КОНКУРССУДЯ ПО СРАВНИТЕЛЬНО СКРОМНОМУ ЧИСЛУ ОТВЕТОВ, ЧИТАТЕЛИ НЕ ТОРОПЯТСЯ ИСПЫТЫВАТЬ СУДЬБУ В ПОИСКАХ ОТВЕТА НА «СКОЛЬЗКИЙ» ВОПРОС. ТЕМ БОЛЕЕ ОТРАДНО, ЧТО ЕСТЬ СРЕДИ НИХ И ТЕ, КТО ОТЛИЧНО РАЗБИРАЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ МОТОЦИКЛА. НАИБОЛЕЕ РАЗВЕРНУТЫЙ ОТВЕТ ПРИСЛАЛ ПЕТР РУСИНОВ, КОТОРЫЙ ПОЛУЧАЕТ СТИЛЬНУЮ СУМОЧКУ BMW.ОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 05КАКОЙ ТОРМОЗ НУЖНЕЕ?Напомним: вопрос был о том, почему заблокированное тормозом переднее колесо – прямой путь к падению, тогда как блокировка заднего колеса к падению обычно не приводит. Петр Русинов сразу уточняет условия: точкой приложения сил таких, как сила тяжести, сила инерции принимаем центр тяжести мотоцикла с водителем, который располагается где-то посередине базы и как правило существенно выше уровня земли, так как складывается из центра тяжести самого мотоцикла и центра тяжести седока на нем. Точкой приложения силы трения заблокированного колеса принимаем центр пятна контакта колеса с дорожным покрытием. Сергей Сенюков рассуждает так. «При блокировке (и соответственно сносе) переднего колеса малейшее его отклонение от вертикали (поправим – от равновесного положения, «Мото» № 07–2011, – прим. ред.) приводит ко все большему, нарастающему отклонению, т.к. колесо скользит по асфальту в сторону, противоположную наклону, и плечо действия силы тяжести возрастает. В результате снос колеса в точке касания и наклон колеса под действием силы тяжести нарастает лавинообразно и при всем желании никак не управляется, что ведет к падению. «Напирающая» на переднее колесо масса мотоцикла и мотоциклиста просто срывается вниз. При сносе заднего колеса (если переднее остается управляемым, т.е. не проскальзывает) масса мотоцикла и мотоциклиста не «упирается» в переднее колесо, а «тянет» за собой заднее, при этом мотоциклист сохраняет равновесие, регулируя общий наклон передним колесом (благо, оно управляемое). Так мотоциклист успешно балансирует, если он достаточно опытный». Возможно достаточно долго и точно поддерживать скольжение заднего колеса, балансируя передним и направляя его так, чтобы не давать заднему его обогнать. Заметим, что скольжение заднего колеса можно вызвать не только торможением, но и пробуксовкой при разгоне. Такое мы можем наблюдать в мотокроссе, гонках по гаревой дорожке, по льду, при управлении мотардом, когда значительную часть дистанции спортсмены проходят в управляемом заносе. Петр Русинов продолжает разбор причин неустойчивости мотоцикла при блокировке управляемого колеса. «Мы резко заблокировали переднее колесо. В целом система сил схожая, кроме самого главного – теперь мы «толкаем тележку» – сила инерции, приложенная к ЦТ, толкает перед собой заблокированное переднее колесо. Такая система является неустойчивой, т.е. переднее колесо, сорвавшись с дорожного покрытия, мгновенно старается уйти с направления качения. Чем сильнее переднее колесо отклоняется от траектории движения, тем больше момент, разворачивающий мотоцикл, то есть процесс лавинообразный. Учитывая, что мы заблокировали управляющее колесо, и оно тут же пустилось в скольжение, мы с первого мгновения лишили ТС управляемости, на процесс больше повлиять никак не можем». Действительно, устойчивость мотоциклу придает постоянное «подруливание» в сторону, в которую он начинает падать. За счет такого «подруливания» создается обратный «восстанавливающий» момент от центробежной силы в повороте (или же просто восстанавливается статическое равновесие – на малой скорости). При блокировке переднего колеса меняется направление действия сил – мотоцикл передним колесом начинает скользить именно в ту сторону, в которую падает и поскольку процесс развивается очень быстро, совладать с ним почти невозможно. Отметим еще один существенный момент. Переднее колесо при торможении загружается, вилка сжимается, от чего уменьшается кастер (угол наклона передней вилки) и управление становится острее. Этот эффект можно заметить, если посмотреть на мотоциклиста, выполняющего стоппи. «Напирающая» на переднее колесо масса мотоцикла стремится повернуться относительно рулевой колонки, из-за уменьшившегося кастера уменьшается плечо между проекцией вилки на землю и места пятна контакта, мотоциклом управлять становится намного сложнее. Восстанавливающая сила от выноса переднего колеса (кастера) практически пропадает, усилие на руле многократно возрастает, и даже минимальное отклонение от прямолинейного движения очень трудно исправить. Мотофристайлер, выполняющий стоппи, постоянно мелко подруливает, не допуская блокировки, и фактически держит заднюю часть мотоцикла «на весу», не давая ей провернуться вперед. Этот эффект замечают мотокроссмены и все, кто учится делать стоппи. Начинающий мотокроссмен в прыжке пугается и «закрывает газ», мотоцикл от замедления вращения заднего колеса «клюет носом» в воздухе, приходит на приземление с большим опережением на переднее колесо. Вилка сжимается и даже если колесо не заблокировалось тормозомили мягким грунтом, мотоцикл «складывает» из-за невозможности управлять в таких условиях и большой инерции задней части. Нужно большое везение и строго прямолинейное движение с прямым рулем чтобы избежать падения. Петр Русинов подводит итог. «Так какой тормоз нужнее? Да оба нужны и важны, хотя на передний тормоз ложится большая нагрузка (переднее колесо при торможении загружается, как было отмечено ранее), поэтому эффективность его тоже больше, но и работать им нужно аккуратнее. Тем не менее я всегда пользовался обоими тормозами (задним обычно подтормаживаю), и считаю это правильным, каким бы великолепным ни был передний. Именно комбинация работы заднего и переднего тормозов позволяет сократить тормозной путь, и вообще лучше контролировать замедление, вопреки мнению некоторых мотоциклистов, что, мол, задний – атавизм». Ну а если у мотоцикла было бы ведущим переднее колесо, а еще лучше оба, то, хотя блокировать его все равно нельзя, скользить в управляемом заносе обеими колесами можно было бы очень эффективно и эффектно. Ведь мотокроссмены умудряются скользить в повороте даже неведущим передним колесом.ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 05–2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.16. ПОСЛЕДНИЙ ЛИТРПочти все дальнобойщики возят с собой топливный НЗ – тот самый заветный «литр», что приходится распечатывать в самом пиковом случае, до которого лучше и не доводить… Но представьте – случилось. Бак пустой, с собой «последний литр», а до заправки пилить и пилить. Или хуже того: вообще неизвестно, есть ли она поблизости. И хорошо еще, если «обсох» на трассе, а если до нее еще добираться надо? Слово читателям: как поступить в такой ситуации? И если двигаться к заправке, то в каком режиме?Ответы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 4) до 15 сентября 2011 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.76moto.zr.ru август 2011