Восемь... девять...ПОСМОТРЕЛИ - ЗАДУМАЛИСЬВАЗ-2110 мы видели уже не раз. На картинках, да ив Манеже. Но все это - издалека. В Научно-техническом центре ВАЗа "десятки" - на каждом шагу: можно разглядывать, потрогать руками, залезть под капот или даже под машину. Чем мы и занялись. Первое впечатление от внешности - наконец-то сделали автомобиль с плавными обводами кузова, без острых углов и выступающих деталей. Популярная сегодня во всем мире за4 ЗА РУЛЕМ 10/94лизанность обусловлена не столько данью моде, сколько стремлением улучшить аэродинамику. Жаль только, "битва за обтекаемость" привела к тому, что многие автомобили утратили свое лицо и стали очень похожи. "Десятку" в безликости не упрекнешь - спутать ее на дороге с японским или европейским "одноклассником" невозможно. Все же назвать внешность бесспорно удавшейся - язык не поворачивается. Машина отлично смотрится по частям. Передок с узкими "прищуренными" фарами и окрашенным вцвет кузова бампером - это красиво и современно. Вид сзади навевает мысли о солидности автомобиля. Очень к месту фальшпанель "под стекло", соединяющая задние фонари в сплошную линию. Мощный бампер придает задку некоторую тяжеловесность, но вовсе его не портит. Изменила облик и привычная эмблема - ладья. Она стала, как нам кажется, более современной. Удалось взглянуть на автомобиль сверху. Этакая стремительная "капля". Здорово! ПРЕЗЕНТвиИЯСлухи об этой машине ходили давно. Когда в 1984-м пошел с конвейера ВАЗ-2108, самые осведомленные автомобилисты уже знали: родоначальником следующего семейства станет "десятая" модель. Правда, какой она будет, никто не ведал. Пару лет назад в московском Манеже "десятую" впервые представили широкой публике. И вот, наконец, долгий (ох, какой долгий!) путь к серийному производству завершается. В конце нынешнего - начале будущего года с конвейера должны сойти первые партии ВАЗ-2110. Что же представляет собой новая модель?А вот общее впечатление о внешности ВАЗ-2110 составить не просто. Не воспринимается она вся, целиком. Может пока не привыкли, а может дело вкуса. Наконец-то на отечественном автомобиле появились вклеенные стекла (это современно, но заменить разбитое стекло труднее) и исчезли с крыши водосточные желобки. Еще одно наблюдение. Машина особенно требовательна к цвету и Качеству подгонки панелей кузова - таковы особенности его формы. ПОСИДЕЛИ - ПОНРАВИЛОСЬ Первым делом подгоняем под себя сиденье. Схема регулировки привычная, как на "восьмерке": пластмассовая скоба для продольной регулировки - слева на полу. Наклон спинки изменяют вращением рукоятки слева внизу, на стыке спинки и подушки. Только вот добраться до нее сложно - приходится засовывать кисть руки в узкое пространство между сиденьем и центральной стойкой кузова. Само сиденье после жесткого "восьмерочного" показалось роскошным диваном. Хотя этотоже дело вкуса. Первый взгляд на приборы: их отлично видно, рулевое колесо совсем не мешает следить за спидометром и (наконец-то) тахометром. Кстати, рулевая колонка регулируется по углу наклона (рычажок - слева под рулем). Хочешь руль пониже - пожалуйста, некуда девать колени (рослому водителю) - поднимаем колонку и все проблемы решены. Рулевое колесо в любом положении не перекрывает комбинацию приборов. Центральная консоль развернута в сторону водителя. На ней располо-ЗА РУЛЕМ 10/94 жены два устройства, о которых стоит сказать особо. Первое - автоматический отопитель. Поворотом рукоятки на консоли задают желаемую температуру в салоне. За ее поддержанием следит датчик, расположенный на потолке рядом с плафоном. На консоль вынесен и блок диагностики. Если не закрыть дверь или не застегнуть ремень безопасности — загорится соответствующая лампочка и раздастся звуковой сигнал. При попытке "пошуровать" рычагом переключения передач отметили две приятные особенности. Включая пятую передачу, не надо тянуться, как в "Самаре", - это во-первых. А во вторых, на рычаге появилось кольцо, блокирующее случайное включение заднего хода. Для коробки со схемой переключения передач, как у ВАЗ2108, очень полезное усовершенствование. В мире оно известно давно, у нас вот почему-то не применялось. На машине, которую нам предоставили для знакомства, салон выполнен светло-серым. Достаточно приятный по фактуре и цвету (опытный образец?) пластик и такого же оттенка ткань. Смотрится все добротно, хоть и без особых изысков. Субъективные ощущения таковы: за рулем - удобно. Все органы управления на месте. Сзади человеку высокого роста тесновато, особенно если впереди угнездился такой же переросток. Общее впечатление - машина как машина. Не поражает, но и не раздражает. ПОД КАПОТОМ "СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ " Не терпелось увидеть новый двигатель. С трепетом открыли капот, а там ... "восемьдесят третий" мотор. Увидев наши разочарованные лица, заводские специалисты поспешили6 ЗА РУЛЕМ 10/94"Десятке" по "зубам" куда более крутые соперники, чем велосипед.Крышка багажного отсека открывается до бампера. Загружать поклажу стало намногр легче, чем на "жигулях" и "самарах". ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Модель Длина, мм Ширина, мм Высота, мм База Колея спереди/сзади Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Макс, скорость, км/ч Разгон с места до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км, при: 90 км/ч 120 км/ч ГЦ Рабочий объем двигателя, см 3 Мощность, л. с/кВт при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин ВАЗ-2110 4277 1670 1420 2492 1395/1370 1010 475 165 13,5 4,9 6,3 8,5 1500 73,5 /54 5600 109 3400 ВАЗ-21102 4277 1670 1420 2492 1395/1370 1015 475 170 13,5 4,9 6,3 8,2 1500 76-79/56-58 5600 118 3400 ВАЗ-21103 4277 1670 1420 2492 1395/1370 1035 475 175 12 4,8 6,1 8,5 1500 92,5-95/68-70 5600 130 3200разъяснить, что внешнее сходство обманчиво. Базовый двигатель -2110 внешне почти не отличается от "восемьдесят третьего", однако на 4,5 кВт мощнее. С таким мотором "десятка" начнет сходить с конвейера. Ближайшее его усовершенствование - установка многоточечного впрыска топлива с электронным управлением, разработанного совместно с фирмой "Дженерал моторе". Двигатель станет еще немного мощнее, экономичнее, и, главное, оборудованный системой впрыска, он отвечает строгим западным требованиям по токсичности. "Десятка" с впрыском называется ВАЗ-21102. А вот и "венец творения" - самый мощный мотор. На нем пластмассо- ПРЕЗЕНТАЦИЯвая крышка с "нерусской" надписью "16 клапанов". Из неразрекламированных так широко новинок - гидротолкатели клапанов и, конечно же, впрыск бензина. Естественно, у столь "серьезного" агрегата и показатели соответствующие (см. табл.). Его серийное производство - дело ближайших лет. Конечно, хотелось бы увидеть такой мотор на серийной "десятке" поскорее.•'•••: - ; ; ; « ( : !перь приварены к мощной поперечной трубе. Выглядит такая конструкция надежно. Конечно же, у нового автомобиля изменены характеристики упругих элементов подвески. В ходовой части есть перемены, незаметные с первого взгляда. Изменилось передаточное отношение рулевого механизма. Передние тормоза - вентилируемые. В перспективе установка четыр-конструкция подвески. Та машина отлично держит дорогу. Новая модель ВАЗа в этом отношении тоже на высоте. В этом мы убедились, когда сами сели за руль. ПОЕХАЛИ ЗАБЫЛИ ВСЕ ПЕЧАЛИ Насмотрелись вдоволь, теперь вперед! "Пообщаться" удалось с тремяЩ£ "??'^Л"."Голубой "металлик", литые диски выставочный образец. А слабо - такую же с конвейера?"Нажми на кнопку , получишь результат" - опустится стекло. Панель управления электростеклоподъемниками - между передними сиденьями.Интерьер ВАЗ-2110 достаточно прост. Но и вкус заметен.ВИД СНИЗУ "Десятка" на подъемнике: что у новой машины "под брюхом"? Ага, очень напоминает ВАЗ-2108. Задняя подвеска перекочевала почти полностью. Да и впереди - привычные уже стойки Мак-Ферсона. Но здесь наконец-то изменены кронштейны для крепления рычагов подвески: они те-надцатидюймовых колес и, соответственно, более эффективных тормозных механизмов. Кстати, автомобиль с колесами большего диаметра выигрывает и внешне. Схожесть подвески ВАЗ-2110 с "восьмерочной" может кого-то разочаровать. Но зачем изобретать велосипед: ведь одно из самых удачных решений в "ноль восьмой" - именноВАЗ-2110, отличавшимися один от другого установленными на них силовыми агрегатами. На первой машине стоял стандартный "восемьдесят третий" мотор (небольшая часть ВАЗ-2110 будет выпущена с таким двигателем), под капотом у второй - базовый двигатель -2110 и, наконец, третья "заряжена" по полной программе: шестнадцать клапанов, впрыск, короче - "крутизна".ЗА РУЛЕМ 10/94 7 Обо всех трех по порядку. Машина с "восемьдесят третьим" мотором динамическими качествами не удивила - просто хорошо отрегулированная "восьмерка". А вот работа подвески приятно порадовала. Пропало свойственное "ноль восьмой" "хлюпанье" на стыках, машина не "дробит" на мелких неровностях дороги. Стандартный "десятый" двигатель ненамного мощнее, но, оказалось, гораздо живее. В плотном потоке "жигулей" (других машин в Тольятти почти нет) наш ВАЗ-2110 выделялся резвостью.да более шустрые, но у нас в стране такой "самолет" серийно еще не выпускался. На прямом участке шоссе на пятой передаче "сто третья" легко разгонялась со скорости 50-60 км/ч, начисто отметая сомнения в тяговых возможностях. Работа подвески на этой машине по сравнению с предыдущей "десяткой" показалась более жесткой. И правильно показалось. Как выяснилось, на самой мощной модификации ВАЗ-2110 плавность хода принесена (в известной мере, конечно) в жертву устойчивости и управляемости.всех трех опробованных автомобилях стояли "тринадцатидюймовые" тормоза. Очень мягкая педаль вызывает сперва ощущение ненадежности. Но все сомнения развеялись, когда попробовали тормоза в действии. Педаль не уходит "в никуда", как на многих "москвичах-2141", и не "торчит колом", как у некоторых импортных автомобилей. Замедление легко регулируется ногой, и остановить машину "на грани юза" удалось с первого раза. Не надо ни к чему привыкать просто взял и затормозил. "Десятка" вообще порадовала ходовыми качествами. Своей шустро-Хэтчбек ВАЗ-2112 - "десятка" со спортивным уклоном. Обратите внимание: колеса у этой машины четырнадцатидюймовые.Именно на этой машине был установлен новый механизм переключения передач. Работает он отлично включения очень четкие, усилия на рычаге небольшие. Но, как сказали специалисты, это не окончательный вариант: должно стать еще лучше. Дай-то Бог, но даже такая "промежуточная" конструкция - явный прогресс по сравнению с механизмом ВАЗ2108. И наконец, гвоздь программы автомобиль с самым мощным шестнадцатиклапанным двигателем (он носит индекс ВАЗ-21103). Сразу чувствуется, что под капотом "есть нечто". Первый же старт со светофора выигран с большим преимуществом, причем без "выворачивания наизнанку". Под педалью газа немалый запас, и это вселяет уверенность. Есть, конечно, автомобили ку8 ЗА РУЛЕМ 10/94Хотя "трясучей" назвать машину нельзя. Любителям прохватить с ветерком автомобиль доставит большое удовольствие. На пятой передаче ВАЗ-21103 играючи набирает 160 км/ч, и педаль газа при этом отнюдь не "втоптана" в пол. Но возможность ездить быстро - не главное достоинство этой машины. "Десятка" отлично держит дорогу ив любой ситуации (особенно в варианте с самым "крутым" двигателем) позволяет безопасно, без насилия над автомобилем совершать дорожные эволюции - обгоны, перестроения. Именно в этом видится основное преимущество мощной, устойчивой и хорошо управляемой машины. Стоит отметить также неплохой обзор с места водителя (покатый капот "пропадает" из поля зрения), мягкую и четкую работу тормозов. НаШестнадцатиклапанный мотор сверху закрыт пластиковой крышкой: все как "у них".стью и "цепкостью" машина быстро сгладила некоторые шероховатости первого знакомства. Главное все-таки не форма дверных ручек и не удобство пользования пепельницей (хотя это и немаловажно), а ходовые качества автомобиля. А на дороге "десятка" показала себя достойно. Хотя не обошлось без ложки дегтя. Рулевое управление требует чувствительных усилий со стороны водителя. Нас успокоили - в перспективе будет гидроусилитель руля. Мы-то, известно, и так баранку покрутим, а вот господа с запада могут придрать- ся. Им и то подай, и сё. Привыкли они за дополнительную плату получать разные "примочки" ОПЦИИ Такого слова до недавнего времени мы и не слыхали. За дополнительную плату на автомобиль можно было получить разве что радиоприемник. Для ВАЗ-2110 намереваются предложить неплохой набор дополнительного оборудования. Например, антиблокировочную систему тормозов, кондиционер, гидроусилитель рулевого управления, электростеклоподъемники,Среди особенностей этих машин, заслуживающих упоминания, то, что заднее сиденье складывается не только целиком, но и по частям - 1:2, увеличивая объем багажного отделения. Повышена грузоподъемность автомобиля - с 475 кг у седана -2110 до 500 кг у ВАЗ-2111. Задняя дверь универсала, кстати, как и багажник ВАЗ-2110, открывается до бампера. Погрузочная высота - 730 мм. Хэтчбек ВАЗ-2112 показался самым симпатичным среди всех трех вариантов: в его внешности появляется не присущая "десятке" стремитель-машина эта, если сравнивать ее со всем, что выпускалось и выпускается у нас, - несомненный шаг вперед. Настораживает, что этот шаг опять сделан вдогонку за лидерами. То, что станет экзотикой для российского потребителя - впрыск топлива, система газораспределения с четырьмя клапанами на цилиндр, АБС, гидроусилитель руля, кондиционер, западный покупатель имел еще вчера. Многие из этих систем до сих пор у нас в стадии разработки и доводки и на серийных машинах появятся не сразу. А конкуренты не стоят на месте...Преимущества универсала ВАЗ-2111 - увеличенная на 25 кг по сравнению с седаном грузоподъемность и весьма вместительный багажный отсек. На крыше расположены кронштейны. Установив на них поперечины, можно перевозить длинномерные грузы. Спереди универсал неотличим от ВАЗ-2110.люк в крыше. Некоторые системы будут полностью "наши", другие (АБС, например) планируют выпускать с использованием импортных комплектующих. Расчет на зарубежного покупателя, но и нам не век лаптем щи хлебать: пора осчастливить своего потребителя благами автомобильной цивилизации в отечественном исполнении. ...ОДИННАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ... Кроме базовой модели с кузовом "седан", в новом семействе планируется выпускать универсал и хэтчбек (ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 соответственно).ность. Он на 107 мм короче базового автомобиля. На "двенадцатой" будут устанавливать только двигатели с впрыском плюс весь набор обещанных "опций" - этакий псевдоспортивный "жигуленок" для желающих почувствовать себя "крутым спортсменом". ИЛЛЮЗИЙ НЕ СТРОИМ Эмоции, эмоции... Куда без этого. Ведь пообщаться удалось с первой за многие годы (со времен "переднеприводной волны") по-настоящему новой моделью. Ощущение от знакомства с "десяткой" трудно определить однозначно. Радует то, что завод довелтаки новую модель до конвейера иЕще один подводный камень - качество. Плохая окраска, "говорливая" обивка, текущие патрубки, незатянутый крепеж - все это нам знакомо по прежним моделям, список можно продолжить. А если на таком же уровне станут делать систему впрыска или АБС? Но - не будем о грустном. Пожелаем, чтобы "десятку" все эти проблемы затронули в меньшей степени, чтобы машина быстрее встала на конвейер, быстрее "обрастала" модификациями, чтобы на ней появилось все обещанное дополнительное оборудование и неплохой в общем автомобиль нашел своего покупателя. Бригада "За рулем" Фото В. КнязеваПРЕЗЕНТАЦИЯЗА РУЛЕМ 10/94