164
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВПРОТИВ ВЕТРАЗа решение задачи № 57 «Нос по ветру» (ЗР, 2012, № 10) Сергей Федосеев из Москвы получает видеорегистратор MDR-630фирмы Mystery Electronics, а от издательства «За рулем» – автомобильный справочник BOSCH.Вспомним задание. Как влияетна максимальную скоростьавтомобиля ветер, меняющийсяс попутного на встречный илибоковой? Многим вопрос показалсянесложным – и тут началось: «Ветер20 км/ч вряд ли повлияет на скорость.Это же не ураган!». Или: «Скорейвсего, на машине с ограничителем оборотов попутный ветер ничего не даст».(Это смотря каково ограничение!)А вот еще: «Вероятно, при скоростивстречного ветра 20 км/ч машинапоедет настолько же медленней,а с попутным – быстрей. Всё как у лодкина реке...» Увы, автомобиль не лодка.Кстати, слова «вряд ли», «вероятно», «скорее всего» обычно характерны для людей, в чем-то не шибкоуверенных. А вот ответы некоторыхзнатоков так глубоки, что изучать их –серьезный труд: некоторые явно перегружены математическими выкладками. Но победителю удалось оченьпросто рассказать о сложном. Читаем:«Надо учитывать, как мощность, идущую с мотора на колеса, расходуютсилы сопротивления движению при различных скоростях на заданной передаче.Например, четвертой. Если достигнута предельная скорость на прямомгоризонтальном шоссе, эта мощностьцеликом уходит на борьбу с встречнымпотоком воздуха и сопротивлением шин.  Влияние встречного и попутного ветрана скорость автомобиля. Пояснения в тексте.Допустим, самый пик мощности колёсаполучают при 5600 оборотах в минутуи скорости 185 км/ч на четвертойпередаче. Чтобы при встречном ветре20 км/ч сопротивление осталось прежним, скорость должна составить около165 км/ч, – в этом диапазоне переменыв качении шин малы. Но ведь оборотыупадут до 4995, а с ними и мощность.Прежнее сопротивление ей не по зубам,так что скорость станет еще ниже.По схожей причине при попутном ветре(считаем, что ограничителя нет) скорость машины вырастет не на 20 км/ч,а меньше, так как при перекруткеза 6000 оборотов мощность тожесильно падает».Поясняет это простой график.Мощности, движущие машину на четвертой и пятой передачах, показаныкривыми IV и V. А мощности силсопротивлений – кривыми 1, 3 (соответственно для встречного ветра скоростью 20 км/ч и для попутного) и 2(в штиль). Конечно, кривые IV и Vхарактеризуют конкретный поршневойдвигатель при полностью открытомдросселе. Они чисто теоретические:провалы мощности или подхваты,возможные при замерах, не учитываем. Любому значению оборотовсоответствует своя мощность, принеком номинальном она проходитточку максимума, при других снижается. Но мощностную характеристикунетрудно привязать и к скоростямдвижения автомобиля на выбранных нами передачах! Это удобно, таккак позволяет сопоставлять тяговыевозможности двигателя с силамисопротивления. С учетом разницыпередаточных отношений кривая Vв сравнении с IV несколько растянутапо скоростям. Как видим, в штильскорость на пятой передаче ниже, чемна четвертой. Встречный ветер уменьшит «штилевую» скорость на четвертойпередаче на величину (20 + AIV) км/ч,а на пятой – на (20 + AV) км/ч.Попутный же ветер (при отсутствииограничителя оборотов) увеличитскорость четвертой передачи лишьна (20 – BIV) км/ч, ведь мотор перекручен. Зато на пятой даст ощутимыйприрост скорости в (20 + BV) км/ч.  ПРИЗ!Издательство «За рулем» представляет«Автомобильный справочник BOSCH».Для каждого автомобилиста это верныйшанс расширить свой кругозор в областиавтомобильной техники – от базовых принципов ее функционирования, проектирования, производства, испытаний, диагностикии т. д. до самых современных разработокв любых системах и технологиях.При ветре сзади пятая при большихскоростях быстрее четвертой!Боковой же ветер влияет на скорость машины в основном черезсопутствующие факторы. Это дополнительная поперечная деформацияшин, их боковой увод, движениемашины в положении под углом к осидороги, нарушение ее устойчивости,вынужденные корректировки рулеми т. д. Да и асимметричное обтекание машины воздухом порой создаетдополнительные вихри... В итоге –потери мощности.Итак, всем участникамконкурса спасибо. ПоздравляемСергея Федосеева с победой!ЗАДАЧА № 60«Я НЕ ШОФЕР, Я ШАХТЕР!»Напомнив, как Гаврила спьяну залилв задний мост эпоксидку и поехал,Петро добавил: «Вообще-то, УАЗ всётерпит! Как-то отправились на охотукилометров за сто. А доехав, обнаружили, что из коробки стекают последние капли масла – пробка утеряна!Хозяина, бывалого шахтера, конечно,отругали, а что дальше? Не считаядров, угля и спичек, в охотничьейхатке пусто. Гляжу, хозяин вооружилсятопором: «Ладно, масло я добуду!».Поверите ли, но наутро мы вернулисьна этом же УАЗе. Угадайте рецепт».Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 февраля 2013 годапо адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10, или по e-mail: [email protected].Укажите ваш контактный телефонили иной способ быстрой связи.164 За рулем 01/2013164_Konkyrs 01.indd 16430.11.2012 13:45:24