16
17
Инж. Д. ЯрошевСНЕЖНЫЕиЛЕДЯНЫЕД ОРОГИ•жиГ Кдвоз леса по ледяной дороге на гусеничном тракторе (ст. Явеньга, Сев. ж . д.) Ф ото В. С мирноваЗИМА имеет огромное значение для нашего транспорта, особенно в связи с отечественным бездорожьем в бесснежное время. То обстоятельство, что хоть короткий срок можно переезжать через реки без мостов прямо по ледяному покрову, совершенно не бояться завязнуть где-нибудь в болоте, значительно уменьшать путь, укорачивая расстояние ездой «напрямик», и наконец, то, что, сменив колеса на полозья, мы в 2—3 раза облегчаем передвижение груза, — все это исторически заставило нас с появлением санного пути приступать к оживленным зимним перевозкам всякого рода материалов. Для транспорта дорожностроительных и лесных материалов особенно важно то, чтозимний период как раз совпадает с освооождением лошадей от сельскохозяйственных работ, с освобождением самих крестьян и технического дорожного 1 персонала от полевых и строительных работ. Уже издавна считается , ч тозимний транспорт материалов в среднем обходитсяна 20 проц. д ешевле летн его . Однако все эти преимущества зимних дор'ог не должны нас только успокаивать, а наоборот, они должны заставлять нас в каждом отдельном случае стремиться к максимальному облегчению движения и снижению стоимости перевозок, используя все достижения техники в этой области. Первым шагом к улучшению зимней дороги является снегоочиспк а. Снегоочистка необходима главным образом в виду образования на дорогах неровностей снежного покрова и крупных заносов. Укатывание рыхлого снега является тяжелой работой, и снегоочистка выполняется специальными снарядами гораздо легче, чем укатывание пути самими перевозочными средствами. При пользовании гужевым транспортом появляется необходимость в снегоочистке особого вида срезке так называемых ледяных ступ енек или «лестниц», появляющихся от того, что лошади, ища. лучший упор на зимней дороге, стараются итти по следу впереди идущих ив результате выбивают эти неровности, особенно вредные для автотранспорта. Помимо работы всякого рода снегоочистителей на зимних дорогах неУ каткаснежной дороги в Опар::кском районе (Северный коашФото Я. М ессина обходимо организовать предупреди-ш^шш.1.6 тельные мероприятия от снежных заносов (ограждения). Д лямассовых пер евозокгрузов особе иныйинтерес предста вляю т так называемые « л едяныедорог и», которых сила тяги лошадей и тракторов используется с наибольшим результатом, почти так же, как на рельсовом пути 1. Принцип устройства ледяной дороги заключается в следующем. На ровнойПоливка ледяной тракторной дороги для в. в озки лесоматериалов (Северный снежной поверхности про крал) фото В. С мирнова резают две колеи полукруглой формы, которые заливаются водой. Промежуток между колеями, зание полозьев, замерзание воды в радиатогде двигается трактор, обычно водой не заливаетсярах, замена воды спиртовым раствором или кеЭто простая идея на практике связана с ряросином и пр. дом серьезных условий, от которых зависит При заблаговременной подготовке постройки успешность и выгодность применения ледяных ледяной дороги (устройство земляного оснодорог. вания, колодцев, снарядов, саней, гаражей, Назовем эти основные условия. погрузочно-разгрузочных приспособлений и 1. Ледяные дороги могут строиться лишь пр.) с предварительной разработкой самых метам, где зима достаточно продолжительна. лочных вопросов, результаты получаются £'. Местность, где прокладываются ледяные очень большие. дороги, должна иметь пологие скаты (уклоны). Тракторы тянут целые поезда груженых 3. Ледяная дорога должна быть обеспечена саней, и количество перевозимого водой на все время эксплоатации. г рузаувеличиваетсяиногдрв 10 4. Надо иметь снаряды для нарезки колей, раз. прочистки, поливки (снаряды эти можно сдеНа первый план ставится иногда не эконолать и кустарным способом). мичность транспорта, а быстрота передз'-i''e5. Ширина трактора, ширина колей и соотния, особенно необходимая в настоящее вреветственное расстояние между полозьями долмя для обеспечения темпов основных рзбот жны быть согласованы, а конструкция саней и строек. К таким очень срочным перевозхам должна соответствовать условиям работ. относится, например, вывозка камня и гравия 6. Необходимо учесть специфические осоиз карьеров '-'. бенности транспорта в зимнее время—примерКоэПщпент сопротивления двяжению по ледяной дорог»—менее 0,01.1 2 ) ' о вопросу о летяных дорогах имеются технические данпт.т- в курсе порожного дел проф. Крмнина ив ыио<о исле.ных статьях журнала „Лесное дело". -Т ракторные сани для ледяных дорогХОРОШИЕ ДОРОГИ ОБЕСПЕЧАТ УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЛЕСОЗАГОТОВОК17