50
51
52
53
HI-TECHФУТУРОЛОГИЯЕсли ретро – не более чем циклично повторяющаяся мода, а винтаж – всего лишь ее очередная ипостась, то олдскул – похоже, всерьез и надолго. По крайней мере, в «большой» мотоиндустрии. И не только потому что включает в себя помимо «легкосменного» стиля требующие долгосрочных вложений технологии, но и оттого что нынешняя востребованность точной и не очень механики – неизбежный побочный эффект прогресса вообще и гаджетомании в частности.ПоПулярная механикаЧем совершеннее (мощнее, легче, быстрее…) становятся современные мотоциклы, тем дружнее поток отборной ругани в их сторону. И причин тому легион. Начнем с технической: улучшение весовой отдачи происходит за счет не только совершенствования методов проектирования, но и срезания «мяса» в ущерб ресурсу и живучести. А еще новые технологии производства часто входят в противоречие (иногда преднамеренно) с технологиями обслуживания и ремонта. Термин «запланированное старение» возник не вчера, но именно в последние годы расцвел махровым цветом вкупе с введением коррумпированными законотворцами рогаток, призванных как можно быстрее отправлять мотоцикл на свалку. Но главная причина столь дружного гласа: «Долой попсу!» – субъективная, в просторечии именуемая «Нонеча-не-то-что-давеча». И если в массовке хора в основном те, кто руководствуется коллективным бессознательным, то запевалы – СПИСок ДоСТойНыХ ПРоТоТИПов ИСЧЕРПАЕМ, А ПоТоМу СлЕДуЕТ ожИДАТь Новой волНы олДСкулА – НЕ По фоРМЕ, Но По ДуХу.Royal Enfield 500 Classic: нижневальный «воздушник» современной разработки в облагороженном шасси 50‑х.текст .Stinger, фото из архива авторасамая что ни на есть экспертная часть мотосообщества. Те, чье становление как мотоциклистов прошло в ревущие 80-е и лихие 90-е. Будучи опытными водителями и неплохими механиками, они считают вторичными «дружественность к водителю», а часто и объективное улучшение ТТХ. Зато брезгливо кривятся, увидев в маятнике нежные игольчатые подшипники вместо вечных сферических опор, морщатся, услышав в звуке «триумфовского» мотора шуршание цепи ГРМ – и дружно тоскуют по скрежету зубчатого привода (вариант – цоканью штанг), лязгу «сухой сцепы» и глухому потрескиванию «чугунины» остывающих цилиндров. И наконец, последняя в списке – но не по значимости! – причина притягательности олдскула: аллергическая реакция на хай-тек. Мотоциклизм (в широком его толковании) давно стал подвидом эскапизма, сиречь бегства от повседневности. А что творится в «реальном мире» – видно даже тем, кто выкинул телевизор в окно. Слово «инновации» мусолят на каждом углу (примерно как когда-то «ускорение» и «перестройка»), в курилках и кулуарах коллеги обсасывают достоинства новой версии «планшетника», в контроллерах управления автомобилем запутается сам Стив Джобс, а «ценные породы пластика» прописались даже в люк-50moto.zr.ru август 2011 «Уралу» несказанно свезло с новым трендом. Вот только через пару‑ тройку лет эволюции олдскула марка окажется вне игры окончательно и неизбежно.Если в «индпошивЕ» олдскул в кризисЕ, то в «большой» мотоиндустрии подъЕм налицо. нЕмудрЕно: «конвЕйЕрная» мода – как правило, кастом-трЕнд пять лЕт спустя.совых лимузинах. Ну как тут не затосковать по полированному алюминию, рыку двухклапанного «воздушника» и орудийному лязгу кулисы (я вам покажу «селектор»!) КП? Но при этом как‑то не хочется получить «в нагрузку» дохлые тормоза, расхлябанную работу подвесок и резиновую раму – а вот инжектор, почему бы и нет, да и на балансирные валы лучше закрыть глаза (а мысленно сказать спасибо конструкторам – позвоночник‑то давно источает песок!). А теперь обобщим вышепомянутые факторы и увидим, что спрос на олдскул на самом деле… не более, чем разновидность гаджетомании. Примерно сродни страсти определенных кругов к механическим часам. Но, как и в случае с «тикалками», спрос относительно скромный и сильно ограниченный платежеспособностью. («Ньюскул», он ведь не только удешевлен технологически, но и в итоге реально дешевле!) Что еще сильнее добавляет имиджевости приобретению. А если вспомним, что наиболее активный потенциальный покупатель «неостарушек» – еще и наиболее платежеспособный, то получим ну сильно лакомый кусок для терпящей бедствие мотоиндустрии.LML: технологии 30‑х, дизайн 70‑х, лицензия 80‑х, модернизация нулевых.«И всё заверте…» Эмигрироваший в Индию Royal Enfield внезапно вспомнил о завалявшихся чертежах движка австрийской разработки, срочно впихнул его в старое шасси – результат ошарашил самих индийцев, никогда не продававших столько мотоциклов, да еще и на экспорт.. Harley избавился от «ньюскульных» направлений (оставив на всяк пожарный только V‑Rod'ы) и углубился в совершенствование традиционной продукции; Kawasaki дала вторую жизнь W‑серии; возродился Indian. Даже коматозный «Урал», насобачившийся к тому времени пихать в древние картеры современную зубчатку, воспрянул духом и показал 60‑процентный прирост продаж в США (другое дело, что «в абсолюте» эти цифры – обрыдаться, но тем не менее). И это только начало. Honda грозится запустить продажи СВ1100 и за пределами Японии, в ближайших пла-август 2011 moto.zr.ru51 HI-TECHФУТУРОЛОГИЯЕсли рЕтро – нЕ болЕЕ чЕм стилизация для широких масс, то олдскул – тЕхника для настоящих цЕнитЕлЕй… или тЕх, кто хочЕт ими казаться.нах Yamaha реинкарнация двухцилиндровой XS650, а Ducati, поняв преж­ девременность снятия с конвейера серии Classic, в поте лица готовит псевдовнедорожный Scrambler. Почуяли олдскульную фишку и британские бизнесмены: возрождение Norton и Metisse по крайней мере в ближайшие годы будет происходить исключительно благодаря кафе­рейсерам и скремблерам. Любопытная картинка получилась с Piaggio Group. Вспомнив о том, что завод Moto Guzzi в Манделло самый что ни на есть «олдскульный» (точнее, им это напомнили бастовавшие рабочие, поддержанные фанатами марки, несогласными с переносом производства на современную площадку), боссы решили всерьез вложиться в марку. А пробным шаром нарастили ретрообвес на «малокалиберную» 750­кубовую платформу, к тому времени почти исчезнувшую из производственной программы. Результат – семейство V7 в (уже) пяти вариациях – оказался вполне успешным. Вот только развивать успех итальянцы не решились, сочтя подобные модели на «полноразмерном» шасси слишком дорогими, и остановились на принципиально иной стратегии: современный (а еще лучше авангардный) дизайн, доведенные до совершенства технологии 70­х –  Honda CB1100:  концепция и дизайн  конца 70‑х,  переосмысленные  с помощью AutoCAD.  Заменив современный  «обвес» на стилизацию  под начало 70‑х, Moto  Guzzi дала 30‑летнему  шасси новую жизнь.  Moto Guzzi California  1400 – первый результат  «нового курса» марки.  Пока ну очень скромный.  Переходная модель?  Vespa PX: 2 такта,  4 передачи, 151 «кубик»,  9,5 сил – и 190 тысяч  рублей.и относительно малосерийное (план­максимум – 10–12 тысяч в год) производство в цехах довоенной постройки. А потом вспомнили про Vespa. Успешно развивая марку как «скутерный премиум», сгоряча убрали мешавшую имиджу классическую РХ с цельнометаллическим корпусом и ручной коробкой. А потом (в самый кризис!) с грустью наблюдали, как ее индий­ ские лицензионные копии бодро расходились по Италии и Британии. Спо­ хватившись, откопали старую оснастку, уболтали еврократов, чтоб не цеплялись по поводу экологических показателей, чуток подшаманили второстепенные детали… и возобновили производство. Все бы ничего, но цена… Если лет 10 назад РХ150 позиционировалась как entry­level Vespa и стоила как хороший «полтинник», то сейчас – вровень с со­ временной Vespa LX150 (до ре­ стайлинга называвшейся ЕТ4 и стоившей дороже РХ процентов на 30!). Продается РХ150 и у нас, какМоДА нА «нАСТоящЕЕ жЕЛЕзо» В РАзгАРЕ, но ЕЕ УжЕ ТЕСнИТ (ПоКА ТоЛьКо В КАСТоМАйзИнгЕ) МоДА нА СТоЛь жЕ нЕПооДЕЛьный АЛюМИнИй.и индийский LML Star 150 2Т. Цена – 190 и 110 тысяч соответственно… Как видим, подходов в создании олдскульных аппаратов немного. Два основных – реанимировать старую модель, попутно вернув ей псевдо­ аутентичный облик, либо же создать заново по образу и подобию былого бестселлера, но с применением со­ временных технологий – наиболее распространенные и… тупиковые.52moto.zr.ru август 2011 И дело даже не в том, что модой «на  70‑е» публика быстро наестся – тем  более что с мотоциклами той эпохи не  у всех связаны приятные воспоминания. Проблема скорее в том, что количество потенциально выигрышных  «прототипов» конечно, и конец этот  ближе, чем кажется. А потому новый  подход Moto Guzzi как минимум любопытен и заслуживает не просто  внимания, а внимательного ожидания  новых результатов. (Первый – новое  поколение California, с досконально  переработанным, на сей раз 6‑клапанным и 1400‑кубовым мотором,  и консервативным дизайном – уже  показан на публике.) А еще, судя по неофициальным источникам, нас ждет направление, которое можно условно назвать неоолдскулом: мотоциклы, разработанные  «с листа», но на основе технологий  и канонов дизайна 50‑х. Причем канонов не только и не столько мотоциклетных. И в рождение этого нового типа  верится вполне – уж больно много  предпосылок. Это и популярность «альтернативной истории», в частности,  стим‑ и дизель‑панка, обещающая привлечь внимание более молодых покупателей, и не (до) востребованность  старых технических решений, и главный враг нынешнего олдскула – гряду-  Концептуальный Moto Guzzi V12 –  прототип, разведка боем или тонкий такой  троллинг?   H-D Sportster 48 – еще одна капля  из старого лимона в попытке омолодить  контингент покупателей.щие экологические нормы. Последние  можно преодолеть с помощью верхних  распредвалов, жидкостного охлаждения и многоклапанных головок (но какой это тогда, к черту, олдскул?) – или  внедрением вполне исторически корректных непосредственного впрыска  да приводных нагнетателей. То же самое и с ходовыми качествами: это на  мотоциклах «птичьи клетки» появились  недавно, в авиации они уже к 40‑м считались архаикой, а вот на спорткарах  50‑х были самым писком. Ну а со стилистикой так вообще нет проблем: вон,  Yamaha на своих круизерах давно экспериментирует, пусть и фрагментарно,  с мотивами автодизайна 30‑х – получается замечательным образом, чем подает пример конкурентам. Так что популярность олдскула будет только нарастать – в том числе  у тех, кто по сей день награждает  круизеры неприличными прозвищами  и никогда не купит «сибиху» по причине ее похожести на «Яву». август 2011 moto.zr.ru53