ный сайт www.lem.pl. Давно ли вы освоили компьютер? - Компьютер, модем, сканер, факс хозяйство моего секретаря. Я к этому не /СПРАВОЧНИК прикасаюсь и по старинке стучу кое-что АБИТУРИЕНТА на пишущей машинке... А в Интернет меня почти насильно впихнул мой сын Томаш, создавший этот сайт минувшим летом. И сейчас мне приходит множестСКОРО ЗАРАБОТАЮТ ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ во электронных писем, 99 процентов которых - просто мусор. Пишут о летаюПТУ. Для учебы в щих тарелках, телепортации, телепатии профтехучилище обычно и т.п. Я в это не верю! достаточно аттестата о неполном среднем образо- Вы давно не пишете фантастику. вании да неподдельного Почему? желания получить авто- Да, не пишу уже 12 лет. Мне стало мобильную профессию гораздо интереснее другое: футуроло(одновременно здесь загия, а теперь и биотехнология. вершают среднее образо- Что именно в биотехнологии? вание). В некоторых ПТУ - Ну, прежде всего декодирование чевведено тестирование по ловеческого генома... Открывается номатематике и русскому вая эпоха, новый мир. Около сорока лет языку, а случается, что и назад я попытался его предвидеть в свофизику спросят. Неувеей книге «Сумма технологий» и вот хоренным укажут на чу подвести итог, что мне удалось, а что дверь... с табличкой - нет. Для этого приходится проглаты«платные подготовительвать массу информации на пяти языках. ные курсы», после котоПо утрам сажусь за руль своего старого рых проваливаются толь«Мерседеса-300 SE» и отправляюсь в гоко «особо одаренные». род за свежей научной периодикой. Одна из самых попу- Многие ли ваши прогнозы сбылись? лярных профессий сегод- Очень многие. Я даже не надеялся ня - автослесарь. Будем до этого дожить. реалистами: на богатую - Дверь коттеджа мне открыла пастанцию сервиса без стани Барбара. Кто она по профессии? жа и блата устроиться не- Врач-рентгенолог. Мы поженились легко. Возможно, придетоколо полувека назад. Сейчас она, кося за копейки крутить нечно, на пенсии, но, как и я, продолжагайки на богом забытой ет водить автомобиль. У нее «Тойота». автобазе - это, впрочем, - Два последних вопроса, пан Станине худший и далеко не слав, - автомобильные. Среди ваших единственный вариант одиннадцати машин были советские? начала карьеры... Можно пойти - Не было. Не верил я советской быТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ рекрасно помню, как стоял перед учиться на машиниста автокрана или товой технике. Во время второй поездки выбором: куда идти учиться? погрузчика, наконец, на водителя в Москву я жил в гостинице «Варшава», После девятого класса пятеро или впрочем, о шоферских заработках иив моем номере стояли три телевизора. fi Дежурная объяснила: «Это на случай, шестеро из нашей школы ушли в ПТУ. перспективах смотрите ЗР, 2000, N 3. В Мотивы? Хватит учиться, Эйнштейном общем, получить образование - полдеесли два испортятся»... -Ив завершение - самая памятнаявсе равно не стану, так хоть рабочую ла; потом еще предстоит найти работу. профессию получу. Многие после Это относится к выпускникам всех история из вашей автомобильной прашколы собирались в вузы: большинстучебных заведений, так же как и станктики. - В прежние времена при въезде в во по собственному желанию, другие - дартное утешение «а кому сейчас легПольшу таможня отбирала большинпо настоянию родителей, третьи - проко?» Такова жизнь... Кстати, если вы окончили школу и ство западных изданий. Я провозил их сто, чтоб в армию не загреметь. Кто не за спинкой заднего сиденья автомобихотел терять пять лет на «никому не захотели получить профессию, некотоля. А поскольку таможенники заглянужное высшее образование» (цитата рые училища примерно за полгода и дывали во все щели, используя зеркала из прошлого), останавливались на технесколько тысяч рублей сделают из вас и щупы, я спрятал однажды так глубоникуме. Собственно, все так и осталось настоящего рабочего и выдадут соотко, что в Кракове не мог достать. поныне: специальное образование даветствующий документ. Техникумы. Здесь получают среднеПришлось купить гинекологические ет ПТУ, техникум, институт. Где и как профессиональное образование. Объ- , щипцы (смеется). 1*1 учат на автомобилиста?ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙJП МЫ И АВТОяснить разницу между выпускником ПТУ и техникума проще всего на примере. Допустим, по окончании учебы оба устраиваются на работу в автобусный парк, только первый - механиком, а второй, после стажировки и при наличии вакансии - начальником колонны. Чтобы поступить в техникум, одного умного выражения лица мало. Сдаешь вступительные экзамены по русскому языку, математике, иногда физике. Кто пришел после девятого класса, учатся 4 года, если на руках аттестат о среднем образовании - грызть науку на 12 месяцев меньше. Некоторые техникумы называются по-модному - колледжами. В таких учебных заведениях, пройдя общий курс, будущие специалисты могут остаться еще на год. Им читают предметы инженерного профиля, а в дипломе к «технику» припишут «с углубленной подготовкой». Хочется верить, что это в будущем пригодится. Профессий много, если перечислять все, не хватит журнала. Очень часто ассортимент зависит от соседних предприятий. Например, «Автомобиле- и тракторостроение» имеется в учебных заведениях при многих автозаводах. Техников по транспортному электрооборудованию вряд ли готовят в городах, где нет троллейбусных парков. Зато специальность «Дорожно-строительные машины и оборудование» есть почти в каждом крупном городе. Эти выпускники будут спасать Россию от многовековой беды... Жаль, только от одной из двух. Выпускные экзамены во многих техникумах и колледжах приравниваютсяк вступительным в вузы. Например, при столичном МАДИ существует центр автомобильно-дорожного образования, в который входят некоторые школы и техникумы Москвы и области. Скажем, выпускник колледжа по специальности «Техник по обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта» может поискать работу или продолжить учебу, поступив без экзаменов на первый курс МАДИ. Узнайте: может быть, и в вашем городе это практикуется. Институты. Для поступления в автомобильный вуз надо выдержать вступительные экзамены по русскому языку, математике, иногда физике. Почти при всех учебных заведениях работают подготовительные курсы, а если и после них вы не набрали нужные баллы, пожалуйте на платное обучение. По окончании вуза получите «корочки» о высшем образовании, подтверждающие специальности инженеров, бакалавров, магистров. Впрочем, принимая на работу, кадровик смотрит обычно только на образование - общее и указанное в дипломе - а не на «титулы». Выбор институтских специальностей больше, чем в техникумах и колледжах. Одна из самых популярных «Автомобили и автомобильное хозяйство». Вот какими видами деятельности может заниматься выпускник: эксплуатационно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, и этим список не заканчивается. Выйдет из института мастером на все руки... правда, как справедливо шутят, «все равно на работе переучиваться придется» (об этом ниже). Еще одна распространенная во мно-КОНКУРС ПО НЕКОТОРЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ВмосковскомАВТОМОЬИЛЬНО ДОРОЖНОМ ИНСТИТУТЕ (человек на место)Год Специальность Автомобили и автомобильное хозяйство Двигатели внутреннего сгорания Электрооборудование автомобилей и тракторов Организация дорожного движения Автоматизированные системы обработки информации и управления Экономика и управление на транспорте Мосты и транспортные тоннели Автоматизация технологических процессов и производств Автомобильные дороги и аэродромы Стандартизация и сертификация Многоцелевые гусеничные и колесные машины 1993 1994 1,7 1,9 1,9 1,8 2,2 3,0 1,6 2,3 1,6 1995 2,2 2,9 2,0 1.8 26 1,9 2,1 1,7 1,7 19961М7 2,4 2,6 2,7 24 2,8 2,6 1.9 2,6 1,91998199920902,4 2.0 2,6 2,2 2,3 2,0 1,1 2,4 1,52,0 2,1 1,7 20 1,8 2,4 1,5 2,1 1,41,9 2,1 1,9 1,9 2,4 2,7 2,5 2,6 2,1 2,9 2,02,7 3,1 2,6 2,5 3,6 2,3 2,6 2.8 2.4 3.1 2,23,1 3,6 3,5 3,0 3,8 3,5 2,8 3,2 2,4 3,0 2,31,41,4 1,61,51,7гих институтах и на автомобильных факультетах непрофильных вузов специальность - «Автомобиле- и тракторостроение». Специализаций много, среди них встречаются весьма интересные. Например, Московский автомеханический институт совместно с Дмитровским полигоном готовит испытателей автомобилей. Поэзию моторов учат студенты кафедр «Двигатели внутреннего сгорания». Девиз будущих моторостроителей: «Главное в автомобиле - двигатель». А те, кто выбрал специальность «Электрооборудование автомобилей и тракторов», поднимают на щите иное: «Автомобиль - это кузов плюс электрификация всего остального». Похожи они в том, что немногие после института идут на автозаводы. Большинство находит работу не по специальности, но, что отрадно, как-то с ней связанную. На вновь появившуюся «Стандартизацию и сертификацию» абитуриенты пробивались через большой конкурс, понятное дело, имея в виду перспективу неплохо трудоустроиться: таможня, государственные инспекции и, конечно, органы по сертификации продукции и услуг. Есть ради чего попотеть, не правда ли? Не забудем об инженерах-системотехниках, получаюших специальность «Автоматизированные системы управления». В любом, даже коротком пояснении к программе обучения по этому профилю присутствуют слова «компьютер», «компьютерщик». Вероятно, именно они притягивают сегодняшних абитуриентов. Везунчики попадают по распределению на неплохие должности, не обязательно связанные с автомобилем. Ни пуха! А вообще, знания, полученные в ПТУ, техникуме, институте, вряд ли пригодятся в полном объеме, когда вы будете работать, пусть далее по специальности. В учебных заведениях не учат решать конкретные задачи, а объясняют общий алгоритм действий, подход. Безусловно, базовые системные знания необходимы, а остальные, будьте уверены, вы получите за станком, кульманом, компьютером. Так куда пойти учиться? Задайте этот вопрос сначала себе. Советов можно выслушать много, но окончательное решение все равно за вами. Желаем успехов и... ни пуха ни пера! 1»1