204
205
206
207
VOLVO S60 POLESTARСПОРТ | ДРАЙВПОУЛ-ПОЗИЦИЯХмурым осенним утром, пока коллеги спали, Вадим Никишев выехал из гостиницы на «Нижегородскоекольцо», чтобы первым из российских журналистов прохватить на концепте «Вольво-S60 Поулстар».До этого момента на 508-сильном полноприводном монстредовелось прокатиться лишьчетырем европейским экспертам. Российская презентация такогомасштаба – считай, первая в миреи потому особенно волнующая дляшведов из подразделения «Поулстар».Два десятка журналистов на дорожных«вольво» с фирменным чип-тюнингомпроехали от Москвы до НижнегоНовгорода, но с этими машинами ужепознакомился Юрий Тимкин (ЗР, 2012,№ 9). И если на кольце всех заманивали в пассажирское кресло концепта,который пилотировал туринговыйпилот «Вольво» Роберт Дальгрен,то для «За рулем» сделали исключение – пустили меня на водительскоеместо.Лица людей из «Поулстар» былимрачнее туч, нависших над автодромом. Асфальт «Нижегородскогокольца» сам по себе относительноскользкий, а тут его обильно смочилморосящий с утра дождик. Роберт,прохвативший с утра несколькокругов, всерьез предлагал отменитьмероприятие. Еще бы, незнакомые русские журналисты (Дальгрен впервыепобывал в России) сядут за руль единственного в мире концепта – а ну какразобьют?После долгих колебаний мне разрешают прокатиться, но «шепотом».А сначала – пробная поездка в штурманском кресле. Рявкает и тут же снижает тональность высокофорсированный мотор, и Роберт начинает игратькнопками на руле. Неужели поедемна адаптивном круиз-контроле?– Нет, – смеется швед. – Здесьэтими клавишами настраивается специальный проектор. У серийных машинсистема предупреждения столкновенийвыводит на ветровое стекло индикациюо критичном сближении. А на концептеполоска светодиодов подсказываетмомент переключения.Хорошо знакомое «Нижегородскоекольцо», на котором совсем недавномы провели тест шести горячих хэтч­беков (ЗР, 2012, № 10), перегороженоконусами. Выезжаем против шерсти –самый ходовой вираж перед стартовойпрямой из последнего превращается  Комбинация приборов не отличаетсяот знакомой по другим «вольво-S60». Затоздесь на ветровое стекло проецируется цифровой тахометр.в первый, а размеченная заново конфигурация напоминает ипподром:из четырех оставшихся поворотов трилевые и лишь один – быстрый правый. А я-то перед сном прокручивалв голове всю дорожку, представляя, какбуду щелкать ее на концепте… Роберт,зачем так издеваться над интереснойтрассой?204 За рулем 01/2013204-207_POLESTAR.indd 20430.11.2012 13:59:07   Кресла с фирменными логотипами «Поулстар» фиксируют тело гораздонадежнее штатных, даже в исполнении«R-Дизайн».  Механика? На суперкаре мощностью508 л.с.? Да! На деле управляться с таким«табуном» с помощью классической «ручки»несложно, а переключениям способствуютавтоматические перегазовки.  Выносные резервуары настраиваемыхстоек «Олинз» – признак серьезного подхода. С этими подвесками «Поулстар» работаетв гонках почти 10 лет.– Безопасность. Мы решили, чтов такой конфигурации меньше шансовошибиться и повредить машину.Да неужели! Все опасные повороты на автодроме, где пилот можетвылететь, давно окаймлены широкимиасфальтовыми зонами безопасности.А в предложенной шведами версиипридется осторожничать: в паре местс ненакатанной траектории можнозапросто улететь на газон – ловушектам не предусмотрено. И конфигурацияс доминированием левых поворотовнаводит на размышления. Безопасность, говорите?– Вчера обнаружилась проблемас приводом. Нет-нет, она не типичная.На мощном концепте мы экспериментируем, и такие неполадки абсолютнонормальное явление. Нас подвеласлужба доставки: среди восьми запасных узлов не нашлось нужного, представляешь! Поэтому мы выбрали такойвариант трассы, чтобы меньше нагружать автомобиль.Дальгрен выруливает на прямуюи утапливает газ. Вильнув кормой(несмотря на полный привод!), голубойконцепт под рычание оригинальнойвыпускной системы бросается вперед.Сполох шифт-лайта, и Роберт переключается на вторую, затем на третью, успевает перейти на четвертую…И мягко осаживает перед поворотом,начиная обратный отсчет передач:третья, вторая – все со смачными перегазовками. С пассажирского кресла ногпилота практически не видно, поэтомуостается позавидовать той легкости,с которой мастер играет педалями газаи тормоза.Время пересаживаться. «Тольконе гони, будь очень осторожен!» –в очередной раз напоминает Роберт,занимая место справа. Я не тороп­люсь, подгоняя под себя водительское кресло. Шутливо ворчу: «Сразувидно, комплектация бюджетная:фары галогеновые, а не ксеноновые.Сиденье без электроприводов, двигать и подбирать угол наклона спинкинужно вручную...». Разумеется, этоне экономия на бюджете – гоночныеавтомобили тоже отличаются аскетизмом. А есть ли что-то общее у этогопрототипа с боевыми «вольво», принимающими участие в кольцевых  Удельная мощность рядной«шестерки» – почти170 л.с. с литра.Производительностьповысили с помощью нового турбокомпрессора,модернизированныхголовки блока,интеркулера,выпускной системыи программы управления.За рулем 01/2013 205204-207_POLESTAR.indd 20530.11.2012 13:59:11 | ДРАЙВVOLVO S60 POLESTAR  Передние6-поршневые тормозные «машинки»«Брембо» обнимают380-миллиметровые диски. Задние302-миллиметровые механизмынемного скромнее.ВЕРШКИ И КОРЕШКИ  До сего моментана концепте ездилилишь несколькоевропейских коллег. «За рулем»первым из российских изданий опробовал единственный «Вольво-S60Поулстар»на «Нижегородскомкольце».Тридцатитрехлетний гонщик РобертДальгрен в 1998 году победил в Северноми Шведском кубках Формулы-«Форд»,а тремя годами позже стал чемпионом всейсерии. Начиная с 2004 года перешел в шведскую туринговую серию STCC и вы­игралв 2010-м кольцевой Кубок на болиде«Вольво-С30» команды «Поулстар Рейсинг».Гоночный коллектив «Поулстар», участвующий в «кузовах» с 1996 года, последнее время делает ставку на «экологичные»машины: и в мировом первенстве WTCC,и в шведском гоночные болиды питаютсябиоэтанольной смесью E85. На основетурингового опыта в 2010-м шведы создаликонцепт «Вольво-C30»: мотор T5 форсировали до 405 л.с. и 510 Н·м, заменилиштатные стойки «олинзами», а в трансмиссию имплантировали передний самоблоки межосевую муфту «Халдекс».По аналогичному рецепту построени нынешний прототип «S60 Поулстар»,но технически с современными гоночными«вольво» у него нет ничего общего. Ведьсейчас марка сосредоточилась на участиив скандинавской серии TTA Racing EliteLeague. Там присутствуют такие марки,как БМВ, «Ситроен», «Сааб» и «Вольво»,но 420-сильные болиды, подобно суперкарам чемпионата DTM, отличаются другот друга лишь оперением. В основе – стандартизованные силовые агрегаты и шасси,которые готовит французская компания«Солюсьон F».гонках? На презентации управляющийдиректор Ханс Боот говорил о 15-летнем опыте «Поулстар» в подготовкеспортивных и гоночных машин, о еговоплощении в концепте…– Туринговые «вольво»? – вскидывает брови Роберт Дальгрен. – Нет,конечно, сравнивать с ними этот прототип сложно. Конечно, здесь немалоотличий от серийных моделей, но этоотнюдь не кольцевой болид. Хотя наддинамикой и управляемостью мы поработали серьезно.На мой взгляд, механическаякоробка передач на автомобилемощностью 500+ (речь о лошадиных силах) – атавизм. Современныесуперкаровские коробки, и гидромеханические, и автоматические с двумясцеплениями, по скорости переключения обыгрывают профессиональных пилотов, адекватно тормозятдвигателем и оснащены честнымручным режимом. Механика же отнимает немало внимания, что особеннозаметно на первых кругах. Трогатьсяна «S60 Поулстар» просто: сцеплениеувеличенного диаметра не керамическое, хотя и рассчитано на возросшую нагрузку. Рвать с места на эксклюзивном автомобиле, у которогообозначились проблемы с приводом,не стоит: плавно трогаюсь, набираюход, переключаюсь на вторую… Газ!Мощное, но мягкое ускорение вжимает в спинку сиденья с тиснениемрolestar. Концепт успевает разогнатьсядо 150 по спидометру, и вот я на входев вираж. Как там Роберт исполнялперегазовки при переключении вниз?Только я выжал сцепление, перевелрычаг в «нейтраль» и приготовилсяпяткой поднять обороты, как –брррум! – концепт все сделал сам.Оказывается, и Дальгрен был избавленот такой необходимости: «S60 Поулстар» оснащен системой автоматической перегазовки.Скорость на выходе из поворотаоказалась чуть выше ожидаемой –концепт поскользнулся на мокромасфальте и поплыл передней осьюнаружу. В ответ на прикрытие газамягко пошла в сторону корма, и сидящий справа пилот встревожился: «Calm206 За рулем 01/2013204-207_POLESTAR.indd 20630.11.2012 13:59:16   Характерная особенность машин,имеющих отношение к придворному ателье«Поулстар», – квадратный шильдик голубогоцвета. Концепт S60 – апогей инженерныхнаработок компании.  Опробоватьна себе, что такое3,9 секундыдо сотни, не позволила погода и хромающий на одинпривод прототип.Но и без того автомобиль воспринимается чертовскибыстрым и, главное,послушным!  Роберт Дальгрен,выступающийза конюшню«Поулстар Рейсинг»в шведских кузовных гонках, научилездить и дорожныйпрототип. Хотя сампризнался, чток нынешней гоночной программе«Вольво» концептимеет далекоеотношение.down, calm down! Quietly!». Не переживай, Роберт, занос отлично гаситсярулем. Да и развивался он настолькоплавно, будто мои действия подстраховывала электроника. На гражданском«Вольво-S60» ее нельзя отключитьцеликом, но в зимнем тесте на автодроме «Тушино Ринг» (ЗР, 2011,№ 4) вмешательство системы отнюдьне мешало контролировать скольжения, – наоборот, помогало.– Здесь нет стабилизации! –огорошил швед. – Из страхующейэлектроники лишь антиблокировочнаясистема, и та работает по жесткомуалгоритму. Так что с машиной ты, считай, один на один.Вот это да! В таком случаеза настройки – твердая пятерка.Отчасти такое поведение обусловлено балансом шасси: тут регулируемые стойки «Олинз» с выноснымирезервуарами по кругу, выверенныеуглы установки колес, расширеннаяна 20 мм колея и шины «МишленПилот Супер Спорт». Но не меньший вклад вносит полноприводнаятрансмиссия с «халдексами» в ролимежосевого дифференциала и заднегосамоблока. Причем в традиционномкорпусе заднего редуктора обкатываютэлектронно-управляемую муфту перспективного, пятого поколения! Результат фантастический: поведение мягкоеи прогнозируемое, а «укороченный»рулевой механизм с иными калибровками гидроусилителя позволяет тонкочувствовать, что происходит с управляемыми колесами, и вести суперкар илипо-кольцевому точно, или в хулиганских скольжениях. И если на большинстве мощных полноприводных седановты сначала сбрасываешься перед виражом, а затем тягой срываешь машинув занос, то тут все иначе: можно войтив поворот быстро, прикрытием акселератора направить нос на выход –и вновь газу, газу, газу!А с чем вообще можно сравнить«S60 Поулстар» – с полноприводным450-сильным «Ауди-RS4»? Или с классическими «Мерседес-Бенцем С-КлассAMG» и «Лексусом IS-F» примернотой же мощности? Директор «Поулстар» Ханс Боот ответил уклончиво:мол, это решать вам, журналистам,и потенциальным покупателям.Пока возможны два варианта:выпуск мелкими сериями, еслиспрос окажется достаточно высоким,либо штучное производство – тогда«S60 Поулстар» останется безумнодорогой диковинкой для коллекционе­ров. А так не хочется, чтобы 508 сили великолепное шасси покрывалисьпылью в музеях и частных гаражах!За рулем 01/2013 207204-207_POLESTAR.indd 20730.11.2012 13:59:20