32
33
К сожалению, об этих любопытных приборах наши автомобилисты пока знают мало. Да и мы в редакции до сих пор имели дело с одной экспериментальной моделью - болгарским компьютером 12.3857 Волжский автомобильный завод укомплектовал несколько сотен экспортных ВАЗ-21093-03 и ВАЗ21099-03. В редакции есть такая "девяносто девятая" (о ее электронном оборудовании можно прочитать в ЗР, 1992, № 2). Но вот недавно сотрудники московского предприятия Телиос'' принесли нам новый компьютер оригинальной конструкции. Его тут же решили опробовать в деле и установили на "сорок первый" "Москвич'. Причем нас интересовали не столько результаты сравнительного теста двух "маршрутников', сколько ответ на вопрос: а нужен ли вообще компьютер владельцу отечественного автомобиля? Вывод вряд ли будет неожиданным: компьютер - вещь полезная. Оговоримся: для водителя машины престижной марки это все-таки скорее игрушка, чем предмет первой необходимости. А вот хозяину автомобиля со скромным оснащением салона - верный помощник. Хороший "маршрут32 З РУЛЕМ 10/94 Аник" - дополнительное оборудование, в корпусе которого скомпонованы как раз те приборы, что "забывают" ставить на свою дешевую продукцию заводы: тахометр с цифровой индикацией, часы с будильником, электронный счетчик пробега (заменяет механический одометр со сбросом), измерители расхода топлива - а они много лучше штатных эконометров - и другие устройства. Повторим - все это внутри одной коробочки. Немаловажно, что деньги вы платите тоже один раз. Попробуйте, например, купить и установить по отдельности часы, тахометр иэконометр . Обойдутся недешево, да еще намучаетесь с монтажом. Придется развести около двадцати проводов, просверлить и нарезать резьбу во впускном коллекторе, привернуть штуцер, проложить вакуумную трубку. Компьютер подключить проще - десяток проводов, проставка под трос спидометра, датчик расхода топлива. Дрель и метчики не нужны. В награду за несложную работу вы получите точную информацию о параметрах движения автомобиля (см. таблицу). Кстати, Телиос" неплохо вписался в панель "сорок первого" слева от прику- ривателя. При установке нам пришлось снять одну заглушку и распроститься с неудобной пепельницей. Провода шесть к датчикам, два к замку зажигания, по одному к выключателю габаритных огней и "массе" - присоединили за пятнадцать минут. Установить прибор проще, если автомобиль оборудован карбюратором "Солекс" (ВАЗ-2108, -09, ЗАЗ-1102) или иным с магистралью для слива бензина в бак. В противном случае придется заглушить один штуцер на датчике расхода топлива (это может повлиять на его точность) или проложить дополнительную магистраль. Датчик скорости - небольшой бочонок - привинчивают в "разрыв" между тросом спидометра и выходным валом спидометра у коробки передач (или входным у панели приборов - в зависимости от того, как расположены гайки на тросе). Попутно выяснили, что компьютер не совсем точное название прибора. Не ждите от него чудес вроде связи со спутниковыми системами навигации, проекцийтомобилистам, "маршрутник" пришел из мира автоспорта. Штурманы раллийных экипажей уже давно работают со счетчиками пути "твинмастер", "трипмастер" и электронными комплексами типа "спидпилот". Как правило, от спортивного бытовой прибор отличается лишь дополнительной функцией измерения расхода топлива. Теперь расскажем о своих впечатлениях. Внешний вид, безусловно, лучше у болгарского изделия. Неудивительно, его проектировали специально для экспортных моделей ВАЗа. Телиос" красивым не назовешь, впрочем, уродливым тоже. Стальные вороненые кнопки даже придают ему определенный шарм: сразу чувствуешь, что в руках у тебя солидное изделие отечественной оборонки. Впрочем, внешний вид - дело вкуса. В наших условиях скромный прибор практичнее: не привлекает внимания любителей воровать аппаратуру из салона машины. Пользоваться удобнее московским устройством, да и набор функций у него богаче, чем у безымянного 12.3857 (см.есть у этого индикатора одно преимущество перед светодиодным - стоит включить габаритные огни, как его яркость уменьшается. Значит, в темное время суток он не будет раздражать водителя. Когда двигатель не работает (ключ в положении "зажигание выключено"), оба прибора переходят в дежурный режим с минимальным расходом электроэнергии. Потребляемый ток около 5 мА. Индикаторы не горят, но вся информация сохраняется в памяти. Принципиальное отличие компьютеров в том, что 12.3857 продолжает считать только текущее время суток, а остальные данные запоминает, "Гелиос" же в дежурном режиме вычисляет среднюю скорость и время поездки. По нашему мнению, второй вариант предпочтительнее, так как учитываются остановки в пути. Приведем интересный пример из практики общения с компьютером. Любознательный водитель за неделю экспериментов может проложить оптимальный маршрут по городу в часы пик. Мы регулярно ездили двумя путями с юго-западной окраины Москвы (метро "Университет") в центр (метро "Сухаревская") по рабочим дням в девять часов утра. Один отрезок: Ломоносовский проспект - Ленинский проспект Садовое кольцо преодолевали за 40-45 минут, средняя скорость около 25 км/ч, расстояние 15,4 км. Другой - Ломоносовский проспект - Кутузовский проспект Бульварное кольцо - улица Сретенка - за 30 минут. Средняя скорость 34 км/ч, расстояние 17,4 км. Длинная дорога оказалась выгоднее по всем параметрам, включая расход топлива! Получить подобные результаты, вооружившись секундомером, невозможно. Напомним, что разработчики описанных выше компьютеров рассчитывали на владельцев российских автомобилей. В дорогие зарубежные машины эти приборы устанавливают на заводе как стандартное оборудование, в недорогие - за дополнительную плату. Интересно, что кнопки управления компьютером иногда располагают на рулевой колонке: водитель не должен надолго отрывать руку от баранки. Подведем итоги. Маршрутный компьютер поможет овладеть рациональным стилем вождения, сэкономить время и бензин, дополнит панель приборов тахометром, часами и счетчиком суточного пробега. Правда, цена кусается: за "Гелиос" в начале года просили почти сто тысяч рублей. Для многих это значительная сумма. Что ж, ради дорогого электронного устройс тва не стоит откладывать покупку новых шин или аккумулятора. Но если в семейном бюджете появились свободные средства, приобретайте компьютер - не пожалеете. В. КРЮЧКОВ Фото автора и В. КнязеваВОЗМОЖНОСТИ МАРШРУТНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ Параметр Мгновенный расход топлива Средний расход топлива Суммарный расход топлива за поездку Скорость (спидометр) Средняя скорость Пробег Время поездки Обороты двигателя (тахометр) Текущее время суток Календарь Таймер со звуковым сигналом, будильник Единица измерения л/ч л/100 км л км/ч км/ч км час-мин об/мин час-мин месяц-число час-мин 12.3857 + + + Компьютер Телиос" + + + + + + ++ + ++ + +++ ++-Компьютер "Гелиос" с датчиками скорости и расхода топлива. В АЗЛК-2141 "Гелиос" можно установить над радиоприемником (как на фото) или на его место. Штатное гнездо для болгарского прибора предусмотрено только в модернизированной панели "Лады-Самары".карт местности разного масштаба на цветном дисплее, клавиатуры с уймой всяких кнопок. Это, скорее, автомобильный калькулятор, специализация которого - расчет и индикация параметров движения. Однако мы все-таки будем пользоваться общепринятым и привычным названием маршрутный компьютер. Научиться им управлять может каждый - это несложно. К нам, простым ав-таблицу). Оба "маршрутника" достаточно точны. Погрешность измерений расхода топлива не превышает 5% и зависит в основном от возможностей датчиков ДРБ ("Гелиос"), ТОР-16 (12.3857). Надо сказать, электромеханические внешние устройства - наименее надежные элементы компьютеров. Датчик скорости ПС-10 редакционной "девяносто девятой" сломался аккурат к окончанию гарантийного срока, на тридцатой тысяче пробега. Посмотрим, сколько выдержит ДС-3 из комплекта "Гелиос". Владелец ВАЗ-21099 прочтет нужную информацию на светодиодном дисплее. Цифры крупные, приятного зеленого цвета. Катодолюминесцентный экран Телиоса", пожалуй, слишком маленький. А если прямо на него падают солнечные лучи, то трудно вообще что-нибудь разглядеть. НоЗА РУЛЕМ 10/9433