38
39
ТЕХНИКАЗА НЕБРОСКОЙ ВНЕШНОСТЬЮ - СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕДЕЛКИТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ «ОТО / <PUIU / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВиндпошив/ТЮНИНГдаже в нынешнее, весьма «недешевое» время многие стремятся индивидуализировать свой автомобиль, сделать его мощнее, темпераментнее. Речь пойдет о тюнинговой версии ВАЗ-21103, подготовленной фирмой «Протек» с учетом индивидуальных требований заказчика. Именно по его просьбе во внешность «десятки» не вносили крупных изменений. Лишь наметанный глаз выделит из стандартного облика некую нестандартность окраски, большие 15-дюймовые колеса с шинами «Бриджстоун S02» 195/55R15. Еше более внимательный отметит модный ныне глушитель фирмы «Ремус» - его внушительный калибр выглядывает из-под заднего бампера. Остальное скрыто под капотом и за плотно тонированными стеклами. А спрятано там немало...СТРАТЕГИЯ И ЕЕ СТОИМОСТЬ В первую очередь это, конечно, шестнадцатиклапанный двигатель объемом 1800 см3, подготовленный тольяттинским мотористом (в прошлом - известным гонщиком) Александром Нуждиным. Переход на большой объем потребовал оригинального блока цилиндров, распредвалов, шатунно-поршневойгруппы и специально настроенного выпускного коллектора. После адаптации блока управления («Январь 5.1») двигатель выдал на стенде 140 л. с. Доработка мотора обошлась в $2600. Вместе со спортивной (прямоточной) выпускной системой и «Ремусом» - уже $3200. Далее - коробка передач. Как нельзя лучше, подошел так называемый «11-й» ряд шестерен (разработка фирмы «Торгмаш» с главной парой 3,7). Это еще 490 «условных». Ну, а какой же тюнинг без доработки подвесок: ведь киселеобразные реакции стандартной «десятки» вряд ли позволят управлять автомобилем с высокой энерговооруженностью. Так появились газонаполненные амортизаторы «Протек» собственной разработки ($250) и более мощный передний стабилизатор поперечной устойчивости диаметром 21 мм ($100). А передняя балка обзавелась специальными спортивными растяжками - $290. В салоне прекрасно прижились два анатомических сиденья «Кобра» 1000 у. е. и неброский, но очень удобный руль «Спарко» - 150 у. е. Несколько незавершенной (что подтвердил наш тест) оказалась картина с тормозами. Пока изменили только характеристику вакуумного усилителя ($70). Вот такой получился бюджетик, 5550 у. е. - грубо говоря, еше одна «десятка». Насколько оправданы немалые затраты? БЫСТРЕЕ - ЗНАЧИТ ТИШЕ Признаться, давненько не встречал столь тяговитого и плавного мотора с удобной «моментной» характеристикой. На тахометре всего-то 1200 об/мин, а автомобиль послушно трогается с места и без взбрыков и провалов мощно устремляется вперед. Если не лететь сломя голову, можно тут же быстренько, перебрав все передачи коробки уже на 40-50 км/ч включить пятую и, наслаждаясь эластичностью мотора, спокойненько педалировать в нужном направлении. Правда, силен звук выхлопа: при 3000-3500 об/ мин салон наполняется мощным гулом. Но даже чрезмерная голосистость не нарушит удовольствия от езды на этой машине. И не важно, 2000 об/мин или 4000 на тахометре - любое нажатие на акселератор вызывает четкий отклик. Здесь не надо «попадать в передачу» при обгонах или перестроениях - все происходит как бы само собой под сытое урчание мотора. Ну, а если внять интригующей звуковой спортивности и поехать темпераментней? Самое интересное, что с ростом скорости давящий звук выпускной системы пропадает. И вновь автомобиль удивляет удачным сочетанием резкости, интенсивности откликов и легкостью разгона, только теперь в высоРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ -ЗА РУЛЕМ»ком (до 5000-6000 об/мин) диапазоне оборотов. Пожалуй, если уж придираться, можно попенять, что в размеренной работе двигателя не хватает ноток безрассудства и вседозволенности. Но и без них едет «десятка» здорово, играючи, удерживая стрелку спидометра у максимальных значений. Как вы понимаете, при таком моторе просто необходима другая настройка шасси.ХАРАКТЕР НАДО ВОСПИТЫВАТЬ Плотные, жесткие подвески, мощный передний стабилизатор, конечно, уменьшили крен кузова, придали машине почти желаемую быстроту и цельность реакций. В эту спортивную идеологию отлично вписываются и шины: они явно рассчитаны на темпераментную езду. Однако не хватает пока завершенности в хорошо прогнозируемом, но излишне прямолинейном характере машины. Газонаполненные амортизаторы прекрасно отслеживают все микронеровности асфальта, но пасуют перед более серьезными - мал ход сжатия. Стабилизатор, борясь с кренами, в то же время «потакает» стремлению автомобиля распрямить заданную траекторию движения, и в пределе машина едет наружу поворота, невзирая на «плугом» повернутые передние колеса и сопротивление мощных шин. Более того, даже при не очень энергичной езде, остро чувствуется нехватка эффективности стандартных тормозов. Результаты замеров весьма убедительны даже на фоне зарубежных конкурентов серии GT. Конечно, налицо спортивные методы достижения результата, и плата за них - шумность и вибронагруженностъ. Но даже со всеми недостатками, общая идеология машины выдержана. I»lПогодные условия: температура +4*С. давление 745 мм рг. ст., влажностъ80%. Покрытие - сухой асо&льтобетон.динлмичижит клчтил(Нагрузка частичная - 2 чел.+25 кг) Разгон, с: (МО км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-160 км/ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) 50-120 км/ч (V) Выбег, к 120-50 км/ч 50-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с2 43,3 13372,5 4,4 6,6 9,613,2 18,7 26.7 16,6 (133 км/ч) 31.1 (168.5 км/ч) 199,58,813.5 24,55578,9