«Проклятое место»: за чьи ошибки ответит Бу Андерссон

Главу АВТОВАЗа Бу Андерссона официально отправили в отставку. Имя преемника станет известно 15 марта на заседании совета директоров компании.

b_1389793359

b_1389793359

Шведа обвинили в том, что кризисный 2015 год АВТОВАЗ под его руководством закончил с катастрофическими 75 млрд руб. убытка. И накануне выборов в Госдуму раскритиковали за слишком жесткую кадровую политику и неделикатное обхождение с работниками завода, поскольку г-н Андерссон известен своим радикальным подходом к решению проблем. Но таким ли злом для тольяттинского автогиганта оказался 60-летний варяг, каким его пытается представить руководство Ростеха?

— Все. Нам нужен другой человек, — отрезал глава Ростеха Сергей Чемезов.

В компании «Renault Россия» планы по отставке Бу Андерссона тоже подтвердили — имя преемника назовут 15 марта на совете директоров АВТОВАЗа. Новому руководителю предстоит заняться «следующим этапом операций по выводу компании из кризиса».

Для самого Андерссона, судя по реакции его близкого круга общения, такие новости в духе «бей врагов, спасай Россию» оказались полной неожиданностью. Неужели Андерссон явился таким страшным злом для АВТОВАЗа, тайным иностранным агентом, которого отправили для развала российской экономики в угоду альянсу Renault-Nissan? Оценивая все, что шведу удалось сделать за два с лишним года, в такое трудно поверить.

b_1389793419

b_1389793419

«Проклятое место»? Похоже на это. Или, как вариант, его руками просто решили сделать всю грязную работу, а отставкой разрядить назревающее социальное недовольство в Тольятти. План по оптимизации численности рабочих АВТОВАЗа существовал в Минпромторге задолго до прихода решительного Бу, но взяться за людей пришлось именно ему. Накануне выборов в Госдуму такая бомба замедленного действия оказалась никому не нужна. Митинги, протесты, требования о повышении зарплаты — разбираться с этим вместо ведения предвыборной гонки не хочется никому. Теперь Бу смещен, и обязательно все будет хорошо, как бы дает нам понять государство в лице Ростеха. Теперь плачевное состояние российской экономики можно смело прикрывать недальновидностью иностранца. Что, собственно, и происходит.

Критика за убытки

После дифирамбов за запуск двух новых моделей, повышение качества выпускаемых автомобилей и снижение расходов по ряду статей в адрес шведа посыпалась жесткая критика. «Неожиданно» предприятие, ориентированное лишь на внутренний рынок, оказалось неспособным приносить прибыль в условиях кризиса. Так, по итогам 2015 года в результате проводимой Андерссоном политики АВТОВАЗ «сгенерировал» 75 млрд руб. убытков. На фоне этой впечатляющей цифры потери в 25,4 млрд в 2014-м и 7,9 млрд в 2013-м кажутся несущественными. В аудиторском отчете консалтинговой компании Ernst&Young говорится, что большая часть убытков (42 млрд руб.) образовалась из-за обесценивания активов компании. Позже, стараясь защитить своего подопечного, это не раз подтверждал глава Renault-Nissan Карлос Гон. Еще до официальной отставки Андерссона Гон просил никак не связывать его возможный уход с финансовыми результатами деятельности компании.

Однако российские акционеры, как оказалось, придерживаются другого мнения. Чемезов заявил, что попытки Андерссона обеспечить высокое качество продукции обернулись тем, что он отказался от услуг большинства российских поставщиков и пошел по самому простому пути — закупке комплектующих за рубежом у поставщиков альянса Renault-Nissan. В итоге из-за рухнувшего рубля расходы АВТОВАЗа многократно возросли, а новые автомобили стали гораздо дороже, чем планировалось. В середине докризисного 2014 года Андерссон рассказывал, что Lada Vesta будет стоить около 350 тыс. руб., но стартовая цена на автомобиль, который запустили прошлой осенью, составила 514 тысяч.

Претензии о лояльности к иностранным поставщикам понятны. Но цель у Бу была одна — выпуск качественных автомобилей. Выход очередного «тазика» поставил бы крест не только на доверии к АВТОВАЗу, но и на карьере самого Андерссона.

Кстати, не стоит забывать и о поведении отечественных поставщиков, многие из которых после кризиса подняли цены так, что оказалось дешевле покупать у иностранцев. Именно на такую ситуацию в беседе с корреспондентом «За рулем.РФ» пожаловались представители руководства Nissan.

base_photo_img_hd.php

base_photo_img_hd.php

Сокращение персонала

Второй, не менее важной причиной увольнения стала жесткая кадровая политика Андерссона. Придя на предприятие в конце 2013 года, он сразу же заявил, что структура АВТОВАЗа неоптимальна. После знаменитой чистки уборных и сливных систем Бу немедленно принялся за приведение численности коллектива в более адекватное, по его представлениям, состояние. На конец 2013 — начало 2014 года на АВТОВАЗе работало более 70 тыс. человек. Сейчас, как рассказали «За рулем.РФ» в заводском профсоюзе компании, свои места сохранили лишь 44–44,5 тыс. человек. Сокращениям подверглись как простые рабочие, так и менеджеры различных уровней. Последняя волна увольнений прокатилась по автогиганту в 2015 году, когда своих должностей лишились около 1100 «белых воротничков». Но и после в беседах на эту тему Андерссон давал понять, что резерв для будущих увольнений остается.

Сотрудники завода смогли провести несколько громких митингов, на которых требовали прекратить сокращения и повысить заработную плату. А еще они просили принять меры по сохранению «АВТОВАЗАгрегата» и его дочерних предприятий, которые в итоге обанкротились, поскольку Андерссон отказался от их услуг. Это лишило работы еще более пяти тысяч жителей Тольятти. Впрочем, в чем-то Андерссон попытался пойти навстречу. Он пообещал, что в случае наращивания объемов производства поднимется и заработная плата. Только с падением рубля и цен на нефть все получилось наоборот: в феврале 2016 года предприятие в Тольятти перешло на четырехдневный график работы, а зарплата сотрудников, включая самого Андерссона, снизилась еще на 20%. До этого момента средний заработок по заводу и так был невысок — 28–28,5 тыс. руб. Сам швед рассказывал, что его месячная зарплата составляет около 50 тыс. долл. в рублевом эквиваленте.

Качество автомобилей и производительность труда

Сотрудники АВТОВАЗа, которым, казалось бы, впору затаить обиду на грозного руководителя, рассказывают больше о его заслугах, чем о промахах. Глава профсоюза компании Сергей Зайцев с гордостью говорит о выпуске в сжатые сроки двух сильных новинок — Весты и Иксрея, отмечая, что в дальнейшем модельный ряд обновится по уже разработанному плану.

xray-2

xray-2

Производительность труда на предприятии с приходом Андерссона выросла в 2014 году в два раза по сравнению с 2013-м, а в 2015-м увеличилась еще примерно на 11%, притом что персонала стало меньше на треть.

— Качество автомобилей выросло, — рассказал Зайцев. ­- Пусть до Тойоты и Ниссана пока недотягиваем, но Рено и другие европейские компании мы обогнали точно.

Эти слова подтверждают и результаты прошлогоднего итогового собрания акционеров АВТОВАЗа. Показатель прямого схода автомобилей с конвейера без дефектов достиг 88% против 56% в конце 2013 года. Общий объем дефектов на сборочных линиях только в 2014 году сократился на 42%.

С приходом шведа заработало несколько направлений, о которых раньше в Тольятти даже и не думали. Например, центр удовлетворенности потребителей, который собирает информацию от клиентов по качеству автомобилей. На ее основе приняли немало решений по комплектациям и улучшениям каждой модели. Для дилеров же заработала «Lada Академия» — информационно-консультационный центр, базирующийся на стандартах и требованиях альянса Renault-Nissan. Отныне каждый дистрибьютор обязан проводить аттестацию персонала после блока тренингов.

В итоге Андерссону удалось сделать то, во что мало кто верил — вернуть доверие и интерес к марке Lada и впервые за многие годы выпустить качественные автомобили в рекордно короткие сроки. Рассказывая о своих нередких встречах с президентом Владимиром Путиным, глава АВТОВАЗа вполне заслуженно хвастался поддержкой первого лица. Дескать, Андерссон постоянно спрашивал у главы государства, доволен ли тот его действиями и не против ли он того, что у руля российского предприятия стоит иностранец: «Путин всегда отвечал мне, чтобы я продолжал делать то, что делаю».

Сейчас на заводе без лишних надежд готовятся к встрече с новым руководителем. На его место прочат назначенца из Renault.

— Мы хотели бы, чтобы новый глава продолжил всё хорошее, что начал Андерссон. Прислушивался бы ко всем проблемам, о которых ему рассказывают, общался с местной администрацией, — говорит Зайцев. — Было бы здорово, чтобы завод в Тольятти снова перешел на полную смену, а зарплаты выросли. Логичнее для этих целей было бы наладить производство модели Vesta в Тольятти. Большинство комплектующих для нее производится здесь, потом их отвозят в Ижевск, а расходы на доставку немалые.

xray

xray

Ловушка для варяга

В политике Андерссона, безусловно, были и промахи, и неоднозначные решения. Например, решение собирать Весту в Ижевске, а не в Тольятти. Однако куда больше вопросов вызывает обоснованность решения руководства Ростеха, которое должно понимать, что поставленные перед Андерссоном задачи были далеки от заботы о социальных нуждах Тольятти и снижении уровня безработицы в городе. Швед не мог не сокращать сотрудников, имея своей целью получение прибыли и снижение издержек. Назначение Андерссона не в последнюю очередь было обусловлено надеждой на то, что именно человек со стороны может сделать то, на что ранее никто не решался, и при этом примет укор общественности на себя. Не должны были в Ростехе забывать и о других важных факторах — в частности, об обвале рубля.

Новому назначенцу придется принимать стратегические решения, находясь ровно в тех же условиях, что и Андерссон, который дни и ночи проводил на заводе. Повлиять на экономическую ситуацию в стране не сможет никто — останется только ждать, когда рынок хоть как-то стабилизируется, а люди вновь будут получать достойную зарплату и пойдут покупать новые автомобили.

С другой стороны, скандальный уход Андерссона может стать предвестником конфликта между членами альянса. В 2015 году участие в АВТОВАЗе обошлось альянсу Renault-Nissan в 620 млн евро. Сейчас Карлос Гон утверждает, что готов продолжать инвестировать в российский рынок и верит в долгосрочную перспективу.

— Автопроизводители не могут остро реагировать на то, что будет происходить в ближайшие два-три года, но мы смотрим на 30 лет вперед и верим, что российский рынок восстановится, — рассказывал он в беседе с корреспондентом «За рулем.РФ».

В то же время Гон признает, что не хочет терять деньги в будущем. А в России будущее непредсказуемо.

Автор: Анна Девятьярова

Фото: АВТОВАЗ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (136)

Самые новые

Как всегда, нашли крайнего. Короче, возвращаемся опять к выпуску «тазиков»! ((((((

Ответить#
-1

Наконец то нормальная статья, а не пропаганда как в обычных СМИ

Ответить#
+1

Когда «сказочник» руководил Группой ГАЗ завод (ЯЗДА — поинтересуйтесь) на котором я работаю лишился 80% думающих инженеров (конструктора и технологи) и 90% высококвалифицированных рабочих. На руководящие посты в инженерных службах поставлены экономисты (борьба с затратами). А чтобы не набирать молодых инженеров и рабочих уровень зарплаты установили 15–20 тыс.руб.(в нашем регионе это зарплата неквалифицированного персонала).
На фоне вышесказанного: «Хочешь уничтожить — пригласи „сказочника“»
Сочувствую АВТОВАЗу

Ответить#
+2

Алексей, не смешите людей «думающими» инженерами. Знаем мы этих «думающих». Бездельник на бездельнике и бездельником погоняет. Знаем, ибо плавали. Выпустили в 90-ые ГАЗель и с тех пор пустота. Ума только на Крайслер хватило бабло попилить. Вы не в совке живете и правила диктует рынок. Если бы не нынешняя прибыльность ГАЗ, вы бы уже все на улице сидели. Советую забыть про СССР и думать о себе, как о товаре. Вы себя продаете работодателю и насколько вы хороший товар, столько вам и заплатят. Выживает сильнейший! Звучит бездушно и цинично, понимаю, но именно это и называется капитализмом.

Ответить#
+2

Иван.В большинстве случаев у нас в стране нет ни капитализма,ни социализма.Каждый работодатель в зависимости от ситуации выбирает сам.Если человек просит,требует чтобы ему подняли зарплату в связи с возросшей нагрузкой ему отвечают не нравится увольняйся(капитализм).А вот если нужно остаться сверхурочно,выйти в выходные или руководству моча в голову стукнула провести субботник тут один ответ денег на это нет.Это нужно вам,чтобы производство работало и было чем вам зарплату платить(социализм)

Ответить#
+2

Когда «сказочник» руководил Группой ГАЗ завод (ЯЗДА — поинтересуйтесь) на котором я работаю лишился 80% думающих инженеров (конструктора и технологи) и 90% высококвалифицированных рабочих. На руководящие посты в инженерных службах поставлены экономисты (борьба с затратами). А чтобы не набирать молодых инженеров и рабочих уровень зарплаты установили 15–20 тыс.руб.(в нашем регионе это зарплата неквалифицированного персонала).
На фоне вышесказанного: «Хочешь уничтожить — пригласи „сказочника“»
Сочувствую АВТОВАЗу

Ответить#
-3

Как результат топливная аппаратура ЯЗДА устанавливается сейчас на двигателях ЯМЗ 534 взамен топливной аппаратуры Bosch. И что же этот сказочник не так сделал? Да, стоимость двигателя с топливной аппаратурой ЯЗДА стала ниже.

Ответить#
0

Решение об установке топливной аппаратуры производства ЯЗДА принимал не Бу, а Сорокин Вадим (нынешний руководитель). Андерсен как раз принимал решение об установке бошевской аппаратуры. А работа по замещению еще не завершена (идут ходовые испытания) и говорить о стоимости аппаратуры рановато.

Ответить#
0

С точки зрения потребителя Бу делал вроде все правильно — делал максимально качественный и конкурентноспособный автомобиль. Но с точки зрения гражданина РФ — он уволил прямо и косвенно тысячи, а может десятки тысяч людей, которые живут вместе со мной, соответсвенно, косвенная пострадал тоже, т.к. эти люди не воспользуются моими услугами (результатом моего труда). Плюс за счёт экспорта он предлагает мне автомобиль существенно дороже того, который мог бы быть, качественен но и дороже!

Ответить#
0

Андерссон возглавлял АвтоВАЗ. Почему вы на него хотите взвалить обязаности о повышении благополучия всех граждан РФ? Над этим пусть Путин голову ломает.

Ответить#
+1

Это капитализм, детка. ;—) Уж лучше пусть 45,000 имеют работу, чем все вместе 70,000 окажутся на улице обанкротив завод своей нерентабельностью.

Ответить#
+3

Местные российские поставщики предлагают комплектующие более низкого качества по более высоким ценам! Читайте статью внимательно!!!

Ответить#
+6

Это чушь! При старом курсе это было так. АвтоВАЗ продаёт КАЖДУЮ Весту с убытком из-за импортных запчастей!

Ответить#
0

По некоторым позициям это и при нынешнем курсе рубля так. Более того многие поставщики отказываются разрабатывать новые комплектующие — у них на это нет компетенций. Типа есть у них узел освоеный в 1980г будьте добры его установить на, условно, Весту. А учитывая, что объемы производства этого узла упали, то и цена его будет запредельная и на повышение качества не надейтесь. Вот и весь сказ. В СССР для этих поставщиков документацию разрабатывали АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ...ЗИЛ. Заканчивалось это баданиями из-за низкого качества. Поставщик кивал на конструкцию, а автозавод кивал на технологию. Бадания эти ничем не заканчивались кроме как жизнеными ресурсами отдельных героических руководителей, которые умирали на рабочих местах (взять того же первого главного конструктора ВАЗа В.С. Соловьева).
Сейчас проектирование идет иначе. Основное условие при проведении тендера на закупку комплектующих это способность поставщика своими силами разработать узел и адаптировать его в автомобиль, т.е. поставщик должен быть системным. Таких в РФ нет.

Ответить#
+5

Наконец хоть кто-то сказал этому Алексею правду о реальности.

Ответить#
0

Понятно, что здесь дело не чисто, подсидели. Никто другой бы не справился лучше. В 15-м году колоссальные усилия и средства ушли на запуск в производство двух новых моделей. И это в условиях падение рынка, когда необходима оптимизация производства, непопулярные, но необходимые меры по сокращению персонала, причем сокращения больше всего коснулись управленческого персонала. И январь 2016-го показал, что работа Бу проведена не зря. В январе продажи ВАЗа просели всего на 11%, тогда как у Хёндай на 20%, у Фольцвагена на 28%, у Шкоды на 31%, у Киа на 37%, у Рено с Ниссан — 43 и 51% соответственно, а Датсун вообще минус 66%
А сейчас придет какой нибудь Ген. директор Датсуна на всё готовенькое, а в конце года будут говорить, как он вытащил ВАЗ из ж...

Ответить#
+25

Ты что, дурак? По одному месяцу, тем более январю, только идиоты мерят. Смотреть надо за весь 2015 год! АвтоВАЗ —30%.

Ответить#
-4

А вы откуда знаете какого персонала коснулись сокращения? Управленческого какраз меньше всего, просто вертикаль власти стала ниже в 2 раза зато шире в 4 раза:)

Ответить#
+1

Ага, вы её и выстраивали, вероятно. На заводе или за воротами?

Ответить#
+1

Вазовец вам всё правильно написал.Сам работал на Вазе в 62 цеху.Кто не знает это Нива,так называемая Лада 4х4.Все эти сокращения при Бу коснулись в основной массе простых рабочих.

Ответить#
0

А как должно быть? Длинная и тонкая вертикаль? На одном конце скомандовали, а до хвоста команда может и не дойти?
Я прекрасно видел как работал Андерссон на ГАЗе. Сокращения были. Благодаря сокращениям относительно легко ГАЗ пережил кризис 2009г. Некоторые подразделения завода уходили в вынужденые отпуска, работали не полную неделю. Большая часть конструкторов работали сверхурочно, разрабатывая ГАЗель Некст и далее семейство Некст. Да, сокращения коснулись как правило малоквалифицированого персонала, который после прохождения кризиса легко было набрать на работу. Да, ГАЗ для Нижнего Новгорода не градообразующее предприятие и люди могли найти работу, хотя тоже не легко.
Есть ли заслуга Андерссона в появлении Весты и Хрея? Конечно есть. Тут Чемезов пусть лапшу не вешает. При Комарове могли лишь концепцию продукта выработать на уровне «чуть лучше Калины». А развязать руки конструкторам, дать им дополнительные силы и возможности подключив системных поставщиков комплектующих, способных разработать и адаптировать свои узлы и компоненты к конкретным прототипам. Я не очень представляю как бы смотрелся и работал на Весте ЭМУР Махачкалинского завода, который ставили на Калины.
А теперь прикиньте, Андерссон на ГАЗ пришел в августе 2009г. С АвтоВАЗа его ушли в марте 2016г. Итого 6,5 лет в российском автопроме. За это время изменил работу Группы ГАЗ и АвтоВАЗа. Разработаны ГАЗель Некст, ГАЗон Некст, модернизация УРАЛ Некст. Двигатели ЯМЗ для среднетоннажных грузовиков таки уже на конвейере, модернизация УМЗ. Веста, Хрей. Что еще?

Ответить#
+5

«зато» при чемезове (комарове) на ютубе куча роликов была о том как они улучшили качество приоры.

Ответить#
+1