28
29
КАК БОРОТЬСЯ С ПРОФВРЕДНОСТЯМИ РАБОТЫ НА АВТОМОБИЛЕ И ТРАКТОРЕРУД ШОФЕРА сопряжен со многими профессиональными вредностями и опасностями. Гараж, где приходится шоферу работать, обычно содержит в воздухе выхлопные газы и пары бензина. Муниципальный химик города Чикаго (САСШ) Шумахер после ряда анализов газов, собранных из выхлопных труб автомобилей, нашел средний состав отработанного газа: азота — 82,2%, окиси углерода или угарного газа — 9,3%., углекислого газа — 6,7%, кислорода — 1,4%, осветительных масел — 0,3%. Янализы эти были сделаны не на утренних пробах, а после того как моторы были разогреты; при заводке же машин содержание угарного газа будет еще больше. Головные боли, головокружение, одышка, тошнота — нередкие явления среди шоферов, работающих в гаражах, особенно в больших. Молодые шоферы, непривычные к постоянному вдыханию отработанного газа, быстрее подвергаются действию его, чем шоферы-механики, постоянно работающие^ гаражах. Замечено также, что холодная погода при этом влияет особенно неблагоприятно. Кроме угарного газа вредное влияние оказывает в гараже углекислый газ, образующийся при горении и всегда находящийся в выхлопной трубе. Э тотгазтяжелеевоздухаи обыкновенно скопляется в нижней частипомещения , особенно в гаражных смотровых ямах, вызывая головные боли. Пары, образующиеся из бензина, с которым обычно очень небрежно обращаются в гаражах, разливают на пол и пр., производят отравляющее влияние на организм. Бензин легко испаряется: вдыхание его паров оказывает сперва возбуждающее, а затем парализующее действие на центральную нервную систему. Гаражы обычно содержатся у нас очень грязно, на стенах копоть, сажа, в углах лежат масляныеТтряпки, в воздухе носится пыль. Как правило, мы не обращаем внимания на загрязнение окон. Между тем пыльныеоконныестеклазадерживаютот 35 до 40% д невногосвета , а оченьзапыленныедо 80%. Отсюда напряжение зрения, быстрое его утомление у шоферов, механиков и пр., постоянно работающих в гаражах. Не редки простудные заболевания у работающих в неотапливаемых гаражах, особенно при долговременных работах в сырым смотровых ямах. Для успешной борьбы с указанными профвредностями труда шофера в гараже необходимы следующие мероприятия. Каждый гараждолжен иметь вентиляцию, х отябипростейшеготипа . В больших гаражах необходимо устройство приточно-вытяжной вентиляции (с подогреванием воздуха в зимнее время). В ытяжноеотв ерстие необходимо устраи вать внизу на высоте полметра от пола или в полу (тяжелые газы будут легче удалены). Отверстие для притока воздуха обычно устраивается на высоте 3,5 метров и выше от пола. В больших гаражах, во избежание значительного скопления выхлопных газов от единовременной утренней заводки всех машин, н еобходимоустана вливать выезд машин в постепенном порядке. Особенно вредны ремонтные работы, производимые на полу вблизи заводимых машин. Р егулировкамашинвгараже , а но на открытомвоздухе , д олжнабытьзапрещена . В благоустроенных гаражам устраиваются в стенах отверстия с гибкими металлическими рукавами, надеваемыми на глушигель для выведения выхлопных газов наружу. Гаражи необходимо возможно чаще проветри вать. В небольшихгаражахвовремя заводки, как правило, необходимо открывать наружные ворота. Гараж должен иметь отопление; для пожарной безопасности лучше, если печная топка выходит не в самый гараж, а в соседнее помещение. С теныипотолкигаража надо время от времени белить; окна надо протирать. Помимо легкой испаряемости бензин легко воспламеняется. Поэтому он не должен храниться в гараже. Так как бензин не гасится водою, в гаражедол ­ жен находиться ящик с песком, большие тряпки, в ойлок для быстрого тушения или специальные о F-Колонна тракторов в боевой готовности в совхозе № 8 Зернотрасга "8 н етушители . Должна быть решительно искоренена широко распространенная привычка «урить и бросать тлеющие спички на пол гаража. Кроме пожаров известны также случаи взрывов газов, накопляющихся в смотровой яме. Необходимо помнить, что пожар может произойти в гараже также от самовозгорания обтирочных материалов, масляных тряпок, концов и пр. Поэтому не следует складывать их з кучу. Лучше иметь для них железный, плотно закрывающийся ящик. При запаивании бензинового бака может произойти взрыв, если предварительно не был проветрен и высушен бак; в этом случае лучше влить в бак некоторое количество нашатырного спирта. Течь из бензинопровода бака может служить причиной пожара машины. Ожоги встречаются у шоферов во время приготовления жидкости для аккумуляторов.Следует помнить, что нужноневодуналиватьвеерную кислоту, а наоборот — лить струйкойсернуюкислоту по стенке сосуда . Во время мировой войны у неопытных шоферов было не мало случаев ожогов лица от «брызг закипевшей воды при неосторожном открывании крышки радиатора. Из поражений электрическим током в гаражах отмечены несчастные случаи от переносных ламп при плохой изоляции проводов; это еще «более опасно при потных руках, когда кожа оказывает очень слабое сопротивление электротоку. Из механических повреждений частей тела нередко при заводе мотора пусковой рукояткой случается, что мотор „отдает", получается поворот ручки в противоположную сторону, при чем вырвавшаяся рукоятка может сильно ударить по руке, даже вызвать перелом кости. Необходимо помнить главные правила безопасности при заводке рукояткой ине давать заводить машину посторонним людям, н езнакомымсэтими прав илами . Необходимо убедиться, стоит ли рычажек зажигания в положении позднего зажигания, расставлять шире ноги, чтобы устранить возможность удара в колено; браться за рукоятку рукой, накладывая ладонью книзу и не загибаябольшой палец за рукоя тку , делать полуоборот снизу кверху, как бы бросая вверх рукоятку. Во избежаниеаварийвпутиперед выездом необходимо убедиться висправностимашины . Главным образом должны быть проверены: 1) рулевое управление (тщательная поверка состояния тяг, шаровых соединений, поворотных цапф, смазка их), 2) система тормозов (оба колеса должны заторможиваться с одинаковой силой и одновременно), 3) степень давления воздуха в шинах, 4) туго ли завернуты гайки колес. С лишкомболь ­ шой мертвый ход рулевого колеса (не должен превышать 75 мм поворота точки на окружности, или около 30°) д ает , особенно в недостаточно опытных руках, н еуверенноеуправлениеи может повлечь столкновение. Перед ездой должны проверяться также освещение и сигнализация. Замки дверей кузова должны быть надежными и не допускать открывания на ходу, что очень часто случается в старых машинах.Во время ведения автомобиля, особенн по оживленным городским улицам, у шофера происходит очень сложная нервно-мозговая работа. Умственный труд (в данном случае работает главным образом мозг, органы чувств) отличается от физического тем, что при умственном труде накопляются в организме более ядовитые продукты обмена; эти яды усталости медленнее выводятся из организма. После физической работы тело начинает отдыхать сейчас же, после мозговой напряженной работы раздражение еще продолжает действовать известное время, переутомление при нервно-мозговой работе подкрадывается незаметно, человек расшатывает свою нервную систему так, что ей нужен потом серьезный ремонт. По постановлению НКТруда шоферы автобусных линий Москвы имеют укороченный шестичасовой рабочий день, а шоферы всех автобусных линий семичасовой рабочий день. Имеет значение также чрезмерно большая продолжительность езды, отсутствие определенных часов работы, ночная езда и, особенно нужно подчеркнуть, недостаточность сна. Сон вособенности для водит еля (так же, как и для летчика) и меет огромное значение. Я лкоголизм , так широко распространенный среди шоферов, я вляется настоящим бичомавтомобилизма , причиной значительногоколичествауве ­ чий, г ибеливодителей , прохожих ивыведения из строя значительного количества машин. В ряду многих причин значительный процент несчастных случаев, увечий шоферов и пешеходов падает на нетрезвое состояние водителя и на переутомление. Простудные, ревматические заболевания часто всречаются у шоферов, вынужденных вести машину во всякую погоду. Закрытые кабинки, защищающие от дождя, ветра, должны быть у каждой грузовой машины. Нормы выдачи спецодежды водителей — шуба, шапка с наушниками, валенки с галошами, сапоги, рукавицы и пр., предусмотренные органами охраны труда, должны выполняться регулярно. В работетракториста имеются, помимо указанных, еще вредности для организма от постоянного шума трактора (нет глушителя): выхлопные газы у тракторов некоторых систем направляются почти в лицо водителя: пыль, поднимаемая при работе, вызывает иногда кожные болезни и раздражение глаз. Водителям не обходимо предоставить возможность регулярно пользоваться баней и снабжать тракторные колонны спецодеждой и защитными очками. Отсутствие спинки у сидения тракторов многих систем и упора для ног также дают ненужное переутомление мышц спины и ног. В этой области необходимо проработ атьивнестиконструктивные изменения длятракторов , выпускаемых на нашихзаводах . Следует пожелать также, чтобы на существующих многочисленных курсах шоферов было уделено несколько часов беседам профгигиениста для краткого ознакомления будущих водителей с профвредностями и профгигиеной шоферского труда. Врач Н. Я. Корзун 29