HigH-TecHИнновацИИ для мотоцИклов BMWВтеневообразимодалекиевремена,когдапоЗемлебродилимамонтыинеандертальцы,каждый половойактзаканчивалсязачатием,акаждаяпоездканамотоцикле–аварией.Стехпор безопасностьвэтихвопросахшагнуладалековперед…ЭтимлетомконцернBMWпредставилновую концепциюбезопасностидлямотоциклистов–ConnectedRide.Имыможемсчувствомглубокого удовлетворенияконстатировать,чтонапутикрезиновойжен…пардон,жизнибезаварийсделанГЛОБАЛЬНЫЙ РЫВОКтекст АлександраВОРОНЦОВА,фотоBMWВотуженескольколеткрупнейшиеав томобильныеконцернымираразраба тываютконцепциюобщениямежду транспортнымисредствамивгород скомпотоке.Действительно,совре менныйавтомобильполучаетиобра батываетмассуданных–вплотьдо информацииодорожныхзнаках,сиг налахсветофораи(черезGPS)крутых поворотах,такпочемубынеделиться своимизнаниямиссоседямипотра фику?Асамоеглавное–предупреж датьосвоемпоявленииинамерениях. Можетбыть,автомобилиинтеллектуа лыокажутсягораздотерпимеексосе дям,чемихдвуногиехозяева? Посравнениюсавтомобилямимо тоциклымалы,иразместитьвних дополнительныесистемысложнее. Ноненамного.Поэтомуихтоже стремятсясделатьобщительны ми–особеннопреуспеливэтом японскийконцернYamahaиба варскийBMW.Последнийипо казалэтимлетом,насколько продвинулисьразработкипо частимотоциклетнойбезопас ности–напримеренашпигован ногоновейшимисистемамитурера K1600GT. Преждевсего,инженерыпостара лись«притупитьзубки»самымопас нымситуациям–поворотуналево иобгону.Бедамотоциклавтом,что относительноавтомобилейонплохо заметен.Поэтомуприходитсясооб щатьавтомобилисту,задумавшемусо вершитьманевр,оприближениимото циклиста(ведьводителиавточасто, отслеживаяситуациюпозеркалам, неспособныадекватнооценитьско ростьприближающейсядвухколесной машины).Крометого,баварскиеизоб ретателивзялинавооружение«коша чьютактику»:кошкавыгибаетспину иподнимаетшерстьвстремленииСлужбы экстренной помощи можно вызвать нажатием кнопки SOS. азатьсябольшеинапугатьврага. к Амотоциклвтакихситуацияхуве личиваетяркостьосвещенияивклю чаетнамиганиеуказателиповоротов идополнительныеяркиесветодиоды вобтекателеизеркалах,темсамым какбыувеличиваясвойсилуэт. Еслижесаммотоциклистрешил обогнатьилиповернутьналево,тома шинапредупредитегоовозможномСистема помощи при проезде перекрестковпересечениитраекториисдругими участникамидорожногодвижения– сучетомвзаимныхскоростей.Сбере жетонаиприпроездеперекрестков, приняввовниманиеизнакиприори тета. Автомобилитакжемогутпре дупреждатьмотоциклиста отом,чтоегождетвпереди. Скажем,надорогетуман–СиСтемы безопаСноСти, внедренные в экСпериментальный BMW K1600GTСистема помощи при левом поворотеВызов аварийных служб46moto.zr.ru август 2011 В корпусах зеркал также зажигаются дополнительные светодиоды.Встроенная камера отслеживает обстановку на дороге и считывает дорожные знаки.Дополнительные светодиоды встроены в обтекатель. При возникновении опасной ситуации они начинают работать в режиме стробоскопа, увеличивая видимость мотоцикла.и автомобилисты включают противотуманки. А едущий в нескольких километрах за ними мотоциклист получает предупреждение – индикацией на приборной панели или голосовым сообщением. Или, например, сенсоры идущих далеко впереди автомобилей дают команду на включение «дворников» – значит, впереди дождь. Или все автомобили начали перестраиваться – впереди препятствие. А сколько аварий происходит из‑за того, что кто‑то резко затормозил, а мотоциклист не увидел этого из‑за того, что перед ним ехал фургон? Теперь он получит информацию и о резком торможении впереди по курсу. Если же его догоняет машина скорой помощи со включенным проблесковым маячком – он будет предупрежден и об этом. Еще один интересный аспект новой системы безопасности – «общение» со светофором. Тот услужливо сообщит, сколько еще будет гореть зеленый свет, а мотоцикл подскажет водителю, стоит ли ему замедляться – или же, наоборот, чуть прибавить газку. Если же впереди красный, а мотоциклист и не думает замедИнформация об ограничениях скорости Предупреждение о столкновенияхНа электротягуУ нас ё-мобиль, у баварцев E-Scooter. Прототип электроскуте ра был представлен журналистам этим летом одновременно с демонстрацией систем ConnectedRide и DDC. Внушительная машина, и по размерам, и по динамике (по крайней мере, что касается разгона с места до 60 км / ч) сравнимая с 600-кубовым «макси». По заявлениям разработчиков, запас хода составляет более 100 км, а время полной зарядки – три часа. То есть машина уже годится для ежедневных поездок на работу. Оригинально ее внутреннее устройство: подобно тому как во многих мото циклах BMW функцию главного несущего элемента шасси выпол няет силовой агрегат, так и здесь Лампы дневного светаоснова рамы – алюминиевый кожух аккумулятора. За батареей установлен электродвигатель, от которого идет привод зубчатым ремнем на промежуточный шкив, установленным на одной оси с маятником задней подвески, а уже оттуда – цепью на заднее колесо. Мощный двигатель слишком тяжел для того, чтобы встраивать его в ступицу – как на легких электроскутерах. О сроках запуска в серийное производство E-Scooter’a баварцы пока не говорят (хотя и отлаживают конвейерную линию на заводе в Шпандау*), но в его коммерческих перспективах уверены.* Читайте репортаж с завода в следующем номере.Система помощи при обгонахСИСТЕмы «общЕнИя» ТрАнСпорТных СрЕдСТв мЕжду Собой И Со СвЕТофорАмИ И дорожнымИ знАкАмИ позволяТ повыСИТь бЕзопАСноСТь двИжЕнИя.август 2011 moto.zr.ru47 HIGH-TECHИННОВАЦИИ ДЛЯ МОТОЦИКЛОВ BMWСИСТЕМА DYNAMIC DAMPING CONTROL (DDC)Сенсор системы DTC Управляющий блок системы DDC Управляющий блок системы DTC Управляющий блок ABSПанель приборовПередняя амортизационная стойка с пропорциональным клапаномCенсорное кольцо ABSСенсор хода подвескиЗадняя амортизационная стойка с пропорциональным клапаномСенсор хода подвескиCенсорное кольцо ABSПОЛУАКТИВСемь лет назад концерн BMW впервые в мире внедрил на своих мотоциклах систему электронной регулировки параметров подвески (ESA), позволяющую настраивать ее параметры на ходу. Через пять лет, в усовершенствованнойESA II, стало возможным кроме изменения гидравлических характеристик и поджатия пружин регулировать еще и жесткость. Следующий шаг – полуактивная система подвески DDC (Dynamic Damping Control), уже с успехом опробованная на спортивныхавтомобилях BMW M3 и М5, но адаптированная с учетом мотоциклетной специфики. Она работает совместно с ABS и DTC (трэкшн-контролем) и воздействует на гидравлические характеристики амортизаторов, изменяя кольцевой зазор, че-рез который проходит рабочая жидкость (так называемый «пропорциональный клапан»). Сопротивление автоматически увеличивается при разгоне, торможении, а также при прохождении поворотов – а во время прямолинейного равномерногодвижения амортизаторы «распускаются». По уверениям разработчиков, это повышает безопасность, комфорт – и даже удовольствие от вождения. Система DDC будет внедрена на мотоциклах BMW в ближайшее время.ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ИННОВАЦИЙ1986Задняя подвеска Paralever, нивелировавшая нежелательные реакции привода валом.1988BMW K1 – первый мотоцикл с ABS в стандартном оснащении.Передняя подвеска Telelever.19932004Система электронной регулировки параметров подвески ESA.48moto.zr.ru август 2011 ляться – тут же получит предупреждение. Но общение мотоцикла с другими участниками дорожного движения и светофорами – дело будущего (хотя, возможно, и не столь отдаленного – вспомните, как системы стабилизации на автомобилях буквально за считанные годы превратились из экзотики в обыденность). А пока в трафике действует закон: полагайся на себя. Что же сможет противопоставить мотоцикл всеобщему головотяпству – главной причине аварий? Во-первых, по мере сил бороться с головотяпством своего хозяина. Например, с помощью камеры считывать дорожные знаки и возмущаться при превышении разрешенной скорости.Или сигнализировать об опасном СИСТЕМА сближении с другими участниDYNAMIC DAMPING ками дорожного движения либо CONTROL с препятствиями на дороге – АВТОМАТИЧЕСКИ готовя при этом тормоза ИЗМЕНЯЕТ к резкому замедлению ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ и включая всю ходовую СОПРОТИВЛЕНИЕ иллюминацию. А если «слуАМОРТИЗАТОРОВ чилось страшное», то мотоВ ЗАВИСИМОСТИ цикл автоматически отправит ОТ ДОРОЖНЫХ сообщение об аварии с GPSУСЛОВИЙ. координатами в колл-центр. Причем такие системы появятся на двухколесных аппаратах BMW уже в ближайшее время. Будем надеяться, что не в комплекте с прибором для автоматической выписки штрафов, как предлагают некоторые европейские законодатели…Разрез передней амортизационной стойки с пропорциональным клапаном.Задняя амортизационная стойка, рядом – поршень и пропорциональный клапан.2005Передняя подвеска Duolever.2006Система трэкшн-контроля ASC.2009Система ESA II и усовершенствованный трэкшн-контроль DTC.2011Система адаптивного освещения.