ДОРОГАЧЕРЕЗПУСТЫНЮПисьмо из ТуркменииД оставка серы на верблюдахФ ото Ал.СмирноваОПРОСЫ дорожного строительства и автотранспорта в Туркмении приобретают особый интерес тогда, когда они относятся к пустынной полосе. Как известно, из 444 тыс. кв. км, составляющих площадь современной Туркмении, 320 тыс. кв. км занимают пустыни ив их числе величайшие Кара-Кумы. Не следует думать, что Кара-Кумы являются пустыней в точном смысле этого слова, что в них невозможна никакая растительная и животная жизнь. К ар а-К умыживутиоченьинтенсивно . Но жизнь их резко отличается от жизни оазисов или, как здесь говорят, культурной полосы. Здесь скудность растительности и недостаток воды компенсируются пространством. Единственными „дорогами" в Кара-Кумах до самого последнего времени были вьючные верблюжьи тропы, из которых некоторые имеют или имели важное политическое и экономическое значение. К числу таких относится тропа Ашхабад—Ташауз. Тропа эта составляет часть пути из Хивы в персидский Хоросан, значение которого в прошлом было велико. Теперь эта тропа вновь приобрела значение с начавшейся эксплоатацией богатейших серных месторожден ий — бугров Кырк-Джульба примерно на полпути от Ашхабада до Ташауза. Летом прошлого года здесь построен мощный завод по выплавке серы, единственный в СССР. До сих пор наша потребность в сере удовлетворялась импортом. Кара-кумские месторождения открытые тотчас после завоевания Туркмении, вскоре были заброшены; ни одним из известных тогда способов сера из руды не выплавлялась. О них вспомнили в 1925 г. С тех пор месторождения обследовались специальными экспедициями, были подсчитаны запасы руды и серы. Запасы оказались исключительными, уступающими только запасам Северной Америки и Сицилии. Это заставило немедленно приступить к их эксплоатации. Первоначально при проектировании завода и при подсчетах стоимости серы исходили исключительно из расчетов верблюжьего транспорта. Однако вскоре выяснилась невозможность обслужить верблюдами все потребности завода, и для переброски стройматериалов — бревен,Вкоторые никак не могли быть отправлены Has верблюдах,— были применены гругозые автомашины „Рено" типа „Сахара". П ервые же рейсыэтихмашин показали полную возможность перехода на автотранспортизамены „корабля пустыни"—верблюда автом обилем . К сожалению, трудности дороги,. недостаток опытных шоферов, исключительно тяжелые условия тропической жары, отсутствие запасных частей и плохо поставленный ремонт дали чрезвычайно низкий коэфициент полезного использования тоннажа и высокую себестоимость перевозок, превышающую стоимость. фрахта на верблюдах почти вдвое. В ыгодностьавтотранспортаи здесь уперласьвдорогу , было решено приступить к постройке через Кара-Кумы автомобильной дороги. Старая автодоровская истина подтвердилась еще раз — автомобиль заставил приступить к дорожному строительству. Постройку дороги начали в апреле 1930 года. Эта первая автомобильная, дорога через КараКумы и потому она представляет значительный интерес. Строителям приходится в процессе самих работ придумывать и применять совершенно новые способы укрепления полотна, защиты его от задувания песком и т. п. Общее протяжение дороги—250 км — разбита на три участка. Первый участок — Ашхабад — Бахурдок—99 км является наиболее легким. Дорожные работы на нем ограничились срытием кочкарника и расчисткой в некоторых местах дороги от наносных песков. Там, где песчаный грунт не держит и машины зарываются, по лотно укреплено фашинами из ветвей песчаной акации или пучками местного растения — селина. Для защиты от наносных песков поставили изгороди из ветвей саксаула и акации. Следующий участок — от Бахурдока до колодцев Иербента —67 км и последний участок —• от Иербента до завода — в 84 км резко отличаются от первого. Здесь собственно начинаются самые Кара-Кумы, представляющие чрезвычайно пересеченную местность. Местами близ „такыров" растительность исчезает и появляются голые сыпучие пески, называемые барханами. „Такыры"—лишенные растительности глинистые площадки, встречающиеся средиW