134
135
СПОРТ |УКРОЩЕНИЕ ДРАКОНА/КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИКТО ЕДЕТ НА ЗАПАД, А КТО НА ВОСТОКгальская колония - самый край Азии, берег Тихого океана. К тому же мало известно, что это за гонка, кто в ней будет стартовать, и совершенно незнакомая обстановка! Добавим, что пилоты «Визави» Дмитрий Королев и Рустем Терегулов раньше вообще за рубежом не выступали, если не считать того, что тестировали автомобили на нескольких немецких трассах. Но кто не рискует - не спортсмен. Впервые за 47-летнюю историю розыгрыша Гран-при Макао он стал нам известен. Ничуть не смущало, что за сам Гран-при будут бороться только те, кто выступает в формуле 3 - для них это неофициальный чемпионат мира. Все остальные стартуют в так называемых гонках поддержки - их четыре (!), и участвуют в них в основном азиатские спортсмены, хорошо знакомые публике. Но «наш» класс, где заявились Дмитрий и Рустем, в этом году сильно выделялся тем, что собрал весь цвет европейского кольца. Видимо, не случайно. Говорят, скоро выйдет в свет новый свод технических требований «Суперпродакшн», который приведет к некоему общему знаменателю многие национальные чемпионаты легковых автомобилей, а значит, откроет путь к международной серии. Эти слухи, понятно, вызывают особый интерес в командах, выбравших для себя близкие к серийным, доступные прежде всего по ценам, двухлитровые автомобили с приводом на одну ось. Российские гонщики не исключение - у нас есть подходящий класс «Туризм-2000»! Именно в нем Дмитрий Королев завоевал одну из медалей чемпионата страны. В Макао этот класс назвали «Гайа Туринг Карз» (Guia Touring Cars), особенно не ограничив в подготовке техники: машины, близкие к «Суперпродакшн», но «подготовленные понациональным требованиям». А требования-то везде разные! Самые свободные - в Японии, и японцы выставили облегченные за счет пластиковых кузовов «тойоты-алтецца» с огромными колесами. В Германии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Франции правила в чем-то схожие, но все-таки разные. С различиями в подготовке техники всем пришлось смириться ради возможности выступить по существу в единственной крупной международной гонке для этого класса машин. Два «Опеля-Астра» для Дмитрия и Рустема готовила и доставила в Макао бельгийская фирма «Мелнер Моторспорт». Ребятам осталось только сесть за руль ис помощью переводчика объяснить механикам свои пожелания по настройке. Правда, автомобиль Королева привезли в виде «сборочного комплекта», но за два дня тренировок и квалификаций более-менее довели до ума. Выяснилось, что в «нашем» классе жаждут выступить 60 пилотов больше, чем в каком-либо другом! Между тем для трассы в Макао, проложенной по городским улицам, официальный предел - 26 машин. Организаторам пришлось рисковать: к участию в квалификациях допустили 44 пилота, а на старт гонки - 35. Такая массовость ни к чему хорошему не привела, но только не россиян. «Трасса уникальная, - рассказал Дмитрий Королев. - В Европе, а моРустем Терегулов (слева) и Дмитрий Королев после усоешного финиша.ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ ФОТО / «ВИЗАВИ МОТОРСПОРТ»7200134о сих пор наши ведущие кольцевики и их команды, мечтающие о мировых аренах, обращали взоры только на запад. Вспомним хотя бы выступления россиян в начале 90-х в британском чемпионате формулы 3и Евросерии «Опель-Лотос». Да и сейчас наиболее привлекательна для нас близкая Европа. Команда «Арден Россия Тим» два года ловила удачу в международном и итальянском первенствах формулы 3000, а «ТНК рейсинг» всерьез взялась за чемпионат «Гран Туризмо». Стоит ли говорить, что к планам московской команды «Визави Моторспорт» выступить в Макао многие отнеслись более чем скептически. Очень уж далеко эта бывшая порту-Д жет и во всем мире таких просто нет. Очень длинная - круг шесть километров - и очень разная по своему характеру. Одну ее половину, «нижнюю», проходишь на максимальной скорости, практически не сбрасываясь. «Верхняя» же идет по холмам с перепадом высот метров примерно в пятьдесят - аналог Монте-Карло, только, пожалуй, подлиннее. Здесь очень узко, порой едва помещаются два автомобиля и невозможно обгонять. По всей длине - металлические отбойники, все повороты закрытые, в общем - кошмар!» Изучать трассу пришлось уже «в процессе». Первые тренировки и квалификации не особо порадовали. Королев и Терегулов проигрывали лидеру, голландцу Патрику Гюйсману на БМВ-320 больше 12 секунд. На следующий день дела пошли лучше и разрыв сократился на треть. Более того, Королев в итоге занял очень приличное 24-е место на старте - рядом с англичанином Джеймсом Кеем. Как оказалось, родным братом того самого Ричарда Кея, которому Дмитрий помешал стать серебряным призером чемпионата России - тесен мир! Кстати, Ричард тоже был здесь в числе гостей и охотно делился опытом с нашими пилотами. Терегулов же, достигший за неполных два года выступлений на российском кольце большого прогресса, стартовал 29-м. Для «Гайа Туринг Карз» определили зачетную дистанцию в два заезда по 12 кругов. Между заездами 10-минутный перерыв - серьезные поломки устранить невозможно, гонщики успевают лишь снять шлем и попить водички. Как и следовало ожидать, гонка оказалась крайне нервной. Никто не собирался ни уступать, ни откладывать обгоны на потом, и уже на первом круге произошло массовое столкновение. Судьи были вынуждены выбросить красный флаг. Всего же первый заезд останавливали четырежды (!) - одна авария за другой. «Несколько раз я сумел увернуться от соперников, намеренно или из-за ошибки подставлявших мне борта и «зады» своих автомобилей, - рассказывает Королев. - Но все же в один завал угодил - погнулась рулевая тяга. Кроме того, дважды меня основательно прижали к отбойникам. В итоге перекосился задний мост. Восстановить егоза 10 минут невозможно, но ехать дальше - вполне. И во втором заезде я испытал очень интересные ощущения. В правые повороты машина входила сама даже лучше, чем мог бы направить ее я, а вот в левые...». Второй заезд был полегче уже хотя бы потому, что стартовало в нем уже не 35, а лишь 20 машин. Остальные, как говорится, «погибли под обломками». «Поразило, - говорит Дмитрий, что очень многие выходили на старт с таким настроением, будто это последняя, самая решающая гонка в их жизни за некий высший титул. Мы же приехали в основном на людей посмотреть да и себя показать. Амбиции, конечно, были, не хотелось уезжать несолоно хлебавши, но не столь безмерные, как, скажем, у немцев или англичан». И что же? Ни один немец не добрался до финиша, в том числе эксчемпион Германии Томас Винкельхок из известной команды «Бринкманн Моторшорт» и наши «коллеги» по «Меллер Моторшорт» Марко Вернер и Дирк Адорф. Выиграл Гран-при доминировавший все четыре дня Патрик Гюйсман. В призерах оказались представитель Гонконга Генри Ли на «Пежо-306» и англичанин Саймон Харрисон на «Форде-Фокус». Королев же уступил победителю всего полторы минуты и занял шестое место, Терегулов отстал ровно на круг девятое! «Визави Моторспорт» оказалась единственной командой, финишировавшей в полном составе! В Макао не начисляют зачетных очков, не выдают чемпионских регалий, а вездесущее телевидение уделяет внимание главным образом заездам формулы 3, так что за «рекламной отдачей» ездить сюда, скорее всего, невыгодно. Старт в Европе наверняка предпочтительнее. Но вот поддерживать авторитет державы выгодно везде. Это не громкие слова: борта «опелей» Королева и Терегулова были украшены российской символикой и привлекали всеобщее внимание. Правда, с гербом Москвы вышла небольшая неувязка - 95% населения Макао почитают дракона священным зверем. Пришлось переделывать копье Георгия Победоносца в невинный поводок. Что, в общем-то, тоже символично: древняя земля драконов оказалась вполне дружелюбна к нам. 1»1Трасса в Макао чем-то напоминает Монте-Карло, только в два раза длиннее.