46
47
48
49
HigH-TecHИнновацИИ для мотоцИклов BMWВ­те­невообразимо­далекие­времена,­когда­по­Земле­бродили­мамонты­и­неандертальцы,­каждый­ половой­акт­заканчивался­зачатием,­а­каждая­поездка­на­мотоцикле­–­аварией.­С­тех­пор­ безопасность­в­этих­вопросах­шагнула­далеко­вперед…­Этим­летом­концерн­BMW­представил­новую­ концепцию­безопасности­для­мотоциклистов­–­ConnectedRide.­И­мы­можем­с­чувством­глубокого­ удовлетворения­констатировать,­что­на­пути­к­резиновой­жен…­пардон,­жизни­без­аварий­сделанГЛОБАЛЬНЫЙ РЫВОКтекст Александра­ВОРОНЦОВА,­фото­BMWВот­уже­несколько­лет­крупнейшие­ав­ томобильные­концерны­мира­разраба­ тывают­концепцию­общения­между­ транспортными­средствами­в­город­ ском­потоке.­Действительно,­совре­ менный­автомобиль­получает­и­обра­ батывает­массу­данных­–­вплоть­до­ информации­о­дорожных­знаках,­сиг­ налах­светофора­и­(через­GPS)­крутых­ поворотах,­так­почему­бы­не­делиться­ своими­знаниями­с­соседями­по­тра­ фику?­А­самое­главное­–­предупреж­ дать­о­своем­появлении­и­намерениях.­ Может­быть,­автомобили­интеллектуа­ лы­окажутся­гораздо­терпимее­к­сосе­ дям,­чем­их­двуногие­хозяева? По­сравнению­с­автомобилями­мо­ тоциклы­малы,­и­разместить­в­них­ дополнительные­системы­сложнее.­ Но­ненамного.­Поэтому­их­тоже­ стремятся­сделать­общительны­ ми­–­особенно­преуспели­в­этом­ японский­концерн­Yamaha­и­ба­ варский­BMW.­Последний­и­по­ казал­этим­летом,­насколько­ продвинулись­разработки­по­ части­мотоциклетной­безопас­ ности­–­на­примере­нашпигован­ ного­новейшими­системами­турера­ K1600GT. Прежде­всего,­инженеры­постара­ лись­«притупить­зубки»­самым­опас­ ным­ситуациям­–­повороту­налево­ и­обгону.­Беда­мотоцикла­в­том,­что­ относительно­автомобилей­он­плохо­ заметен.­Поэтому­приходится­сооб­ щать­автомобилисту,­задумавшему­со­ вершить­маневр,­о­приближении­мото­ циклиста­(ведь­водители­авто­часто,­ отслеживая­ситуацию­по­зеркалам,­ не­способны­адекватно­оценить­ско­ рость­приближающейся­двухколесной­ машины).­Кроме­того,­баварские­изоб­ ретатели­взяли­на­вооружение­«коша­ чью­тактику»:­кошка­выгибает­спину­ и­поднимает­шерсть­в­стремлении­Службы экстренной помощи можно вызвать нажатием кнопки SOS.­ азаться­больше­и­напугать­врага.­ к А­мотоцикл­в­таких­ситуациях­уве­ личивает­яркость­освещения­и­вклю­ чает­на­мигание­указатели­поворотов­ и­дополнительные­яркие­светодиоды­ в­обтекателе­и­зеркалах,­тем­самым­ как­бы­увеличивая­свой­силуэт. Если­же­сам­мотоциклист­решил­ обогнать­или­повернуть­налево,­то­ма­ шина­предупредит­его­о­возможном­Система помощи при проезде перекрестковпересечении­траектории­с­другими­ участниками­дорожного­движения­–­ с­учетом­взаимных­скоростей.­Сбере­ жет­она­и­при­проезде­перекрестков,­ приняв­во­внимание­и­знаки­приори­ тета. Автомобили­также­могут­пре­ дупреждать­мотоциклиста­ о­том,­что­его­ждет­впереди.­ Скажем,­на­дороге­туман­–­СиСтемы безопаСноСти, внедренные в экСпериментальный BMW K1600GTСистема помощи при левом поворотеВызов аварийных служб46moto.zr.ru август 2011 В корпусах зеркал также  зажигаются дополнительные  светодиоды.Встроенная камера отслеживает  обстановку на дороге  и считывает дорожные знаки.Дополнительные  светодиоды встроены  в обтекатель.  При возникновении  опасной ситуации они  начинают работать  в режиме стробоскопа,  увеличивая видимость  мотоцикла.и автомобилисты включают противотуманки. А едущий в нескольких километрах за ними мотоциклист получает  предупреждение – индикацией на приборной панели или голосовым сообщением. Или, например, сенсоры идущих  далеко впереди автомобилей дают  команду на включение «дворников» –    значит, впереди дождь. Или все автомобили начали перестраиваться – впереди препятствие. А сколько  аварий происходит из‑за того,  что кто‑то резко затормозил,  а мотоциклист не  увидел этого из‑за того, что перед ним ехал  фургон? Теперь он получит информацию и о резком торможении впереди  по курсу. Если же его догоняет машина  скорой помощи со включенным проблесковым маячком – он будет предупрежден и об этом. Еще один интересный аспект новой системы безопасности – «общение» со светофором. Тот услужливо  сообщит, сколько еще будет гореть  зеленый свет, а мотоцикл подскажет  водителю, стоит ли ему замедляться – или же, наоборот, чуть прибавить газку. Если же впереди красный,  а мотоциклист и не думает замедИнформация   об ограничениях  скорости Предупреждение  о столкновенияхНа электротягуУ нас ё-мобиль, у баварцев  E-Scooter. Прототип электроскуте  ра был представлен журналистам  этим летом одновременно с демонстрацией систем ConnectedRide  и DDC. Внушительная машина, и по  размерам, и по динамике (по крайней мере, что касается разгона  с места до 60 км / ч) сравнимая  с 600-кубовым «макси». По заявлениям разработчиков, запас хода  составляет более 100 км, а время  полной зарядки – три часа. То есть  машина уже годится для ежедневных поездок на работу. Оригинально ее внутреннее устройство:  подобно тому как во многих мото  циклах BMW функцию главного  несущего элемента шасси выпол  няет силовой агрегат, так и здесь Лампы  дневного  светаоснова рамы – алюминиевый кожух аккумулятора. За батареей  установлен электродвигатель, от    которого идет привод зубчатым  ремнем на промежуточный шкив,  установленным на одной оси с маятником задней подвески, а уже  оттуда – цепью на заднее колесо.  Мощный двигатель слишком тяжел  для того, чтобы встраивать его  в ступицу – как на легких электроскутерах. О сроках запуска в серийное производство E-Scooter’a  баварцы пока не говорят (хотя  и отлаживают конвейерную линию на заводе в Шпандау*), но  в его коммерческих перспективах  уверены.* Читайте репортаж с завода в следующем номере.Система  помощи при  обгонахСИСТЕмы    «общЕнИя»  ТрАнСпорТных  СрЕдСТв мЕжду Собой  И Со СвЕТофорАмИ  И дорожнымИ  знАкАмИ позволяТ  повыСИТь  бЕзопАСноСТь  двИжЕнИя.август 2011 moto.zr.ru47 HIGH-TECHИННОВАЦИИ ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ BMWСИСТЕМА DYNAMIC DAMPING CONTROL (DDC)Сенсор системы DTC Управляющий блок системы DDC Управляющий блок системы DTC Управляющий блок ABSПанель приборовПередняя амортизационная стойка с пропорциональным клапаномCенсорное кольцо ABSСенсор хода подвескиЗадняя амортизационная стойка с пропорциональным клапаномСенсор хода подвескиCенсорное кольцо ABSПОЛУАКТИВСемь лет назад концерн BMW впервые в мире внедрил на своих мотоциклах систему электронной регулировки параметров подвески (ESA), позволяющую настраивать ее параметры на ходу. Через пять лет, в усовершенствованнойESA II, стало возможным кроме изменения гидравлических характеристик и поджатия пружин регулировать еще и жесткость. Следующий шаг – полуактивная система подвески DDC (Dynamic Damping Control), уже с успехом опробованная на спортивныхавтомобилях BMW M3 и М5, но адаптированная с учетом мотоциклетной специфики. Она работает совместно с ABS и DTC (трэкшн-контролем) и воздействует на гидравлические характеристики амортизаторов, изменяя кольцевой зазор, че-рез который проходит рабочая жидкость (так называемый «пропорциональный клапан»). Сопротивление автоматически увеличивается при разгоне, торможении, а также при прохождении поворотов – а во время прямолинейного равномерногодвижения амортизаторы «распускаются». По уверениям разработчиков, это повышает безопасность, комфорт – и даже удовольствие от вождения. Система DDC будет внедрена на мотоциклах BMW в ближайшее время.ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ИННОВАЦИЙ1986Задняя подвеска Paralever, нивелировавшая нежелательные реакции привода валом.1988BMW K1 – первый мотоцикл с ABS в стандартном оснащении.Передняя подвеска Telelever.19932004Система электронной регулировки параметров подвески ESA.48moto.zr.ru август 2011 ляться – тут же получит предупреждение. Но общение мотоцикла с другими участниками дорожного движения и светофорами – дело будущего (хотя, возможно, и не столь отдаленного – вспомните, как системы стабилизации на автомобилях буквально за считанные годы превратились из экзотики в обыденность). А пока в трафике действует закон: полагайся на себя. Что же сможет противопоставить мотоцикл всеобщему головотяпству – главной причине аварий? Во-первых, по мере сил бороться с головотяпством своего хозяина. Например, с помощью камеры считывать дорожные знаки и возмущаться при превышении разрешенной скорости.Или сигнализировать об опасном СИСТЕМА сближении с другими участниDYNAMIC DAMPING ками дорожного движения либо CONTROL с препятствиями на дороге – АВТОМАТИЧЕСКИ готовя при этом тормоза ИЗМЕНЯЕТ к резкому замедлению ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ и включая всю ходовую СОПРОТИВЛЕНИЕ иллюминацию. А если «слуАМОРТИЗАТОРОВ чилось страшное», то мотоВ ЗАВИСИМОСТИ цикл автоматически отправит ОТ ДОРОЖНЫХ сообщение об аварии с GPSУСЛОВИЙ. координатами в колл-центр. Причем такие системы появятся на двухколесных аппаратах BMW уже в ближайшее время. Будем надеяться, что не в комплекте с прибором для автоматической выписки штрафов, как предлагают некоторые европейские законодатели…Разрез передней амортизационной стойки с пропорциональным клапаном.Задняя амортизационная стойка, рядом – поршень и пропорциональный клапан.2005Передняя подвеска Duolever.2006Система трэкшн-контроля ASC.2009Система ESA II и усовершенствованный трэкшн-контроль DTC.2011Система адаптивного освещения.