16
17
18
19
ПРОЛОЖИМ ДОРОГУ КЛИНКЕРУ сквозь КОСНОСТЬ И БЮРОКРЯТИЗМВ разговорах о клинкере проходят годы. Вопиющие халатность и бездушие свили прочное гнездо в дорожных органах. Поднимем автодоровскую общественность на борьбу за клинкер, против бюрократов и головотяпов!ПРОБЛЕМЕ дорожных покрытий из клинкера в городах Союза и производству самого клинкера до сих пор не уделяется достаточного внимания. Рост строительства городских покрытий создал определенную диспропорцию между возможностями получения естественного камня (булыжник и гранит) для покрытий и потребностью как из-за уменьшения запасов этого камня в одних районах и полного его отсутствия в других, так и вследствие крайней сложности механизации добычи и транспортирования естественных материалов с мест разработки. Широкое внедрение в дорожное строительство асфальтобетонных покрытий намечает для дорожников определенный выход. Но,как известно,строительство асфальтобетонных покрытий еще не освоено в достаточной степени в нашей практике, и применение этих покрытий ограничено условиями скользкости этих типов одежд (пока следует считать пределом продольный уклон в 3°/0). Хорошим примером может служить строительство городских дорог в Москве. На ряду с асфальтобетонными покрытиями приходится применять брусчатку для замощения путей трамвая, гранит для замощения проездов с преимущественным конным транспортом и на проездах, имеющих продольный уклон свыше 40/0. „ Применение брусчатых мостовых осложняется тем, что в Московской области нет вовсе гранита(гранит привозится из Карелии, с Онежских разработок, с юга из Гнивани и т. д. на расстоянии 600—700 км). С булыжным камнем положение не лучше. В Московской области стоимость булыжного камня из года в год возрастает. Это об'ясняется и уменьшением запасов его и невозможностью механизации производственных процессов при устройстве булыжных мостовых. Почему все-таки вековые традиции в дорожном деле до сих пор остаются непоколебимыми? То положение, что дорожные покрытия до сих пор применяются только на основании долголетних их испытаний, может быть, об'ясняет установившиеся традиции, но нз в коем случае не оправдывает применение дорогих и часто нерациональных материалов в дор ожных покрытиях. Нужно встряхнуться и по-сеэ^е- ному приняться за рационализацию дорожного строительства. Неооходимо заменитьестеаверные материалы для дорожной одежды там, где они дор^ г и и. и их нет поблизости. Нужно изыскивать новые материалы, з аменятьестественные искусственными, ибо сырьевые возможности Союза в этой области неисчерпаемы. Одним из материалов, мс гущих по техническим и экономическим соображениям заменить булыжник, этот „варварский", но, к сожалению,Образец клинкерной мостовой 16 основной тип покрытия в городах Союза (94°/0 всех мостовых по данным ГУКХ РСФСР) искусственным каменным материалом, является клинкер. Технические и санитарно-гигиенические качества дорожных покрытий из клинкера стоят выше гранитных, не говоря уже о булыжных мостовых. Сколько-нибудь серьезного рассмотрения вопроса о применении клинкера у нас до сих пор нет. Имеются лишь отдельные попытки различных организаций решить этот вопрос, но результаты настолько разнообразны и не конкретизированы, что вопросоклинкередо сих порневыходитиз стадии „разговоров". Наиболее изучен вопрос о клинкерных покрытиях в Германки, основываясь на опыте которой, можно сделать следующие выводы. Всесторонние сравнения целого ряда мостовых и клинкерного покрытия показали, что клинкер по суммарной оценке занял пятое место из 22 видов покрытий, а по эксплоатационным расходам, например, клинкер занял третье место. Во всяком случае клинкер по этим испытаниям оценен разрядом выше покрытия „клейнфлястер" (гранитное покрытие из отдельных камней по размерам приближающихся к кубу со стороной 10 см. или 8 см). Эти данные испытания приведены в журнале „Die Stasse" (№23, 1930 г.) К сожалению, в статье не приведена полная характерисгика прочности клинкера, однако, указано, что „клинкер принимается от заводов лишь тот, который выдерживает сопротивление на сжатие от 700 до 2000 кг./см 2 ". Следует отметить, что несмотря на такую благоприятную для клинкера оценку устройство клинкерных мостовых в Германии пока еще не очень распространено (всего имеется клинкерных мостовых лишь 4 000—5 000 км). Причина этого заключается в том, что, вопервых, стоимость клинкера в Германии дорога по сравнению со стоимостью естественного камня, который имеется в изобилии в Средней и Южной Германии, во-вторых, в Германии нет пригодной глины для выработки клинкера. Естественно, что до тех пор пока стоимость клинкера будет выше стоимости естественного камня, до тех пор клинкерные мостовые будут развиваться медленно. Совершенно иное положение создается в наших условиях. Возьмем ту же Московскую область ив частности Москву. Гранитные покрытия в Москве очень дороги; например, стоимость 1 кв. метра мостовой из брусчатки на песчаном основании определяется около 30 руб., покрытие же из клинкера может быть выполнено значительно дешевле, а именно по подсчетам МКХ около 12 руб. При таком соотношении стоимостей этих видов покрытий развитие и дальнейшее культивирование брусчатых и булыжных мостовых можно об'яснить помимо „привычки" и отсутствием клинкера должного качества, И это верно. До сих пор мы имели в Союзе клинкер низкого качества:Укладывают клинкер. гомелевские и черниговские заводы давали клинкер, временное сопротивление на сжатие которого колебалось ог 300 до 600 кг/см.2. Такой клинкер, конечно, не в состоянии был заменить, а тем более вытеснить гранит из дорожных покрытий, Года 2—3 назад был поднят вопрос о применении клинкера в качестве дорожного покрытия для улиц Москвы, при чем идея эта встретила большое сочувствие, но, как нередко бывает, вопрос этот по совершенно непонятным обстоятельствам заглох. Какова же перспектива развития клинкерного производства в смысле обеспеченности его сырьем? Лабораторией строительной керамики Инстрома установлен список глин, пригодных для производства клинкера. Таких месторождений глин пока установлено 32 в разных местах Союза; например, Казань, Маринская область, Иошкар-ола, бывший Тверской округ, быв. Брянская губ. г., Вятка (в черте города), Лоевский район (правый берег Днепра), ст. Битца Курской ж. д. и в целом ряде других районов, в том числе в нескольких пунктах Московской области, в частности ст. Тучково Бел.Балт. ж. д. На Тучковском кирпичном заводе была выпущена в 1930 г. партия пробного клинкера. Этот клинкер оказался очень близок по своим строительным качествам к голландскому клинкеру. Приводим результаты испытаний тучковского клинкера (см. табл. на 18 стр.). Качества тучковского клинкера достаточно убедительно говорят о полной возможности использовать его для замощениягородск их проездов. Казалось бы, что с получением такого качества клинкера следовало немедленно разрешить вопрос о широком его применении в дорожном деле. Так должно было бы быть, но так пока, к сожалению не делается. . :••£§! Судьба тучковского клинкера весьма поучительна. Оказалось, что финансировать это производство некому. Мосстромтрест составил проект оборудования отделения клинкерного про17 Название материалаПотеря в На каком весе при Коэф. испытан, -на истирания ударе разкруге после по формам рушается на копре 1000 оборот. Н = 20 Педжа (в граммах)ВодопоВременное сопротиглощаем, вление ный вес (в °/о°/о) 2 (в кг/см ) Об'ем-Клинкер голландский . . „ тучковский (шамотный) Клинкер тучковский (без шамота) . Клинкер гомельский . . . Гранитная брусчатка . . .1,92 1,86 2,04 9 69 1,2019,36 19,38 19,32 16,77 19,6014,15 14 13,14 9 122,308 2,30 2,31 2,12 2,650,54 0,75 0,50 2,4 0,082С0О1200 600 2400•изводства при тучковском кирпичном заводе. Проект одобрен, прошел все инстанции и утвержден. Завод рассчитан на выпуск 5 млн. штук клинк ерав год. Эта продукция могла бы быть получена в 1932 году, если на организацию дела будут отпущены средства в 450 тыс. руб. При условии немедленного отпуска этих средств уже в 1931 г. к концу строительного сезона можно получить около 1 млн. штук клинкера. Но дорожные организации средств пока не отпускают, по линии промышленности средств также нет, хотя они могли бы быть получены полностью в виде экономии от реализации части продукции 1932, г. Пока же дело находится на точке замерзания. Пример с тучковским клинкером должензаставитьдорожные орган изациивзяться за производство клинкера по - с ерьезному . НеобходимоДеталь к инкерной мостовой < 18это дело выделить из ведения кирпичного производства . До тех пор пока клинкерное производство существует как придаток к кирпичному производсгву, дело с производством клинкера будет в загоне. А оставить такое положение с клинкерным производством мы не можем. Мы на можем вкладывать средств в дорожное дело в два раза больше, чем это нужно (как, например, в Москве) и получать тот же эффект. Кто же должен взяться за организацию клинкерного производства? Прежде всего должны строиться специаль ­ н ыеклинкерныезаводы . При постройке специальных клинкерных заводов будет обеспечено и качество продукции и количество ее. При органах ВСНХ должно быть создано или бюро или управление (дело не в названии), которое будет заниматься плановым развертыванием строительства клинкерных заводов, проектированием их и руководством по изысканиям и исследованиям сырья для клинкерного производства. Вопрос о постройке этих заводов ио подчинении их на местах не столь актуален и он может быть решен без особых затруднений. Строительство заводов может быть передано Кирпичстрою, подчинить же заводы можно местным органам СНХ или ГУКХ. Выявление потребности в клинкере естественно остается за дорожными организациями, т. е. по линии Цудортранса и по линии ГУКХ. Что касается специфически московского вопроса о постройке отделения клинкерного производства при тучковском клинкерном завода то этот вопрос разрешить необходимо немедленно. Тучковский клинкер должен быть уложен на проездахМосквыи на загородныхдорогахвтекущем строительном сезонев различных условиях в качестве опытных покрытий.Тучковский клинкер необходимо испытать на проездах с сильным движением и при автомобильном движении и при преобладающем конном движении. Постройкой клинкерного отделения при Тучковском кирпичном заводе для Московской области ограничиться нельзя. Н ужнотеперь же проектироватьклинкерный завод в Тучкове сгодовой производ ительностьюв 25 млн . ш тук (а может быть и более), перенеся производство строительного кирпича из Тучкова в другие места. Такой масштаб производства по сведениям Мосстромтреста сырьем для клинкера обеспечен. Вся неприглядность булыжных мостовых — грязь, пыль, шум и т. д.—известны всем. С появлением тучковского клинкера сделалась реальной возможность не делать больше булыжных мостовых, а вместо них можно иметь усовершенствованные мостовые из клинкера. П ервоначальнаястоимость клинк ерныхмостовых по предваритель ­ ной калькуляциидешевле булыжн ых . Вся остальная экономия от такой замены, учитываемую (износ транспорта) и неучитываемую в деньгах (санитарно-гигиеническое улучшение покрытия) не принималась во внимание. Считаем необходимым остановиться еще на одном моменте, который приводится очень часто при обсуждении развития клинкерных покрытий. Это — вопросы производства работ. Устройство булыжных и усовершенствованных покрытий из штучного камня (гранит) производится вручную, процессы укладки механизировать не удается, да и вряд ли попытки ввести механизмы здесь увенчаются успехом. Устройство этих мостовых сопряжено с привлечением большого количества квалифицированной рабочей силы. Темпы работы медленны. Покрытиям из штучного камня противопоставляют асфальтобетонные покрытия, где процессы приготовления массы механизированы, укладка массы тоже производится механическими катками и только укладка массы и ее разравнивание производится вручную. Но совершенно неверно предполггать, что укладка клинкера по производительности близко или ближе будет подходить к брусчатке, чем к асфальто-бетонным покрытиям. Стандартные размеры клинкера позволяют при укладке его не терять времени на подборку камня; меньший вес штуки клинкера также способствует увеличению производительности труда. У нас в СССР нет норм на выкладку клинкера из-за отсутствия достаточной практики такой работы и квалифицированной рабочей силы. Мы приводим американские нормы укладки клинкера в покрытии (по Унлею): американский мостовщик с одним подручным укладывает в день 1520 тыс. штук клинкера в мостовую или в среднем 260 кв. метров. Рекордом является укладка 46 644 кирпича в 406 минут индейца Джима (Д. П. К рынин „Курс дорожного дела"). Рекордные цифры нас интересовать не могут, но если мы для расчета примем низший предел средней выработки мастера и подручного в 15 000 кирпичей, то получим выработку в день15000:70= = 214 кв. метров, или на одного рабочего 112 кв. метров. Эта норма выработки превышает норму устройства покрытия на одного человека при асфальтобетонном покрытии. При такой производительности укладка клинкера будет выполнятьсяпочтив дес ятьразбыстрее , чем устройство булыжныхмостовыхи общий срок закрытия улицы для движения сократится в несколько раз. Если на первое время ограничиться укладкой 7 тыс. штук клинкера (т. е. в два раза меньше низшего предела средней американской нормы), то ив этом случае получим выработку на 1 мастера и подручного 100 кв. метров покрытия вместо 20—30 кв. метров брусчатки. При устройстве асфальтобетонных покрытий требуется не только хорошая почва, но и совершенно сухое основание для укладки; поэтому количество полных рабочих дней за сезон, например, при московском климате составляет 40—50 дней. Производство же замощения из клинкера таких требований не пред'являет. Поэтому строительныйсезонудлин нится не меньше , чем в два раза. Производство клинкера также в достаточной мере механизировано и поддается дальнейшей механизации, поэтому покрытие из клинкера по количеству занятой рабочей силы на 1 кв. метр покрытия не может быть сравнено ни с булыжными покрытиями, ни с покрытиями из гранита и ставит их на равную ступень с асфальтобетонными покрытиями. Сырьевые материалы для клинкера — глина в ее естественном состоянии или смеси с песком — имеются на всей территории СССР в достаточном количестве, тогда как с материалами для асфальтового бетона положение далеко не блестящее. R втодоро вс каяобщественностьдолжнапомочьи сдв инуть с точки замерзания клинкерное производство ив первую очередь помочь пустить клинкерныйзаводв Тучков евтекущемгодус тем, чтобы с 1932 г. в Москве больше не устраивались булыжные мостовые и не завозился бы гранит для замощения улиц. Столица СССР не может дольше мириться с устройством первобытных булыжных мостовых! Возможности для этого реальны и не использовать их немедленно было бы преступно. Инженеры Я. Страментов, Е. Меркулов"•'•'--'Вид клинкерного шоссе19