94
95
96
97
98
99
100
101
Распахнутый миРБлижний ВостокПерекресток трех мировтекст Александра «Клим Z» САВЕНКо, фото автораЖелание поехать на мотоцикле на перекресток путей Европы,  Азии и Африки давно не давало мне покоя. Как будет здорово,  завернув по пути в Сочи, прокатиться по Турции, потом навестить  родственников, которые живут и работают в Сирии, а может,  и в Иорданию заехать…В моем распоряжении – свежекупленная Honda CB400 1992 года. Настораживал лишь расход бензина – 10–11 л  на сотню, но в сервисах ничего дель­ ного я так и не услышал. Промыл карбюраторы, заменил подтекавшие иглы, но, не добившись ощутимого  результата, оставил всё как есть. Весь свой скарб погрузил в баул,  с которым можно увидеть челноков  на вокзале. С собой взял: свечник,  маленький набор ключей ходовых  размеров, набор шестигранников, бутылку бензина (2 л), бутылку моторного масла (1,5 л), ремкомплект на  случай прокола шин, палатку, дождевик, небольшой набор летних вещей,  утепленный вариант перчаток, беруши, коробочку с гигиеническими принадлежностями и медикаментами  (я назвал ее «аптечка»), блокнот,  ручку, телефон, документы и, конечно же, плеер.Дорогу до Сочи я знал хорошо,  а вот о такой «мелочи», как карты  дорог ближневосточных стран, поче  му­то не задумался. То ли в моем  прин  тере кончилась краска, то ли  я ощутил себя провидцем, опреде­ ляющим направление движения по  звездам, сейчас сказать трудно. Прикинул маршрут в Интернете, и баста. Старт был запланирован на май,  но в итоге выехал в конце июня, когда даже в Москве люди потянулись  к прохладным водоемам, спасаясь  от жары… Подъезжая к Ростову, начал ощущать плоды своего легкомыслия –  мотоцикл отказывался нормально  ехать, особенно на средних оборотах, а из выхлопной трубы летели  черные хлопья сажи. Пытаться устранить неполадку в поле я не стал, решив, что полдня ожидания парома  в Сочи потрачу на ремонт.94moto.zr.ru август 2011 ‣ ближний восток с.94, el camino show с.102, страхование с.104, новости с.106МотоклубРимский амфитеатр в Босре (конец II в.). Арабы, овладевшие городом, обнесли античный театр толстыми стенами, превратив его в крепость.август 2011 moto.zr.ru95 Распахнутый миРБлижний Востокопять что­то не поделили и решили поубивать друг друга, а мне достался менее интересный маршрут. И вот наконец я поднялся на борт «прекрасного лайнера», на котором, судя по потрепанности, переправлялись в Турцию остатки армии Врангеля в 1920­м. Паром представлял собой плавучую посудину почти без кают, где спать можно было прямо на палубе, а соседи – челноки самых разных национальностей. Но были и довольно занимательные личности. Например, два парня из Великобритании (отец и сын), которые куролесят по миру на эндуриках и, судя по внешнему виду, уже довольно долго. В Трабзоне жара адская! Вырвавшись из города, покатил по живописным серпантинам, дорога радовала прекрасным асфальтом. Как только отъехал от моря, уходя в горы, очень сильно похолодало. Это придало бодрости: теплых вещей я с собой не брал. Катился, как дедушка, – «соточку». Торопиться не хотелось. К тому же моими «ограничителями скорости» были расход топлива и красивый ценник на бензин (в переводе – 75 руб. за литр). Ночь накрыла неожиданно. Ломлюсь в дверь здания, похожего на отель, но оказалось, что жилой дом. Хозяев повеселил. Решил проконсультироваться у местной полиции. Они (то ли из веж-Петра, древняя столица Идумеи, находилась на перекрестке двух важнейших торговых путей.Вечером добрался до Черного моря. Заночевал в палатке в г. Лермонтове, на платном «кемпинге», по степени загаженности превосходящем вольер для животных. После этого палаткой пользовался еще лишь один раз, и только из соображений, что «не зря же взял». Добравшись до Сочи, я всецело уповал на ловкость рук механика из местного мотосервиса. Но вскрытие никаких дефектов не выявило. Поеду так, не пускать же мне корни здесь! Правда, пока мы развлекались с мотоциклом, мой паром ушел. Брала досада, что невозможно проехать через Абхазию и Грузию. Изначально я надеялся по­ ступить именно так, но южные ребята96moto.zr.ru август 2011 ливости, то ли шутки ради) приглашают к себе, а я застаю их врасплох своим радостным согласием. Они помялисьпомялись и направили в отель, выдав мне проводника на машине. Сегодня доберусь до Сирии! Холмы и горы сменились степями и полями, а холод – жарой. Неожиданно в чистом поле встречаю пожилого турка, катящего по раскаленному асфальту «высохший» «Иж Планета-5» с люлькой. Он катил его с таким упорством, будто заправка уже через 100 метров. Я налил ему из бутылочки нашего 98-го, плеснул синтетического масла, и «Ижачок», бодро зачихав, поехал дальше самостоятельно! В пути я часто встре- Распахнутый миРБлижний ВостокА дело в том, что еще в Сочи я потерял  свой мобильный со всеми контактами.  Поэтому, когда они пытались дозвониться, услужливая дама сообщала,  что «абонент временно недоступен». У них я гостил около двух недель.  Потолкался по многомиллионному Дамаску, посетил огромный хорошо сохранившийся, сравнительно недавно  откопанный амфитеатр в Босре, вмещавший когда‑то 15   000 зрителей,  увидел затерянную в пустыне леген  дарную Пальмиру, которая словно вырастает из песков, поражая своими  масштабами и красотой. Сразу пытаешься представить, какой же она была  раньше. Говорят, на сегодняшний день  раскопана лишь треть города, так как  местные не очень увлекаются историей, а европейцев особо не пускают… Съездил на сирийское побережье  Средиземного моря, искупаться под  усиленным вниманием местных. Приезжих там немного, а некоторые местные в одежде купаются, причем как  женщины, так и мужчины. Женское  население одето в основном так: белый платок и черный балахон до пят  (обилие косметики на лице обязательно) – либо черный балахон, черная занавеска на лице, на руках черные перчатки, не видно ни одного  сантиметра кожи! Хотя в Дамаске было много местных по‑европейски  одетых женщин. Мне сказали, что  местные девушки не знакомятся на  улице в принципе, ни под каким предлогом. Я решил проверить эту информацию, выбрал двух по‑европейски  одетых девушек, прохаживающихся  по вечерним улицам Хомса, и подкатил под видом потерявшегося туриста. Но милые создания окатили меня  взглядом Ивана Грозного в момент  убиения отрока и быстро удалились,  всячески демонстрируя окружающим,  что они «не такие» и со мной ни за  что разговаривать не будут. Еще в Хомсе я предпринял вторую  попытку починить мотоцикл. Через русскоговорящего араба мы нашли мастерскую, где якобы обслуживают мотоциклы сирийской полиции (только у них  есть мотоциклы наподобие моего, остальные ездят на мопедах). Я оставил  им мотоцикл, поведав всю предысторию. Сказали прийти через два дня.  На следующий день, гуляя по городу,  я увидел свой мотоцикл, а на нем араба, весело рассекающего по улицам.  Я был в бешенстве! Родственники объяснили, что такое тут в порядке вещей,  но легче мне не стало. Несмотря на это,  я оставил им мотоцикл еще на два дня,  но стал регулярно наведываться. А забрав, понял, что ничего не изменилось.  О том, что они не только катались, я узнал уже в Москве – обнаружилась проволока в жиклерах. Через две недели я все‑таки решил  доехать до Иордании. Только пересек  границу, как меня догоняет автомобиль  BMW, а водитель сигналит и машет руками. Остановились. Выходит араб и на  ломаном русском объясняет, что когда‑то очень давно жил в Москве и русский человек для него как праздник!  А потом, подозрительно: «Ты не азербайджанец? Не таджик?..» Я снимаю  шлем, он (облегченно): «Ааа! Ну хорошо!» Настоятельно зазывал в гости.  Я пообещал Айману (так его зовут), что  на обратном пути заеду. Обменялись  телефонами, и я покатил к Мертвому  морю. Еще в детстве я пытался представить, каким может быть море, в котором не тонешь? И вот совсем скоро  я его увижу! Но больше всего на тот  момент меня привлекала возможность  окунуться и освежиться, потому что такой жары я не встречал никогда и ниг-чал творения отечественного мотопрома, в основном «Ижи». Когда оказался на сирийской сто‑ роне, понял, что застрял всерьез и надолго. Контраст с турецким погран‑ постом, где все по‑европейски, был  колоссальным. Некоторые стражи закона сидели на грязных диванах, неспешно курили и явно не были заинтересованы в том, чтобы меня пропустить.  Когда я, мыча и кривляясь, протягивал  в окошко пакет документов, оттуда высовывалась рука с калькулятором, на  котором была отражена сумма в долларах, которую я им должен был выложить. Цифра меня не радовала. Я решил попытать счастье еще раз, когда  страж закона сменился, но ответом на  эту попытку была новая сумма на калькуляторе, еще большая, чем в прошлый раз. В итоге, потеряв несколько  часов, с подпорченным настроением,  похудевшим кошельком и заветной  печатью в паспорте, въехал на терри  торию Сирии. Чтобы успокоиться, решаю насладиться местной кухней. Я уже бывал  в Сирии. Мне нравятся сирийские кафе  и рестораны, нравится атмосфера,  а особенно обслуживание. После ужина  я настроился на местный темп жизни,  ехать стало легче, хотя и чувствовалась усталость. Но цель близка, через  300 км город Хомс, где меня ждут  родственники. В 2 часа ночи я позвонил в дверь их квартиры. Такие выразительные лица встречал я не часто! Абая – типичная одежда  женского населения Сирии.98moto.zr.ru август 2011 хотите, чтобы о вашем путешествии узнали? пишите по адресу [email protected]пУтеШестВУюЩим по CирииПамятка от партнера журнала «Мото» компании Enjoy Motoо странеСирия – земля библейская, где христианство тесно переплетено с исламом. Километры восточных базаров плавно переходят в развалины великих цивилизаций, с замков крестоносцев открывается вид на современные курорты, а христианские святыни бережно хранятся в мечетях. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. Граничит с Турцией, Ираком, Иорданией, Израилем и Ливаном. Столица – Дамаск, крупные города – Халеб (Алеппо), Хама, Хомс. Пляжный курорт – Латакия.ВалютаДенежная единица – сирийский фунт (SYP), равный 100 пиастрам. 1 руб. = 1.67 SYP. Расплатиться иностранной валютой практи‑ чески невозможно. Обменять валюту можно в отелях и в обменных пунктах Коммерческого банка Сирии. Частный обмен валюты официально запрещен, но распространен очень широко. Обратный обмен фунтов практически невозможен.языКОфициальный язык – арабский. Также распространены английский, курдский, армянский, арамейский, черкесский и французский. Многие сирийцы хорошо говорят по‑русски. Советы и рекомендации Местный этикет общения достаточно сложен. Приветствие обычно выражается рукопожатием. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею (особенно с сигаретой). В знак благодарности принято прикасаться ладонью ко лбу и к области сердца. Система жестов очень сложна, по‑ этому не стоит интенсивно жестикулировать в общении с местными жителями, как это делают они сами – многие традиционные европей‑ ские жесты могут оказаться неприличными. От приглашения в гости не следует отказываться, чтобы не обидеть хозяина. Невежливо отказаться от предложенного кофе. Сирийцы едят правой рукой. Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Хлеб обычно разламывается руками. Брать пищу, деньги и вещи следует также правой рукой. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Алкогольные напитки можно приобрести в любом магазине, ресторане или баре, но распивать их на виду у всех не следует. Ограничения на продажу алкоголя вводятся на период Рамадана. Вождение автомобиля в нетрезвом виде – тяжкое нарушение и карается крупным штрафом. Фотографировать государственные учреждения, дворцы, военные и транспортные объекты запрещено. Перед съемкой местных женщин или в храмах следует спросить разрешения. Категорически не рекомендуется вступать с сирийцами в политические дискуссии, особенно касающиеся Израиля и событий в Хаме. Обязательно пользуйтесь защитными кремами от солнечных ожогов и пейте побольше жидкости во избежание обезвоживания организма.Когда ехатьСредние температуры января от +4 °С в восточных районах до +12 °С на побережье, летом (июль) от +26 °С до +33 °С. Максимум осадков приходится на конец ноября – декабрь и февраль – начало марта. Рекомендуем посетить местные праздники. Например, Фестиваль цветов в Латакии – в апреле, Фестиваль Пальмиры, с гонками верблюдов, народными танцевальными и музыкальными представлениями – в начале мая, Международное цветочное шоу в Дамаске – в мае, Фестиваль виноградной лозы в Свейда – в июле, Фестиваль шелка в Дамаске – в сентябре.КаК добратьсяИз Москвы в Дамаск рейсы Аэрофлота и Syrian Arab Airlines, стоимость билета от 16 500 руб. При вылете взимается сбор 200 сирийских фунтов (от уплаты освобождаются дети до 10 лет и транзитные пассажиры). На мотоцикле можно добраться из пограничных стран, кроме Израиля, граница с которым закрыта, и открытие в обозримом будущем не предполагается. Не стоит распространяться о планах посещения Израиля. Проехать в Израиль можно через Иорданию. Карнет де Пассаж не требуется.ВизаГражданам России и СНГ требуется виза. Исходя из официальных требований, визы на границе не оформляются гражданам государств, где есть консульства Сирии, поэтому вопрос въезда без визы будет решать непосредственно офицер пограничной службы на его усмотрение. Получить визу можно в консульстве в Москве самостоятельно либо с помощью турфирм. Документы на визу: загранпаспорт + ксерокопия его первой страницы; 2 цветные фотографии 3х4 см; 2 анкеты, заполненные на английском языке и подписанные лично заявителем; приглашение от сирийской турфирмы; ксерокопия внутреннего паспорта. Срок рассмотрения документов до 14 рабочих дней. Виза выдается сроком на 14 дней и может быть продлена на месте. Виза не выдается тем, у кого в паспорте есть визы государства Израиль или любые израильские отметки. Посольство Сирии в Москве: 119034, г. Москва, Мансуровский пер., 4 тел.: (495) 695–1048, (499) 766–9528гостиницыВ Сирии классифицированы только высоко‑ классные отели; однако в них не всегда доступен привычный европейский сервис. Ресепшн во многих отелях расположен на втором этаже. По всей территории страны есть недорогие отели и гостевые дома, уровень сервиса в которых минимален, в них грязно. Номера тесноваты, душ и туалет зачастую только на этаже, горячей воды может и не быть. Стоимость размещения в гостиницах невысока; зачастую именно цена отражает уровень сервиса. В отелях принято торговаться.таможняВвоз и вывоз иностранной валюты ограничен – $5000. Если сумма превышает $2000 (или эквивалент в другой валюте), деньги необходимо задекларировать. Вывоз местной валюты запрещен. Беспошлинно ввозятся до 200 сигарет или 25 сигар или 50 сигарилл или 250 г табака, до 0,57 л алкогольных напитков, до 30 г духов, до 0,5 л одеколона, предметы личного пользования, и подарки на сумму до 250 сирийских фунтов. Запрещен ввоз оружия и боеприпасов, наркотиков, видео‑ и печатной продукции, противоречащей нормам ислама и угрожающей общественному порядку. Не рекомендуется ввоз в страну вещей, прямо или косвенно указывающих на посещение Израиля. Вопросы могут вызвать даже газета из Израиля или футболка с надписью: «I love Jerusalem».де. И вот наконец оно – море! А вода‑то горячая! Да и водой «это» можно назвать с трудом. Выскакиваю из едкой жижи и несусь к душу. Душ ненамного холоднее, но он хотя бы не такой соленый. Немного придя в себя, пересилил отвращение и намазался, как положено, мерзкой грязью, подремал в море и поехал дальше, планируя добраться до Петры засветло. Вдоль побережья пролегает хорошая свободная дорога. На ней‑то меня и тормозят полицаи и говорят, что у меня «много спида», и, как следствие, предлагают отвалить им «немножко мани». «А мани у меня ноу» – отвечаю я. Через 5 минут забавного общения расстаемся, они провожают меня фирменным полицейским клаксоном (денег я, конечно, им не дал). Кстати говоря, за всю поездку я ни разу не заплатил ни одному полицейскому ни в одной стране, включая нашу. Горы невысокие и по структуре своей очень необычные – кажется, сейчас дунет ветер посильнее и они начнут осыпаться. Я остановился на вершине одного из перевалов, вкушая полную, мертвую тишину. Никаких звуков, кроме гула ветра. Не увидел ни одного живого существа, ни одной машины не проехало за полчаса, только несколько раз по спине прокатилась приятная волна мурашек. Примерно так я представлял себе Марс. К вечеру я таки добрался до Петры. Наутро отправился смотреть город в скалах. Представляю, как чудесно здесь было бы, если бы по волшебству исчезли все туристы!.. Но, к сожалению, я не волшебник, а такой же турист. Нагулявшись по жаре до состояния выжатого лимона, я плюхнулся на мотоцикл и помчался к границе в гости к Айману. Стоит отметить, что не в пример хозяину мотоцикл не подавал призна-ков перегрева, несмотря на адово пекло и серпантины. Коптя, как дизель, и не желая нормально разгоняться, он все ехал и ехал… И вот у меня кончился бензин. Я долго ждал этого момента – должен же на дальняке хоть раз высохнуть бак. К моей радости, неподалеку стояли «гайцы» и две фуры возле них. Там я и оставил мотоцикл, отправившись на пойманной машине до заправки. Когда вернулся, обнаружил, что заднее колесо спущено. Я грешным делом подумал на стражей порядка, но зря – прокол был не боковой и совершено естественный. Тут мне пригодились водилы фур, у которых я взял насос, после того как с горем пополам залатал жгутиком покрышку. После двухчасового пит‑стопа я вновь двинулся в путь, и, традиционно сделав петлю километров в 120, подъехал к селению, где жил Айман. Айман просто подскакивал от возбуждения, и все время расспрашивал про Москву. Но в процессе моего рассказа я почувствовал, что говорю что‑то не то. Точнее, не то, что он хотел услышать. Он помнил Москву совет‑ скую, имеющую мало общего с нынешней. В итоге я слушал, а он рассказывал мне о Москве, которой я не видел, постоянно восторгаясь пьянством русских. Сказал по секрету, что до сих пор втихаря квасит, уж очень ему это нравится. Долго извинялся, что не наливает, потому как жена дома. Арабский дом перегонщика машин через границу – это одноэтажное каменное сооружение внушительных размеров. Выглядит дом недостроенным – второй этаж будут стоить для себя дети. Внутри все чистенько и с небольшим шиком, много ковров. Всю грязную работу по дому выполняет служанка‑ филипинка, а жена занята более приятными хлопотами. На ужин она поднесладороги и праВила ВожденияДвижение правостороннее. Основные шоссе в хорошем состоянии. Скорость ограничена 20 км/ч в городе и 80 км/ч на шоссе. Большинство дорожных указателей только на‑ арабском. В тех случаях, когда они продублированы по‑английски, следует сверять их с картой – английская транскрипция часто имеет мало общего с реальным названием места. Согласно закону, требуется местная страховка ТС. Страховой полис можно приобрести на таможне при пересечении границы.проКат мотоциКлоВПрокат мотоциклов на день выхода данного номера журнала отсутствует.ВремяМосковское минус 1 час.полезные телефоныТелефоны экстренных служб Полиция (Дамаск) – 112 Скорая медицинская помощь – 110 Красный Крест – 442–1600 Туристическая полиция – 222‑00‑00 Полезные телефоны Министерство туризма – 963 (11) 221–01‑22, 224–60‑96 Туристический информационный центр – 963 (11) 232–39‑53 Российский культурный центр – 963 (11) 231‑73‑51 Посольство РФ в Дамаске: Omar Ben Al Khattab str., Adauwi; тел.: (963‑11) 442‑31‑55, 442‑31‑56 Генконсульство РФ в Алеппо: El Mouhafazat, Aleppo, P. O. Box 1050; тел.: (963‑21) 223‑24‑01август 2011 moto.zr.ru99 Распахнутый миРБлижний ВостокМаршрут Москва – Сочи – Трабзон – Хомс – Дамаск – Пальмира – Босра – Мертвое море – Петра – Хомс – Трапзон – Сочи – Москва. Это ключевые точки маршрута. Пробег 8500 км за 30 дней. бюджет Около $ 3000. Из них: паром Сочи – Трабзон – $300 (туда) и $200 (обратно); граница: въезд в Сирию около $300 (за 2 раза), в Иорданию $90, в Турцию $60. Питание в придорожных кафе недорого. Проблем не было, жив и здоров. бензин Турция 75–80 руб., Сирия 17–18 руб., Иордания 19–20 руб. Проживание В палатке, у родственников и знакомых – бесплатно. В отелях $20–25 (Турция) и $15–20 (Иордания). Мотоцикл Honda CB400 (1992 г.в.).нам огромное блюдо с вкусностями, но сама не села: не принято – мужчины ужинают! Стартую в обратный путь. Проехав сирийскую границу, вздохнул свободно и «ввалил на все деньги». Рассчитывал добраться до Трабзона к вечеру, но небо прохудилось, и меня накрыл холодный нескончаемый дождь. А тут еще молния на дождевике разошлась, и он раскрылся надо мной, как парашют. Три часа я ехал в темноте под проливным дождем. До парома оставалось всего 350 км, но я сдался и решил переночевать в каком‑то поселении. И не пожалел, поскольку повидал вечернюю провинциальную жизнь турков. Да и после моего «заплыва», даже грязная гостиница показалась мне весьма уютным жилищем.Утро было солнечным и свежим. Я влез в еще не просохшую после стирки одежду и покатил дальше. На одном из перевалов меня жестом попросили остановиться приветливые ребята в колоритных камуфляжах с автоматами. Я сразу снял шлем, продемонстрировав доброе славянское лицо, а они, поинтересовавшись откуда я и куда, милостиво разрешили продолжить путь. Как у них дела и что они тут делают, спрашивать не стал – сложенные в виде крепости мешки с песком и два пикапа с пулеметами на крышах на болтовню не настраивали. Прибыл в Трабзон, где уже стоял паром. «Как удачно!» – подумал я. Но после загрузки он стоял еще около одиннадцати часов, а выйти было уже100moto.zr.ru август 2011 нельзя. Такая же ситуация повторилась и в Сочи, куда мы прибыли утром, а выпустили нас ближе к обеду. В общем, паром я успел «полюбить» основательно. Кстати, на паром я попал не сразу. Помню, где‑то читал, что в путешествии документы лучше класть в герметичную, непромокаемую сумочку. Об этом полезном совете я вспомнил лишь, когда услышал отрезвляющий голос турецкого таможенника. Он утверждал, что с такими документами никуда меня не пропустит. Увидев мой скрюченный, с кляксами вместо печатей паспорт, он от удивления аж по‑русски заговорил. На Родину меня, конечно, пустили, но перед этим мне пришлось полчаса отплясывать возле него с возгласами типа: «Стихийное бедствие!», «Непредвиденные обстоятельства!», «Это могло случиться с каждым!» и тому подобное. Остальные документы, к счастью, не «поплыли», а паспорт потом пришлось поменять. Высадившись на нашем берегу (ну наконец‑то!), купаюсь и несусь домой, даю копоти как надо в полном смысле этого слова. Старичок «СиБи» мужественно прет, обгоняя «Икарусы», и довозит‑таки меня до родного города. Поездка удалась! Единственное, что оставило осадок – сирийская граница и сирийские красавчики, чинившие мне мотоцикл. А «Сибихе» – респект и уважуха!