70
71
72
МАСТЕРСКАЯСрок Службы цепи на одном и том же мотоцикле может различатьСя в разы в завиСимоСти от уСловий экСплуатации и ухода. резкие уСкорения, езда на заднем колеСе и грязь Снижают его веСьма заметно.Сила натяжениятекст владимира чайковСкого, фото евгения бобрикова и николая СазоноваПосле работы я часто заезжаю в мастерскую к старому товарищу. Приятная атмосфера и возможность самостоятельно повозиться с «железом» очень тонизирует. Однажды у входа останавливается новый белоснежный R6 и молодой парень спрашивает, работает ли еще сервис. Ему как обычно понадобилось проверить натяжение цепи и смазать ее. Через 10 минут удовлетворенные работники сервиса пожимали руку не менее довольному хозяину «Ямахи». «Какой прекрасный клиент», – подумал я тогда, так и не поняв, почему столь простую М процедуру он не стал делать сам. ЯГИВАЕНАТ ЕПЬ Цпроизводители современных то варов целенаправленно превращают нас в белоручек. мы не моем машины, не стираем бе лье, не подшиваем себе одежду. многие уже и не готовят домаеду. и вряд ли приготовят что‑то съедобное, если закроются все рестораны в округе. просто по тому, что никогда не делали это го. более того, некоторые счи тают, что терять время на такуюерунду – ниже их достоинства. может, и так, но я уверен, что у человека должен оставаться выбор. я могу чего‑то не де лать, потому что не хочу, но не потому, что не умею. а стоитуметь! уметь скакать на лошади, уметь вкусно готовить, уметь следить за собственным домом, уметь хорошо водить автомо биль и мотоцикл и уметь их об служивать.70moto.zr.ru август 2011 Изношенная цепь – прИговор звездам. Чтобы не перепутать стороны прИ установке, помнИте: Изношенные зубья «наклонены» в стону вращенИя, а не наоборот.‣ мастерская с.70, мозгодром с.73, самопал с.74, конкурс с.7612341, 2. Натяжение цепи определяем, поджимая ветвь пальцем, по разнице показаний на шкале линейки (рулетке). В данном случае (по центру цепи) 58 – 17 = 41 мм. 3. Рекомендованные параметры натяжения обычно указаны на наклейке на маятнике. 4. Винтовой натяжитель требует как минимум двух ключей – одним ослабляем гайку оси (возможно, придется удерживать ось от проворачивания другим5ключом), а вторым регулируем ее положение. 5. После затяжки оси всегда проверяйте, затянуты ли винты натяжителя. Иначе они могут раскрутиться на ходу. 6. Натяжитель-улитка проще и удобнее: нужен только один ключ, точность позиционирования обеспечивается фиксированными выемками на «улитке» и выбитыми точками напротив каждой цифры. Кроме того, нужное натяжение цепи обеспечивается автоматически, если поворачивать «улитку» лишь от руки, без ключа. Одно деление примерно соответствует одному звену цепи. То есть в случае, показанном на фото, можно без проблем взять цепь на 2 или 4 звена длиннее. 7. Выбирая цепь, обратите внимание на размер звеньев (a), их число (b) и вид уплотнения (c). Подробнее в «Мото» № 03–2010.67acbцепная передача – один из самых нагруженных в мотоцикле узлов. у мощных мотоциклов силы, возникающие в ней, достигают нескольких тонн. а при ускорении и при торможении они меняют направление. зачастую это происходит очень резко, и в этот момент цепь испытывает серьезные нагрузки. если цепь натянута слабо (сильно провисает), то в момент смены нагрузки сначала будет выбираться этот лишний запас цепи, а потом, когда ее свободный ход закончится, произойдет резкий удар, вредный для всех элементов трансмиссии. кстати, и водителю неприятно управлять таким дергающимся при любом открытии и прикрытии газа мотоциклом, особенно в вяло ползущей пробке. второй минус провисшей цепи в том, что при слабом натяжении ее нена­ гру женное плечо по инерциистремится двигаться прямолинейно, из­за чего неидеально ложится на зубья звездочки, тем самым изнашивая их и себя. а нельзя ли натянуть цепь, чтобы она не провисала совсем? нет, потому что при работе задней подвески расстояние между ведущей и ведомой звездочками изменяется. И натянутая цепь будет подвергаться огромным нагрузкам (сильнейшим образом растягиваться), если не оставить ей небольшой провис, который будет выбираться при работе подвески. (да и валам с подшипниками при перетянутой цепи, замечу, придется несладко.) причина в том, что ось маятника и ось ведущей звездочки на большинстве мотоциклов находятся на расстоянии друг от друга, поэтому максимальное натяжение приходится примерно на середину хода подвески – когда оси вторичного ва-ла кп, маятника и заднего колеса лежат в одной плоскости. способов регулировки провиса цепи множество. укоротить или удлинить саму цепь, увеличить или уменьшить диаметр звездочек, сместить точку крепления маятника… во время настройки гоночных мотоциклов применя­ ются все эти способы. но проще всего изменять натяжение цепи, перемещая точку крепления зад­ ней оси вместе с ведомой звездочкой. Именно такое решение, знакомое еще по велосипеду, применяется на всех мотоциклах. существует два принципиальных способа перемещения точки крепления оси. первый – линейный. маятник мотоцикла имеет продольные прорези, по которым перемещается ось. дополнительно устанавливаются натяжители. они бывают различных конструкций, но имеют общий принцип:крутишь винт или гайку – двигается ось вдоль прорези, соответ­ ственно, ослабляя или натягивая цепь. нужно лишь разобраться с направлением. важно также понимать, что пока затянута гайка на оси колеса, натяжители крутить не стоит – их можно лишь испортить, сорвав резьбу (впрочем, после окончания регулировки подтянуть их невредно, чтобы не раскрутились в дороге). поэтому гайку оси необходимо откручивать в первую очередь. на маятнике и натяжителях всегда есть метки, помогающие сохранить соосность колес. но в любом случае рекомендую натягивать цепь более­менее синхронно, поочередно понемногу подкручивая то правый, то левый натяжитель. если вы ездите на мотоцикле агрессивно, любите поднимать его на заднее колесо, резко тормозить, то цепь может растянуть-август 2011 moto.zr.ru71 МАСТЕРСКАЯЕсли цЕпь приходится подтягивать послЕ каждой поЕздки или она вытянулась болЕЕ, чЕм на одно дЕлЕниЕ натяжитЕля, Ей пора в чЕрмЕт.8, 9. Как проверить соосность колес? Сначала посмотрите на мотоцикл спереди и, поворачивая руль, добейтесь, чтобы переднее колесо было точно по центру заднего (если смотреть вдоль бортов переднего колеса, видно равной толщины части протектора заднего). 10, 11. Когда переднее колесо выставлено, посмотрите еще раз, но под менее острым углом, так, чтобы увидеть оба борта заднего. Слева и справа этот угол (его хорошо видно по переднему колесу) должен быть примерно одинаков. На фото видно, что заднее колесо у нас смотрит влево (по ходу движения мотоцикла). 12. На упаковке указан порядок сборки с замком, контрольные значения провиса и рекомендации по уходу. 13. При установке новой цепи важно, чтобы нижняя ветвь не терлась об ловушку цепи. При натяжении цепь всегда удаляется от ловушки, поэтому если есть риск, что цепь будет задевать за нее, при покупке выбирайте более длинную цепь. Вообще при любом сомнении берите цепь длиннее: отрезать от нее звенья куда проще, чем их нарастить. 14. Чтобы убедиться, что ловушка не задевает за цепь, разберите ее и соберите только вставку с каркасом – так вы тут же увидите все зазоры.12891310ся неравномерно. поэтому перед проверкой натяжения вывесите заднее колесо и прокрутите на нейтральной передаче. Если провис цепи не изменяется по мере вращения колеса, хорошо. Если же цепь то натягивается, то ослабевает, значит, она растянута неравномерно и дорога ей в чермет. ну а если есть необходимость «доездить» на ней еще сотню-другую километров, регулируйте провис по «самому натянутому» положению. второй вариант системы натяжения цепи – эксцентриковый. в маятнике прорезают круглое отверстие достаточно большого диаметра, внутри которого вращается втулка с эксцентрично просверленным отверстием под ось колеса. поворот эксцентрика смещает ось колеса, позволяя изменять натяжение цепи. чаще такой вариант встречается в консольных (односторонних) маят-1114смазки из баллона на внутреннюю часть нижней ветви цепи. главное – смазать внутренние ролики и сальники. смазка на соединительных пластинах лишь собирает грязь и, в общем, для работы передачи не нужна. главное – не направлять струю из баллона мимо цепи – на обод или шину. застывшая смазка очень плохо удаляется с ободьев, ну а о том, почему не надо смазывать шину, наверное, рассказывать не нужно. существовали и автоматические системы смазки, позволяющие смазывать цепь на ходу, но на современных мотоциклах они не прижились, уступив место сравнительно дорогим, но и долговечным смазочным материалам. выбирать смазку стоит, конечно, в соответствии с типом мотоцикла и – главное – с условиями его эксплуатации. так, дорогая смазка для гоночных мотоцикловниках, но бывает и в обычных. Эти системы требуют немного большей сноровки. для регулировки обычно требуется шестигранник большого диаметра. на пожилых мотоциклах случается, что эксцентрики прикипают к маятнику. важно не испортить их приложением излишней силы, но терпеливо пролить керосином и постараться сдвинуть, приме няя не слишком грубые ударные инструменты. один из самых часто задавае мых вопросов – в каком положении должен быть мотоцикл, когда измеряется провис цепи. стоять на земле под собственным весом, с вывешенным задним колесом (на центральной подставке) или под нагрузкой (с сидящим водителем и пассажиром)? и каким должен быть этот провис? рекомендация подавляюще го большинства производите лей – оценивать провис, когдапустой мотоцикл стоит на двух колесах (на боковой подставке) и задний амортизатор нагружен лишь его весом. провис для дорожных мотоциклов обычно находится в пределах 30–45 мм, а для внедорожных с увеличенным ходом подвесок может до стигать 55 мм. после того как регулировка завершена, необходимо прове рить, все ли получилось как нужно. Если колесо стоит ровно, метки на натяжителях справа и слева показывают одно и то же, а цепь имеет желаемый провис, значит, все сделано правильно. осталось только смазать цепь. тут уж как кому больше нравится. Если нет центральной подставки, то проще всего вывесить заднее колесо, наклонив мотоцикл в сторону боковой подставки, завести мотор и включить передачу. когда колесо начнет вращаться – направить струю72moto.zr.ru август 2011