20
21
ПЛЮС 200 "КУБИКОВМотор "Москвича" модернизирован* *иН Н аша промышлен JU Рчан " " ность не балует автомобилистов новинками, особенно по части моторов. Двигатель "Москвича" не исключение: его делают в Уфе с 1966 года. Наиболее крупную модернизацию мотора-ветерана провели, когда его приспосабливали для модели "Москвич-21412" - да и та была лет восемь назад. Но вот, наконец, приятная новость: на Уфимском заводе автомобильных моторов (УЗАМ) начали выпускать новую модификацию "москвичовского" двигателя - с увеличенными рабочим объемом и мощностью. Наш корреспондент встретился с конструкторами АЗЛК. Прежде, чем познакомить читателей с особенностями модернизированного двигателя и преимуществами, которые он дает владельцу "Москвича-2141", немного о предыстории его появления. Не секрет, что новую модель "Москвича", призванную заменить "412-й", начали разрабатывать еще в конце 60-х годов (см. ЗР, 1990, № 11 - ред.). По замыслу конструкторов, машина должна была стать более просторной и комфортабельной, нежели предшественник; естественно, предусмотрели и более мощный силовой агрегат. Варианты моторов рабочим объемом 1600, 1700 и 1800 см 3 (на базе двигателя "Москвич-412") были разработаны и испытаны еще в начале семидесятых годов. Однако предложения АЗЛК , по модернизации двигателя упирались в реальные или мнимые технологические проблемы Уфимского завода, который к тому же находился в ведении другого, "неавтомобильного" министерства. В частности, из-за ограниченных возможностей оборудования для обработки коленчатых валов Уфа отказалась в свое время выпускать двигатель 1800 По этой надписи на клапанной крышке легко отличить двигатель УЗАМ-3317.20ЗА РУЛЕМ 10/94 1478 см3 Рабочий объем 1699 CMJ72 л.с. Мощность 85 л.с.10,8 кгс-м Крутящий момент 13,3 кгс-мИ вот пришла пора рыночных отношений: более мощный мотор для -2141 стал проблемой номер один в условиях падения спроса. Тогда-то уфимские технологи нашли резервы у оборудования для обработки коленчатых валов, отыскали в Болгарии завод, который может поставлять кольца нужного размера, нашли, где делать поршни, - дело закрутилось. Свои предложения УЗАМ сформулировал в ноябре прошлого года, и АЗЛК, как головной разработчик, их поддержал. В январе нынешнего модернизированные двигатели прошли сертификационные испытания и уже летом началось серийное производство двигателя УЗАМ-3317. В чем же заключается модернизация? Диаметр цилиндра увеличен с 82 до 85 мм, и, как следствие, при неизменной толщине стенок гильзы выросли по диаметрам ее наружные размеры. Соответственно больше стал и диаметр отверстий, расточенных в блоке цилиндров под гильзы. А это означает, что прежние блоки и гильзы невзаимозаменяемы с новыми. Ход поршня в моторе УЗАМ-3317 увеличен с 70 до 74,9 мм. Размеры коренных подшипников остались прежними, шатуны сохранены от УЗАМ-331.10. Чтобы не трогать шатун, пришлось изменить конструкцию поршня. Его палец смещен вверх на 4,9 мм, изменены диаметр, конфигурация днища. Как следствие, в головке цилиндров стала иной камера сгорания - в ней теперь должна размещаться головка Сравнение параметров автомобилей "Москвич-2141" с двигателями УЗАМ-331.10 (синий цвет) и УЗАМ-3317 (красный цвет). Скоростные данные - для машины с двумя пассажирами.9,5Степень сжатия93Октановое число топлива3400420091150 км/ч Наибольшая скорость 160 км/чВнешняя характеристика двигателей УЗАМ331.10 (синий цвет), УЗАМ-3317 (красный цвет). Мощность и крутящий момент "брутто". Новый поршень для двигателя УЗАМ-3317 диаметром 85 мм с пальцем, смещенным вверх на 4,9 мм.18,0 с Время разгона до 100 км/ч ! 14,9 с6,0 л/100 км Расход топлива при 90 км/ч 7,2 л/100 км 8,0 л/100 км Расход топлива при 120 км/ч 17,9 л/100 км 9,8 л/100 км Расход топлива при городском цикле • 10,2 л/100 кмсм 3 . Увеличить рабочий объем и мощность, изменив диаметр цилиндра, также не удавалось: никто не брался поставлять поршни увеличенного диаметра и кольца к ним. АЗЛК искал и другие пути модернизации своего детища. Для спортивных целей в 1969 году им была спроектирована головка цилиндров с двумя верхними распределительными валами: такими головками оснастили 22 мотора. Они нашли применение на гоночных "москвичах" - машинах, подготовленных заводом для участия в ралли (в частности, "Туре Европы" 1974 г.). Оборудованный серийными впускной системой (карбюратор, воздушный фильтр) и глушителем, этот двигатель был на 17% мощнее серийного. Увы, на конвейер он так и не попал. И это еще не все. Ведущий конструктор И. Окунев плодотворно работал над двигателем с четырьмя клапанами на цилиндр. Были готовы все чертежи и по ним сделана значительная часть деталей для опытного образца, но в 1972 году эти работы свернули.поршня увеличенного диаметра. В свою очередь, изменение формы камеры сгорания, пусть небольшое, повлияло на рабочий процесс в цилиндре. Чтобы сделать его оптимальным, увеличили на 1,5 мм диаметр тарелки впускного клапана, скорректировали форму впускных каналов (они более не придают потоку смеси вихревого движения, как на -331.10), несколько изменили форму внутренней полости впускного коллектора. Соответствующие поправки внесли в характеристики распределителя зажигания и карбюратора. Увеличение рабочего объема, изменение форм камеры сгорания и днища поршня привело к понижению степени сжатия на целую единицу. Теоретически это означает некоторое снижение термической эффективности, но практически не отражается на экономичности, зато делает мотор менее чувствительным к детонации. Вспомним, как охотно детонировал двигатель УЗАМ-331.10 на определенных режимах работы. Весь этот объем переделок, небольших на первый взгляд, но довольно существенных, если принять во внимание консерватизм технологии, принес следующие результаты. Рабочий объем двигателя возрос на 221 см 3 (в заголовке эта цифра округлена), или на 15%; увеличились максимальные мощность (на 18%) и крутящий момент (на 23%), практически не ухудшилась экономичность. С модернизированным двигателем заметно улучшилась приемистость автомобиля "Москвич-21412-136" (такой у него теперь индекс). Более того, стало возможным чаще пользоваться пятой передачей, при троганье нет нужды выводить двигатель на высокие обороты, улучшились тяговые свойства на промежуточных передачах. Попутно заметим, что теперь, с освоением двигателя УЗАМ-3317 стало целесообразно оснащать все "москвичи-2141" главной передачей с передаточным числом 4,22. Сравнительные показатели автомобилей "Москвич-2141", оснащенных двигателями УЗАМ-331.10 (выделены синим цветом) и УЗАМ-3317 (выделены красным), приведены в таблице, по которой каждый автомобилист сможет сам сделать выводы.ЗА РУЛЕМ 10/9421