16
17
НА ФРОНТЕ ДОРОЖНОГОСводкаСТРОИТЕЛЬСТВАперваяОбщее состояние дорожной сети Советского союза находится fa низком уровне развития. Протяжение дорог и их качественное состояние идет в разрез с требованиями развития промышленности и сельского хозяйства. После больших успехов в автостроении нам нужно было параллельно добиться тех же результатов ив дорожном строительстве. На самом же деле мы сейчас стоим лицом к лицу с огромным разрывом между темпами автомобилизации и строительства дорог. Редакция „За Рулем" начинает регулярное освещение положения дел на дорожном фронте. С той же систематичностью и последовательностью, с какой мы освещаем в наших сводках состояние автопромышленности, будут освещаться дела и дни дорожного строительства. На фронте дорожного строительства сейчас крупный прорыв. Необходимо во что бы то ни стало добиться, чтобы текущий 1931 г. дал тот необходимый и решительный перелом, которого требуют интересы индустриализации, коллективизации и обороны СССР. Борьбу с бездорожьем на новые рельсы ДНА из основных причин, вызвавших глубокий прорыв в дорожном строительстве 1929/30 г. — отсутствие точного плана работ. Приступая к строительству дорожные организации в весьма слабой степени представляли себе как сложится строительный сезон. Производственный план напоминал... алгебраическое уравнение со многими неизвестными. По плану'Главдортранса предполагалось построить по РСФСР около 415 км дорог с каменной одеждой, а гравийных и грунтовых — 1 073 км. Таков план. А вот его выполнение. В то время как на южном участке АмуроЯкутской магистрали работы выполнены H;J 100 проц., на северном участке этой же маги страли — только на 40 проц. Постройка шоссе Новосокольники — Себе ж выполнена только на 41 проц. Примерно в такой же степени выполнена программа по Ангаро-Ленскому тракту. На 40 проц. выполнено задание по Чуйском'у и Сергиопольскому тракту. Между тем, все эти строительства были признаны важнейшими и первоочередными. Ряд менее важных работ выполнен полностью. Это доказывает, что Главдортранс не произвел правильной расстановки сил и не сосредоточил основного внимания на выполнении наиболее ответственных работ. Еще хуже шли работы по строительству местных дорог. Там процент выполнения колеблется от 40 до 75. Работы, произведенные в порядке трудовой повинности, по своей стоимости определяются в 12 млн. руб., в то время как их плановая стоимость была определена в 52 млн. руб. С особой остротой в 1930 г. стал вопрос о кадрах. В то время как потребность в инженерах определялась в1 700 чел., в наличии было только 400. Техников было всего лишь 1 170 при потребности в3 200. И тут дорожные организации проявили полнейшую беспомощность. Подготовка кадров по существу началась только к концу строительного сезона. Недостаток в рабочей силе мог быть смягчен путем усиления механизации работ. Но и тут Цудотранс и Главдортранс не смогли добиться существенных результатов. Из всех этих элементов, подкрепленных полным бездействием и оппортунизмом, значительной части местных дортрансов и сложи лись причины, породившие такой огромный прорыв. В глубоком тумане Цурдортранс окружен глубоким туманом неизвестности. Можно с уверенностью сказать, что вряд ли кто из ответственных работников этой руководящей организации ясно представляет себе перспективы на 1931 г. Неясность обнаружилась еще с момента разработки контрольных цифр. Первый вариант контрольных цифр принад лежит Наркомпути. Этот вариант предусматривал затрату 1 200 млн. руб. Но этот вариант попал на рассмотрение Госплана, а заявка была уменьшена до 675 млн. руб. До рассмотрения контрольных цифр в Совнаркоме СССР имелось шесть различных вариантов, при чем последний из них предусма тривал затрату 710 млн. руб. Как будто бы туман рассеялся? — Ни околько! Цудортранс подал заявку на отпуск средств для работ, которые должны быть произведены в течение первого квартала. Заявка предусматривала ассигнование 43 млн. руб. 4 января пришел ответ, что будет отпущено только 36 млн. руб. На следующий день прибыло новое сообщение: заявка увеличена и утверждена в размере 40 млн. руб. В Цудортрансе облегченно вздохнули... Но тотчас же после этого Наркомпуть сообщил, что-де он слишком поспешно дал обещание отпустить 40 млн., а может дать только 37 млн. руб. Это было утром. Вечером стало известно, что заявка вновь урезана на 3 млн. руб. За ночь мнение работников Наркомпути вновь изменилось и заявка была увеличена до 39 млн. руб. В течение пяти дней финансовые работники НКП'С не подавали признаков жизни. Волнение в Цудотрансе улеглось. 12 января Цудортранс ждало новое жестокое разочарование: из НКПС была получена телефонограмма, где говорилось, что заявка вновь урезана на этот оаз до 29 млн. руб. Поистине — финансовая кадриль!.. При таких условиях правильное планирование работ на первый квартал становится невозможным.О16 Мостики, в ысоко приподнятые над краем дороги — угроза авгорессорамЦудортранс пытался доказать Наркомпути, что. первый квартал — решающий, так как в это время проводится заготовка камня, щебня и песка. Эти работы, убеждал Цудортранс, можно произвести именно в зимние месяцы, пользуясь свободной рабочей силой, гужевым транспортом и санным путем. Стоимость заготовок материала определяется в 60 порц. затрат на все капитальное строительство. Но убеждения были бесполезны. Впрочем Цудортранс ни в коей мере не уверен, что его заявка ив дальнейшем не будет изменена. С такими туманными перспективами Цудортранс вступает в первый квартал 1931 г. С машинами, или без них!Только в самое последнее время был создан специальный трест по дорожному машиностроению. В этот трест вошли следующие предприятия: Рыбинский, Онежский, Кременчугские заводы и завод Кубаноль. Впоследствии в этот трест войдет еще ряд предприятий, постройка которых начинается в этом году. Почти все из действующих заводов занимались производством машин только отчасти. Необходимого оборудования заводы в достаточном количестве не имеют. Цудортранс заключил с трестом договор на снабжение дорожными машинами общей стоимостью на 50 млн. рублей. Насколько реально выполнение этого договора, сказать пока трудно. Однако, судя по тем темпам, которые взял трест, реальность выполнения Быстрая механизированная постройка усовершенствованных этого договора весьма сомнительна. дорог вСАСШ .Для дорожного машиностроения, как известно, необходимо много стального литья. Своих собственных сталелитеен трест не имеет. Цудортранс вынужден изыскать литье на стороне и снабжать им заводы. Хуже всего с камнедробилками. В течение первого квартала трест обещает сдать только 50 камнедробилок из 150. Это наносит жестокий удар подготовке к строительному сезону. Заготовка камня должна быть в основном закончена в течение первого квартала. Уже сейчас приходят сообщения, что в карьерах работа сокращается. Рыбинский завод должен сдать 500 моторных и 150 паровых катков. Помимо этого завод взял на себя обязательство изготовить 100 камнедробилок. Администрация завода не дает никаких гарантий, что сроки выполнения заказов будут реализованы. Внушает серьезное опасение выполнение заказа на 7 800 тыс. руб. ремонтным заводом НКПС. Литейная на этом заводе будет готова только в феврале—марте. Помимо этого завод нуждается еще в солидном переоборудовании. Если по колесным тракторам положение более или менее благоприятное, то по гусеничным—-перспективы самые мрачные: из 300 гусеничных тракоторов ВСНХ СССР обещал дать только 30—40 штук. Как видно из выше приведенных фактов, машиноснабжение дорожного строительства вызывает самые серьезные опасения. Необходимо срочное вмешательство Народного комиссариата РКИ СССР с тем, чтобы положить предел срыву механизации дорожного строительства. Если вопрос о снабжении машинами не будет разрешен в самый ближайший срок, выполнение программы на 1931 г. будет поставлено под угрозу. 15 января 1931 г. А. Лясс«Решающим условием успеха весеннего сева является превращение начавшегося осенью нового роста колхозного движения (за последние три месяца больше миллиона крестьянских хозяйств вступило в колхозы) в действительно мощный прилив в колхозы. Этот прилив должен обеспечить осуществление темпов коллективизации, намеченных пленумом Центрального комитета, и на основе сплошной коллективизации — дальнейшие решительные шаги вперед в деле ликвидации кулачества как класса" (Постановление ЦК БКП (6) от 20 января 1931 г.). 17