленчатого вала масла проходит больше, и давление в системе возрастает. Надо сказать, что после каждой дачной поездки я непременно заглядывал под машину - проверить, не поджат ли лист защиты двигателя к масляному поддону, не погнут ли - ведь биться защитой о неровности грунтовой дороги приходится, к сожалению, нередко. То, что между щитом и поддоном я всегда видел зазор, и ввело в заблуждение. Очевидно, попав в выемку, автомобиль "присел", ударился щитом о грунт, и большой металлический лист просто спружинил - "сходил" вверх, помял поддон и вернулся на место. Поддон подогнулся ненамного - миллиметров на пять (к счастью!), чего сбоку не было видно. Дальнейшие действия были просты снял защиту, поддон, выправил его и поставил на место. Наконец-то попал в точку: лампа аварийного давления масла стала гореть не дольше положенного. Следующий каприз тоже "на совести" системы смазки. У крышки зубчатого рем-"S),Передняя часть двигателя. Стрелками показаны: а - ме-SR 3 сто обнаружения масла; б место его течи. 1 - корпус мас\\ ляного насоса; \\ 2 головка Ря N блока; 3 - блок |№Д-/о_ цилиндров.2п\<£.\ Гг ] IIня, по стыку блока цилиндров и головки, появились потеки масла. Ремень - деталь ответственная, поэтому решил, не откладывая, заменить прокладку головки блока. Здесь самое трудное - отвернуть (и потом, естественно, завернуть) болты крепления головки, поскольку они затянуты очень большим моментом - до предела текучести. Вся проблема состояла в поисках шестигранника "на 10" из прочной стали. Свернул в штопор три ключа, купленные с рук (больше негде), пока не заказал умельцам закаленный шестигранник. Помучился, сливая "Тосол", - на землю было жалко, он прослужил всего год, но расположение пробок, казалось, не оставляло иного выхода. Пришлось подставлять под пробку литровую банку (большая не входит между двигателем и радиатором) и по одному литру, затыкая отверстие пальцем, "вычерпывать" охлаждающую жидкость. Разобрав мотор, добрался до прокладки - к моему удивлению, она оказалась целой! Поставил новую; пользуясь случаем, помыл снизу двигатель, заменил зубчатый ремень (береженого Бог бережет!). Мотор после сборки заработал, показалось, тише и ровнее, но напустил большую лужу масла. Оно попало на шкивы и на новенький ремень под защитной крышкой. Но теперь, наконец, выдал себя истинный виновник: масло гнало из-под корпуса масляного насоса (показан на рисунке), с которого я удалил грязь, уплотнявшую его. По торцу блока цилиндров масло поднималось до головки, что и заставило меня грешить на прокладку. Перспектива повторной разборки двигателя, теперь уже снизу, не вдохновляла, но делать нечего - прокладка масляного насоса требовала замены. Хочу предупредить: снизу к насосу на двух болтах прикреплен поддон картера, еще шесть болтов притягивают его к блоку цилиндров - ключом "на 10" их все легко отвернуть. Но еще один болт (фиксирующий трубку маслоприемника) хитро спрятан на внутренней стороне корпуса насоса, в картере двигателя. Про него легко забыть (что и случилось со мной), но лучше не пытаться "отодрать" неподдающийся масляный насос силой. Придется снимать поддон картера, маслоприемник и уж потом - насос. Проделав эти операции, я обнаружил, что исчезла (куда - неизвестно) добрая четверть прокладки под корпусом насоса - вот и причина течи. Новой прокладки добыть не удалось; посадил корпус на герметик - распространенный ныне "Гермесил", не раз выручавший в трудных ситуациях. Не подвел он и на этот раз - после сборки двигатель остается чистым. Вот, пожалуй, и все, с чем пришлось серьезно повозиться. Совсем немного, учитывая характер эксплуатации. А. АНТОНОВ