192
193
194
195
СПОРТ | ЧЕМПИОНЫ МИРАЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦАМожно спорить, была или нет борьба в трех главных гоночных турнирах планеты. Но командыпобедительницы везде прежние – третий год подряд! И все три чемпионских коллектива лидируют еще в одномзачете, негласном, – в соревновании бюджетов. Конечно, деньги не главное, но в современных гонках почти всёзависит от них. Хотя с трибун кажется, будто бал на трассах правят гонщики, считает Сергей Зиновьев.БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ«Ред Булл» много лет ведет и оплачи‑вает молодежную программу в млад‑ших формулах, просеивая в поискахгоночного гения десятки одаренныхюных пилотов. Михаила Алешинав итоге отвергли, Даниил Квят покав обойме. Самые лучшие получаютместо в дочерней команде «РедБулла» – «Торо Россо» (бюджет у неескромный, но и задачи совсем другие).Трехкратный чемпион мираСебастьян Феттель – выпускник этойшколы. Помимо того что 25‑летнийнемец быстр, он еще и надежен – бла‑годаря прежде всего холодной голове.Именно этого не хватало в минувшемсезоне, например, тоже очень быстромуПастору Мальдонадо, которыйто и дело попадал в стычки.У Феттеля бывали осечки, но нев этом году. А сумбурная бра­­­­зильскаягонка, где немца в первой связке поворо‑тов отправили на последнюю позицию,показала, что у парня просто железныенервы. Дождь, чехарда пит-стопов,сейфти-кары, отказ радиосвязи – а глав‑ный соперник идет вторым и, в общем,титул под угрозой. Жесточайший прес‑синг для нервов! Никаких проблем, Фет‑тель исправно сделал свою работу.Достоин? Безусловно. Хотя на неко‑торых гонках команда откровенно192 За рулем 01/2013192-195_Champions01.indd 19230.11.2012 16:15:16   Чего у Феттеля не отнять, так этоискренности. Каждому успеху на гоночнойтрассе он радуется, словно первому, –с соответствующим выплеском эмоций.  «Ред Булл» не выглядел самой быстроймашиной по ходу сезона. Затащить егона самую вершину, надо признать, былоотнюдь не простой задачей.  Одним из первых Себастьяна поздравилсам Берни Экклстоун. Похоже, Себ – любим­чик владельца коммерческих прав чемпи­оната мира.ЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ‑1,итогиПилоты1. С. Феттель (Германия, «Ред Булл – Рено»)  2812. Ф. Алонсо (Испания, «Феррари») 2783. К. Райкконен (Финляндия, «Лотос – Рено»)  2074. Л. Хэмильтон (Великобритания, «Мак-Ларен –Мерседес) 1905. Дж. Баттон (Великобритания, «Мак-Ларен –Мерседес») 1886. М. Уэббер (Австралия, «Ред Булл – Рено»)  179  Виталий Петров все еще ожидает изве­стий о своем будущем. Его очень хотятвидеть рядом россияне, выступающие в чем­пионате GT. Но сам он, конечно, жаждетостаться в Формуле‑1.Команды1. «Ред Булл» 2. «Феррари»3. «Мак-Ларен» 4. «Лотос» 5. «Мерседес» 6. «Заубер» придерживала Марка Уэббера, чтобытот не мешал «плановому» чемпиону.Австралиец ведь после двух своих победопережал Феттеля, а затем провалилшесть (!) гонок подряд. Согласитесь,не очень похоже на честную игру.Чемпионат в целом сложился для«Ред Булла», скажем так, удобно. «Фер­рари» мощно начала, но затем проиг­рала летнюю инженерную кампанию.Осенью ее машины регулярно уступали460400378303142126даже «зауберам» и «вильямсам».А «Мак-Ларену» просто не повезло.Дважды, лидируя, Льюис Хэмильтонсходил с дистанции из-за поломок. Егоупущенные победы исправно подбиралФеттель – тут как тут!Как дальше командам житьс гигантской разницей в бюджетах?По примерным оценкам, «Ред Булл»тратит на подготовку команды в тричетыре раза больше, чем «Заубер».Последний в этом году прыгнул вышеголовы, но все равно побед нет, а Сер­хио Перес лишь десятый по суммеочков.Бывший и нынешний президентыФИА Макс Мосли и Жан Тодт регу­лярно поднимают вопрос об ограниче­нии бюджетов в Формуле‑1.Как вы думаете, какие командытормозят принятие решения – богатыеили бедные?За рулем 01/2013 193192-195_Champions01.indd 19330.11.2012 16:15:19 | ЧЕМПИОНЫ МИРАЛЮБИМЕЦ-ЧЕМПИОНпартнеры слишком увлекутся борьбойдруг с другом.Финал вышел прекрасный! Прежде всего благодаря Хаффу. Спокойнуюезду ради набора очков британец отверг.За это и любят его многочисленныепоклонники. Англичанин хотел победить, но победить красиво! И решилсяна рискованный, но не очень нужныйобгон в первом заезде. Эффектно протиснулся мимо Мюллера и попыталсяувеличить дистанцию. Пару виражейспустя Хафф не удержал автомобильв повороте и чиркнул ограждение.С поврежденной задней подвеской его«Шевроле» застыл в боксах.Судьбу титула решил заключительный заезд сезона. Хафф продирался наверх из глубины пелетона.Меню тем временем прессовал Мюллера. Как же приятно смотреть насто­ящий гоночный спектакль, а не очередной «договорной матч»!Восемь лет шел англичанинк титулу в составе команды «Шевроле».  По хитрому взгляду проигравшего титулИвана Мюллера ничего не поймешь. Вполневозможно, что у «Шевроле» в Макао действительно не было командной тактики.  Одна из приятнейших черт Роберта Хаффа – открытость. Он охотно общается и с прессой,и с болельщиками. А карьеру начинал, говорят, в уличных гонках.В мировом «туринге» ничто не предвещало острой борьбы за титул. Единственная заводская команда «Шевроле»просто не могла проиграть. Было очевидно: все три места на подиуме по итогам сезона достанутся ее пилотам. Поначалу даже казалось, что определено,кому какое. Вся статистика была на стороне опытнейшего Ивана Мюллера,многократного чемпиона WTCC. АленуМеню в силу возраста светило третьеместо, ну а любимец публики РобертХафф в соперничестве с Мюллеромдолжен был довольствоваться серебром.Предыдущие два года было именно так.Поначалу к тому и шло,но с какого-то момента борьба за титулстала развиваться по другому сценарию. С неумолимой статистикойне были согласны Хафф и Меню. Передпоследним этапом на убойной городской трассе в Макао первый лидировал по набранным очкам, а второйсохранил шанс стать чемпионом, если  Габриэле Тарквини под флагом российской команды стал лучшим из частныхпилотов. Алексей Дудукало по сумме очков –пятнадцатый.ЧЕМПИОНАТ МИРА WTCC, итогиПилоты1. Р. Хафф (Великобритания, «Шевроле-Круз»)  4132. А. Меню (Швейцария, «Шевроле-Круз») 4013. И. Мюллер (Франция, «Шевроле-Круз») 3934. Г. Тарквини (Италия, «СЕАТ-Леон») 2525. Т. Коронел (Голландия, БМВ‑320) 2076. Н. Мишелиц (Венгрия, БМВ‑320) 152Заслуженная, зрелищная и чистаяпобеда. К тому же Хафф как раз такойчемпион, по которому соскучились зрители. Не рациональная счетная машиназа рулем болида, а живой, полный эмоций человек, готовый пойти на риск.А еще, что немаловажно, харизматичени не задирает нос. Образ простогоанглийского парня, лишенного симптомов звездной болезни, не может не привлекать.Минувший сезон стал последнимдля команды «Шевроле» – фирма покидает чемпионат мира. Как сложитсядальнейшая гоночная карьера тройкипризеров, пока неизвестно. Станет лидействующий чемпион многократнымв составе другой команды? Лучшене гадать.Главное – он останется тем самымРобом по прозвищу Хаффи, котороготак любит зритель. И это, конечно, кудаважнее времени прохождения круга,набранных очков и даже количестватитулов.  Примерно так стартовали «шевроле»почти на всех этапах. Да и финишировалив таком же стиле, только отрыв от остальныхбыл больше.Команды1. «Шевроле» 2. «БМВ Кастомер» 3. «СЕАТ Кастомер» 1025650617194 За рулем 01/2013192-195_Champions01.indd 19430.11.2012 16:15:21 ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ WRC,итогиПилоты1. С. Лоэб (Франция, «Ситроен-DS3») 2702. М. Хирвонен (Финляндия, «Ситроен-DS3»)  2133. Я.-М. Латвала (Финляндия, «Форд-Фиеста») 1544. М. Остберг (Норвегия, «Форд-Фиеста») 1495. П. Сольберг (Норвегия, «Форд-Фиеста») 1246. Е. Новиков (Россия, «Форд-Фиеста») 88Команды1. «Ситроен» 2. «Форд» 3. «М-Спорт Форд» 463309170  Не только статус величайшего раллистапланеты, но и общее настроение девятикратного чемпиона как будто отражаетсяна его лице. Хотя разве можно устатьот побед и титулов?  «Ситроен-DS3» показал себя совершенным гоночным оружием, как ранее «Ксара»и C4. Правда, нет ответа на вопрос, мог лина них выиграть другой сильный пилот.  Наш человек в WRC – Евгений Новиков. Два подиума, девятьфинишей в первой десятке, заслуженное шестое место. Россиянинна «Форде» обыграл всех, кроме признанных грандов.ВЕЧНЫЙ СЕБАСТЬЕНОдержав девять побед в 13 гонкахи доведя их суммарное число до невообразимых семидесяти шести, Себастьен Лоэб стал девятикратным чемпионом мира! Подряд! В составе однойкоманды. К такому титулу свежихкомментариев не выдумаешь – все,какие можно, высказаны раньше. Былу Себа более-менее опасный соперник – Микко Хирвонен, долгие годыпредставлявший «Форд», – но и того«Ситроен» устранил, взяв к себена оклад второго пилота под гарантиювице-чемпионского титула. Порази­тельно прагматичная циничностьв достижении цели! Иные несознательные болельщики именуют Себастьена«убийцей мирового чемпионата».Но ведь Лоэб не виноват в том, что онгениальный раллист! И к «Ситроену»тоже претензий нет – что же емуделать, нарочно проигрывать?Закавыка, вероятно, в самойсистеме чемпионата WRC: частныекоманды выиграть ничего не могут,а заводских осталось всего две.И «Форд», чей бизнес в Европе идетнеидеально, каждый год думает,не закрыть ли убыточную раллийную«конюшню» вообще. Но пока лишьурезает ей бюджет.Гонки, каждая в отдельности,интересны. Ревут моторы, мчатсямашины, пилоты радуются и досадуют.Но чемпионат при этом скучнейший.Вне всякого сомнения, в WRC надочто-то менять. Вводить весовой гандикап, принудительные трансферыпилотов – вплоть до запрета на участиезаводов. Может быть, все изменитсясамо, ведь вот-вот стартует «Фолькс­ваген»? Начнется настоящая битва?Однако ходят слухи, что «Ситроен»скоро свернет раллийную программу.Не получили бы мы взамен Лоэба другого французского Себастьена – Ожье.Еще лет на десять…За рулем 01/2013 195192-195_Champions01.indd 19530.11.2012 16:15:23