166
167
БЕЗОПАСНОСТЬ | ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫСТРАШНЫЕ ЗЕБРЫЮжная улица, Реутов,Московская область1Статистика ДТП с участиемпешеходов неутешительна.Сергей Смирнов с помощьюколлег по журналу нашелнаиболее характерные переходыМосквы и области, где ходитьпросто опасно. Фото автораи Александра Кульнева.Мы оценивали переходыпо нескольким критериям.Во-первых, сколько придетсяждать пешеходу, чтобы его пропустили; во-вторых, насколько обоснованвыбор места перехода. И, конечно, оценивали уровень опасности для пешехода.21Движение неинтенсивное, поэтомуперейти дорогу удается быстро.Дорожные знаки на видном месте,не закрыты рекламными растяжками, –водители могут заранее снизить скорость. Переход находится в жилой зоне,с каждой стороны – дома и магазины.Казалось бы, все как нужно, но... Еслис одной стороны к переходу ведет пешеходная дорожка, то с другой он упирается в бордюр и газон. Людям приходится выходить на проезжую часть,чтобы через несколько десятков метровпопасть на переход. Так делают далеконе все – большинство просто переходитулицу по диагонали.ОЦЕНКА: плохо!Переход необходим,но сделан он совсем не там,где ходят люди.Ленинский проспект, Москва2Время ожидания – от 30 секунддо 2 минут. Некоторые водителипропускают пешеходов, дажерискуя получить сзади удар. Дорожные знаки не закрыты рекламнымищитами, но заметить их все-такисложно. С одной стороны находитсяполиклиника, с другой – магазиныи жилые дома. И там и здесь – остановки общественного транспорта.К плюсам отнесли широкие островкибезопасности. Пешеходов достаточномного.ОЦЕНКА: опасно!Переход здесь, конечно,нужен, но регулируемый,а еще лучше – подземный.166 За рулем 01/2013166-167_Samoubiica.indd 16630.11.2012 13:44:56 Минское шоссе,между Одинцовыми Лесным Городком,Московская область3РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ:СОВЕТУЮТ ВОДИТЕЛИ3Количество полос – по трив каждую сторону; машиныидут плотным потокомна высокой скорости и не останавливаются! Паузу между машинамипришлось ждать 5 минут 15 секунд.И – бегом, бегом на другую сторону! Только для кого этот переход?С одной стороны лес, с другой –дорога, ведущая к стройплощадке(она не одна, есть и другие). Переход устроили здесь, чтобы строителиходили в лес по грибы? Или требовалось срочно освоить средства,пустить в дело неиспользованныезнаки и краску?Разрешенная скорость здесь90 км/ч, но машины едут быстрее.Дорожные знаки, предупрежда­ющиеводителей о пешеходном переходе,теряются на фоне огромных рекламных щитов. При 30-метровойширине проезжей части переходне имеет островка безопасностипосередине дороги.Подошли к переходу – действуйте такимобразом, чтобы у водителей не возникалосомнений. Собираетесь переходить улицу –сделайте шаг вперед. Лучше всего установить с водителем зрительный контакт,попытайтесь встретиться с ним взглядом.Он поймет: надо притормозить. В населенных пунктах это несложно, так как скоростинебольшие. Пересекайте проезжую частькак можно быстрее. Желательно переходить дорогу группами. Когда пешеходыидут по одному, перед переходом собирается большое количество машин, возникает пробка.И самое главное: автомобиль не можетмоментально замереть на месте, особенноесли дорога мокрая или покрыта снегом.Дайте водителю шанс затормозить, никогдане перебегайте дорогу перед носом едущеймашины!РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ:СОВЕТУЮТ ПЕШЕХОДЫОЦЕНКА: очень опасно!И кому нуженэтот переход?54Осташковское шоссе, Москва4Первый автомобиль остановился, чтобы пропуститьпешехода, через 5 минут. Спасают только светофоры, работающиена соседних перекрестках. С однойстороны располагается парк, напротив – промышленный комплекс.За полчаса эксперимента, кромеменя, желающих перейти дорогув этом месте не нашлось... Шоссепроходит по городу, где действуютограничения скорости, на видном месте камера видеофиксации.Но знаки «Пешеходный переход»закрыты рекламой, а на широкой проезжей части нет островкабезопасности. Об освещении тожене позаботились.ОЦЕНКА: очень опасно,особенно в темное времясуток.Улица Сретенка, Москва5Несмотря на большую интенсивностьдвижения (центр города!), пешеходов пропускают достаточно быстро.Дорожные знаки не закрыты рекламой,установлены на видном месте. Водителимогут своевременно снизить скорость.Но нужно ли тут столько переходов – буквально через каждые 100–200 метров? Каждая лишняя зебра тормозит и без того плотное движение. А эта к тому же достаточноопасна. Водители, выезжающие из Селиверстова переулка, вынуждены смотретьналево, чтобы пропустить автомобили, двигающиеся по Сретенке. Как только в потокеобразуется дырка, машина, поворачиваянаправо, сразу выезжает на переход!ОБЩАЯ ОЦЕНКА:плохо, не продумано.Почему бы вместо нерегулируемых переходов не организоватьпарочку регулируемых?Подъезжая к переходу, всегда снижайтескорость. Даже если там никого нет. Есливидите человека, ожидающего у краядороги, – остановитесь, кивните ему: проходи, не бойся... И самое главное: вы ведьне всю жизнь проводите за рулем, иногдаи пешком ходите. Вспомните свои ощущения. И давайте уважать друг друга!Рассмотрев несколько примеров,мы сделали общий вывод. Многиепереходы в столице и области находятся не там, где надо. Есть ощущение, что места для них выбиралиисходя из каких-то количественныхрасчетов – скажем, на каждыйкилометр трассы по зебре (хотятаких нормативов нет). Даже у техпереходов, которые действительнонеобходимы, техническое исполнение часто на низком уровне. Мы ужевыступали за изменение действу­ющих норм и правил (ЗР, 2012,№ 7). Согласитесь, пересекатьмногополосную дорогу по нерегулируемому переходу смертельноопасно. Примеров, подобных увиденным на Минском и Осташковском шоссе, Ленинском проспекте,быть не должно! А сколько такихпо всей стране, не пересчитать. Значит, нужны регулируемые переходы,а еще лучше – надземные или подземные.За рулем 01/2013 167166-167_Samoubiica.indd 16730.11.2012 13:45:00