ТРЕБУЕМ ВНИМАНИЯ КПРОИЗВОДСТВУ ТРЕХОСНЫХ АВТОМОБИЛЕЙВТОДОР с самого начала своей организации поставил вопрос о необходимости производства трехосных автомобилей на ряду с двухосными автомобилями нормальной конструкции. Однако до настоящего времени со стороны производственных организаций ив частности со стороны ВАТО этому вопросу все-таки не уделяется должного внимания. Назначенная Автодором специальная бригада для выяснения этого вопроса установиля для автомобилизации Союза имет, по на»ст|оящего времени не имеют даже ясных перспектив по выпуску трехосных автомобилей. Между тем проблема трехосного автомобиля для автомобилизации Союза имеет по нашему мнению, первостепенное значение. Трехосный автомобиль является совершенно необходимым для военных целей. Однако было бы ошибочным предполагать, что производство автомобилей такого типа должно обслуживать только военное ведомство. Трехосный автомобиль одновременно является прекрасным средством транспорта для различных дорожных условий и для сельских дорожных условий. Обслуживание современйого укрупненного сельского хозяйства, крупных колхозов и совхозов должно производиться при помощи автомобиля достаточно высокого тоннажа. Только при условиии трехосной конструкции автомобиля эта задача является разрешимой, так как двухосные автомобили повышенного тоннажа не смогут рентабельно работать на наших обычных проселочных дорогах. В соответствии с этим абсолютно необходимо окончательно разрешить вопрос о производстве трехосных автомобилей, имея в виду следующие его преимущества: 1. Трехосный автомобиль при том же тоннаже дает меньшую нагрузку на полотно дороги, нежели двухосный автомобиль. Это получается потому, что груз распределяется не на четыре опорных точки, а на шесть опорных точек. Напряжение в полотне дороги резко уменьшается, и при условии даже плохих дорог тоннаж автомобиля может быть повышен. Отсюда следует, что применение трехосного автомобиля должно дать огромную экономию в дорожном строительстве ив поддержании дорог в рабочем состоянии. Повышение же тоннажа автомобиля должно дать большую экономию в смысле' себестоимости перевозок. 2. Увеличение числа опорных точек дает возможность эксплоатации трехосного автомобиля на мягком грунте. Благодаря наличию шести опорных точек, при условии снабжения колес автомобиля двумя скатами, опорная поверхность у трехосного автомобиля получается настолько большая, что дает возможность работать на сравнительно мягких грунтах, на которых двухосный автомобиль соответствующего тоннажа работать не может. Наличие двух ведущих осей у трехосного автомобиля также способствует хорошей проходимости автомобиля этого типа по плохим дорогам. Наконец, для дальнейшего улучшения проходимости трехосного автомобиля конструкцияАдвух его задних осей позволяет легко использовать цепь. Снятие и надевание такой цепи производится довольно быстро и занимает не больше пяти минут, и при условии эксплоатации автомобиля по очень плохим дорогам или в зимнее время такая цепь может оказаться особенно полезной. 3. При езде по неровной дороге трехосный автомобиль получает меньшее сотрясение, нежели двухосный автомобиль. Это качество трехосного автомобиля отчасти об'ясняется тем, что его колеса создают меньшую нагрузку на полотно дороги, чем колеса двухосного автомобиля при условии того же тоннажа. Главным же образом это качество трехосного автомобиля обусловливается специальной подвеской его двух задних осей. Благодаря специальной подвеске рама автомобиля в этом случае получает сотрясение, \ примерно вдвое меньшее, чем рама двухосного автомобиля. Это качество трехосного автомобиля чрезвычайно ценно для автобусов. 4. Трехосный автомобиль обладает значительно большей устойчивостью, чем двухосный, и менее склонен к заносу при быстрой езде по скользкой дороге. 5. При условии правильной организации производства трехосный автомобиль потребует меньше металла на одну полезную тонну, нежели двухосный автомобиль. Если принять, что конструкция трехосного автомобиля является однотипной с конструкцией двухосного автомобиля, т. е., что основные агрегаты —• двигатель сцепления и коробка скоростей — берутся те же, то повышение тоннажа благодаря введению третьей оси идет, гораздо быстрее, чем увеличение мертвого веса автомобиля. В условиях металлического голода в Союзе это обстоятельство, безусловно, должно иметь огромное значение. 6. При правильно организованном производстве стоимость одной тонны грузопод'емности должна получиться ниже в случае трехосного автомобиля. Согласно данным заграничных автомобильных производств, главным образом английских, удорожание трехосного автомобиля по сравнению с двухосным получается в пределах 20—25 проц., в зависимости от организации производства. В то же время при условии эксплоатации автомобиля по дорогам с твердой корой повышение тоннажа благодаря введению третьей оси достигает 30—35 проц. Таким образом при той же производственной прогр1гмме, выраженной в денежных единицах, страна получит большее число тонн грузопод'­ емности парка при производстве трехосок. Все изложенное заставляет нас еще раз со всей решительностью поднять вопрос о том, что для автомобиля среднего и высокого тоннажа трехосная конструкция является для нас особенно желательной. Производство трехосных автомобилей не должно явиться придатком к производст/ву автомобилей двухосной конструкции. А для среднего и высокого тоннажа оно должно быть развито по крайней мере в том же об'еме, как и производство двухосных автомобилей. А. Лежава4