СДВИНЕМ, НАКОНЕЦ, СТРОИТЕЛЬСТВО МОТОЦИКЛОВ С МЕРТВОЙ ТОЧКИВНЯЧЯЛЕ марта ввиду явного неблагополучия с разрешением вопроса о внутрисоюз ном мотоциклостроении, застрявшем в не драх аппарата ВСНХ СССР, пленум Мотоциклетной секции ЦС Явтодора под председательством С. С. Каменева выделил ударную бригаду, которой дано было задание в наикратчайший срок внести ясность в вопросы внутрисоюзного мотоциклостроения и довести это дело до конца. Бригада энергично взялась за работу, добилась свидания с руководящими работниками ВСНХ, ВЯТО и заинтересованными трестами. Кроме того бригада приняла участие в работах специально созванного Металлосектором ВСНХ РСФСР совещания о строительстве мотоциклов типа „Л-300" на заводе „Красный Октябрь". В заключениебригадаознакомиласьна месте с возможностями строительства мотоциклов типа БСЯ на Велострое в Москве путем кооперирования этого производства с велосипедным и начатым строительством мотоциклов измененного типа „Харлей-Давидсон" (350 куб. см) в Харькове на автосборочном заводе Укрмето. По докладам бригады на расширенном заседании пленума Мотоциклетной секции выяснилось: 1. Недооценка роли и значения мотоцикла для Союза со стороны руководителей Металлосектора ВСНХ СССР. 2. Категорический отказ председателя правления ВЯТО тов. Михайлова, в ведение которого перешел завод „Красный Октябрь", о продолжении строительства мотоциклов „Л-ЗОО" на заводе и вообще о принятии в об'единение автотракторной промышленности советского мотоциклостроения. 3. Вполне сочувственное отношение к требованиям автодоровской общественности председателя ВСНХ РСФСР тов. Стриевского, председателя ВСНХ УССР тов. Сухомлина, руководителей МОСНХ — тов. Юркина, ЛОСИХ — т ов . Пылаева и председателя автомотовелотреста Укрмето тов. Водопьянова. 21 апреля на расширенном пленуме Мотоциклетной секции с активом низовых автодоровских организаций Москвы был заслушан доклад Укрмето о строительстве мотоциклов „ХарлейДавидсон" (350 куб. см) в Харькове на автосборочном заводе Укрмето и содокладом выезжавшей в Харьков бригады ЦС Явтодора. Работы, связанные с изготовлением на этом заводе измененного типа мотоциклов „ХарлейДавидсон" проводятся по инициативе Автомотовелотреста Укрмето при активной поддержке широкой автодоровской общественности и ВСНХ УССР. Все связанные с этим делом работники, начиная от рядовых рабочих в цехе и кончая председателем ВСНХ УССР тов. Сухомлиным, являются энтузиастами мотоциклостроения, поставившими себе определенную задачу строительства мотоциклов на Украине и твердо к ней идущими. При детальном ознакомлении бригады с заводом и начатым им опытным производством мотоциклов, выяснилось, что завод в первой половине мая выпускает опытную серию в6 машин, являющихся оригинальной конструкцией, соединяющей: штампованную раму типа БМВ; моторную установку, скопированную с мотоцикла „Харлей-Давидсон" (350 куб. см) с некоторыми конструктивными изменениями и амортизацию передней вилки типа „Гендерсон". Р ама — штампованная, сварной конструкции, из качественной листовой стали, толщиной в 2,5 мм, пока изготовлена кустарным способом различной конфигурации для каждого строящегося образца. Моторная установка — завод пока остановился на типе „Харлей-Давидсон" (350 куб. см). С получением нового эталона в 500 или 750 куб. см предполагает перейти к их разработке и постановке на производство. Первоначально предполагалось строить мотор кооперированным порядком, получая чугунное и частью алюминиевое литье со стороны. Практика показала, что заводы-кооператоры отнеслись к этому делу не серьезно, срывали поставки или давали негодное литье. Поэтому завод начал отливать, — и с большим успехом — детали сам. Основные детали — поршни, картеры моторов, коробок скоростей и цилиндров—• отлиты и уже обработаны. Все алюминиевое литье вполне удовлетворительно. Шестерни распределения и коробки скоростей обрабатываются заводом на специальном зуборезном станке большой производительности. Завод изменил устройство конуса. С ножного он переделан на ручной, газ перенесен с правой ручки руля в левую, а конусной рычаг (ручка) установлен на правой стороне руля. Карбюратор типа „Шаблер" изготовлен Конотопским заводом Укрмето и при испытании на мотоцикле „Нортон" показал удовлетворительную работу. Таким карбюратором будут монтироваться советские мотоциклы. З ажига ­ н ие — магнето „Дикси" перематывается с низкого на высокое напряжение и будет пущено на оборудование первой серии мотоциклов. Заводом предусмотрено производство в Конотопе одноцилиндровых магнето типа „ Б ош " . Освещение предусмотрено от аккумулятора до тех пор, пока будет налажено внутрисоюзное производство сложного магнето динамо по линии ВЭО. К олеса изготовляются на соседнем велозаводе Укрмето. Затруднений не предвидится. Я мортизация передней вилки обеспечивает машине большую мягкость и плавность хода. Производственные возможности завода приводим ниже. Оборудование имеется, но для намеченной на 1931 г. программы в 10С0 мотоциклов недостаточно. Мотобюро завода и треста разработаны все конструктивные и рабочие чертежи с соответствующими допусками по всем деталям машины; кроме того сделаны химические анализы всех необходимых материалов. Площадями завод обеспечен полностью. Имеется специальный двухэтажный корпус, позволяющий установить в первом этаже до 100 станков, а в верхнем — производить окончательную сборку мотоциклов.в Рабсилой завод пока обеспечен и надеется этри развертывании производства получить ее з достаточном количестве из фабзавуча Укрмето и использовать автодоровскую общественность. Финансирование постройки опытных моделей пока препятствий не встречает. Завод не ставит вопроса о валютных ассигнованиях и надеется все узкие места изжить своими силами при помощи треста и общественности. Контрольный отдел завода поставлен хорошо и обеспечивает качество выпускаемой продукции. Испытательный отдел имеет два станка — один для испытания рам на нагрузку и второй — для обкатки мотора перед постановкой на машину. Бригада закрепила свое посещение Харькова организацией при местном отделе Явтодора ичомитета содействия советскому мотоциклостроению на Украине, под руководством тов. Сухомлина. 22 апреля на расширенном заседании президиума ЦС Явтодора под председательством тов. Лежавы был заслушан информационный доклад представителя ВСНХ СССР тов. Медведева о положении внутрисоюзного мотоциклостроения и содоклад председателя мотоциклетной секции тов. Каменева. Докладчик сообщил о решении ВСНХ СССР (под давлением общественности) немедленно приступить к строительству мотоциклов на заводах „Красный Октябрь" в Ленинграде и автосборочном в Харькове и проектировании основного мощного мотозавода. Президиум ЦС Явтодора констатировал однако следующее. 1. Несмотря на острую необходимость и на вполне оформившееся общественное мнение, вопросы союзного мотоциклостроения еще не нашли никакого выражения в работе органов ВСНХ. Пятилетний план народного хозяйства, предусматривающий выпуск не менее 25 000 мотоциклов, находится под угрозой невыполнения. Постройка намеченного пятилеткой мотоциклетного завода еще не начата и не приступлено к проектированию этого завода. 2. Удачные опыты, начатые по собственной инициативе отдельными об'единениями (Ленинградский трест массового производства и Укрмето) для производства малолитражных мотоциклов, не находили до сих пор поддержки органов ВСНХ. 3. Опыт об'единения Ижевских заводов по постройке мощных мотоциклов хотя и не дал окончательного типа советского мотоцикла, но явился успешным вкладом в нашу экспериментальную работу и должен быть продлен и углублен. 4. Дпя финансирования мотоциклостроения уже сейчас имеются реальные возможности в виде сбора средств по предварительной запродаже, мотопродукции широким массам трудящихся в виду ряда настойчивых требований <о стороны широкой автодоровской общественности.Поэтому президиум ЦС постановил от имени автодоровской общественности настоятельно просит президиум ВСНХ СССР: 1. В течение второго квартала этого года окончательно утвердить точку строительства основного завода с ежегодной продукцией не менее 50 000 мотоциклов. Немедленно выделить из резерва ВСНХ СССР необходимые средства для начала проектирования завода в 1931 г., включив его в контрольные цифры 1932 г. с окончанием и пуском завода в ход не позже 1 января 1933 г. 2. Принимая во внимание катастрофическое падение численности союзного мотопарка, организовать в 1931 г. выпуск небольших серий мотоциклов с заводов, где подготовка этого вида производства не связана с капитальным строительством и крупными капиталовложениями. Для этой цели развернуть усиленным темпом мотоциклостроение на заводе „Красный Октябрь" в Ленинграде, где значительная часть организационно-производственной работы уже закончена и пробные машины, выпущенные заводом, показали удовлетворительные результаты. Центральный совет Явтодора считает необходимым просить ВСНХ СССР довести выпуск мотоциклов „Л - 300" на этом заводе в 1931 г. до 1 000, в 1932 г.—до 3 500 ив 1933 г.—до 10 000 единиц. 3. Пересмотреть решение комиссии ВСНХ СССР о невозможности использовать свободные площади и незагруженности оборудования на заводах Ижевского об'единения и немедленно развернуть там экспериментальную работу по выработке и постройке опытных моделей советских мотоциклов. 4. Подтвердить вопрос о продолжении и развитии строительства мотоциклов типа „ХарлейДавидсон" (измененного), в основном удовлетворяющих требованиям военведа на заводе Укрмво с тем, чтобы в 1931 г. было выпущено до 1000 ив 1932 г. до 3 000 мотоциклов этого типа. 5. Обязать МОСНХ и Велострой за счет частичного сокращения выпуска велосипедов поставить на велозаводе в Москве производство мотоциклов, начиная с 1932 г. Центральный совет Лвтодора заверил ВСНХ СССР, что ен готов немедленно привлечь общественные средства к финансированию мотоциклетного производства путем предварительной закупки партий мотоциклов указанных заводов как в текущем, так ив последующих годах и организации сбора утиля как средства накопления валюты. Свое решение Центральный совет Лвтодора постановил направить: председателю комиссии исполнения при Совнаркоме СССР тов. Молотову, председателю ВСНХ СССР тов. Орджоникидзе, наркомвоенмору СССР тов. Ворошилову, наркому РКИ СССР тов. Андрееву, председателю Госплана СССР тов. Куйбышеву, председателю Совнаркома УССР тов. Чубарю, председателю ВСНХ УССР тов. Сухомлину и председателю ВСНХ РСФСР тов. Стриевскому. Козловна» В СВЯЗИ С ДИСКУССИЕЙ НА СТРАНИЦАХ „ГУДКА" О ТОННАЖЕ СОВЕТСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ БУДЕТ ПОМЕЩЕНА СТАТЬЯ Н. ОСИНСКОГО-ОТВЕТ НА СТАТЬИ тт. БЛИНОВА, ГАВШИНА и ДР.7