Инж.Н. МЕНГЕЛКАК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ имтс ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИс тАТЬЯЛиквидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в основном в течение второй пятилетки. Этого требует решение XVII партийного съезда. ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе и МТС редакция печатает серию статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу. глины, которое необходимо для связности грунта и достаточное количество песка для образования твердой основы. Пользуясь расчетом процентов содержания в наиболее устойчивых смесях карьерного мате•Улучшение грунтовой дороги местными материалами Дорожное полотно строится на разных труптах, обладающих неодинаковой способностью сопротивляться действию движения и влияниям погоды. Вполне естественно поэтому, что разные участки неулучшенной грунтовой дороги с течением времени изменяются различно. Глинистые участки в сырую погоду становятся пязкими и липкими, а в затяжные дожди они раскисают и становятся непроезжими. Песчаные участки во время дождя стапозятся рыхлыми, а в сухое время песок рассыпается под колесами, отчего затрудняется движение. И те и другие участки дороги надо укреплять добавками более стойкого грунта. Глина и песок сами по себе плохие материалы для дороги, но стоит их в определенном количестве перемешать, добавив еще другие части грунта, и из такой смеси получи гея вполне устойчивый грунт. Наиболее устойчивыми являются смеси, содержащие от 7 до 15 проц. глины, от 18 до 30 проц. пыли, от 55 до 75 проц. песка. На местах пониженных, медленно просыхающих, для смеси нужно брать глины меньше, на возвышенных же, открытых и скоро просыхающих местах примесь глины надо увеличивать. Как определить количество добавок Берут некоторое количество грунта дороги и грунта со стороны, которым предполагается улучшать участок. В разных пропорциях делаютРис. 2. Порядок работ по пескованию дороги риала, можно подсчитать, сколько его потребуется заготовить для улучшения данного участка дороги. Улучшение глинистой дороги песковаиием Если вблизи глинистых участков дороги имеются места с песчаным грунтом, то надо использовать его для улучшения дороги, составив соответствующую смесь. Такая работа называется песковаиием. Песковапие может быть произведено на Есей поверхности дороги или же только по ширине еи проезжей части. Однако последнее менее желательно, так как при неизбежных заездах на неукрепление обочины в сырую погоду на проезжую часть будет наносиься колесами грязь. Укрепленный слой должен иметь толщину, достаточную для того, чтобы выдержать проезд. На середине дороги, где нагрузка больше, толщина слоя должна быть 20—25 см, уменьшаясь к краям до 15—20 см. Если песковаиием укреплять лишь проезжую часть, то работу можно вести в следующем порядке (рис. 2). По ширине укрепления разрыхляют плутом грунт и выкапывают па небольшую глубину ящик (выкапываемая земля сбрасывается на обочину I). В образовавшийся ящик насыпают подвозный песчаный грунт в таком количестве, чтобы после перемешивания его с местным грунтомВодаШарики грунтаРис. 1. Опытное определение наилучшей смеси грунтов смесь, поливают ее водой, круто замешивают и из смеси делают шарики размером 2 см. Эти шарики, слепленные из разных смесей грунтов, после просушки на солнце помещают в плоскую чашку, нумеруют и располагают в ряд в таком порядке, чтобы, начиная, скажем, от глинистого грунта дороги, шли шарики со все более увеличивающимся процентом песка (рис. 1). Состав смеси шариков надо хорошо запомнить. Затем шарики осторожно заливают водой. Лучшими составами будут те, которые дольше других будут держаться в воде не размокая. Эти шарики будут содержать лишь то количество он дал требуемую смесь на толщину в среднем 20 см. Поверх выравненного песчаного грунта наносят обратно в ящик местную глину II и оба слоя тщательно перемешивают с помощью дисковой бороны III.-В целях лучшего перемешивания эту насыпку песчаного грунта и глины следует производить в два приема и особенно желательно в сырую погоду. Глубину выема ящика можно определить следующим путем. Если подвозного песчаного грунта потребуется 70 проц., а толщина улучшаемой корки должна быть 20 см, то глубина выема местного грунта в ящике будет 20 см х 0,30= 6 см. гравийн.материалПримесь глины к гравию не должна превышать 5 проц. В зависимости от того, каким порядком расстилают поверх дороги гравий, различают два основных способа работ: 1) когда гравий разносят на всю ширину дороги и 2) когда гравий кладется в специально для этой цели выбранный в дорожном полотне ящик (корыто). верхний слой грабия не болев 10смРис. 3. Поверхностная рассыпка гравия После того как грунт тщательно перемешан, необходимо полотно выгладить утюгом, чтобы придать ему поперечную выпуклость в 0,050,06 см (на каждый метр ширины дорога должна иметь подъем от бровки канавы к оси в 56 см). После открытия проезда по такому участку надо установить за ним постоянное наблюдение, время от времени выглаживать образующиеся колеи утюгом и пополнять укрепленную корку добавками песчаного грунта. Улучшение сильно песчаных грунтов глинованием В этом случае, так же как и при пескованип, вначале нужно установить, какое необходимо количество глины. Вслед за этим вдоль дороги на ширину укрепляемой части (обычно 3,5—4,5 м) выкапывается в песке ящик глубиной 10—20 см, куда наносится привезенный глинистый грунтслоем около 10 см. Поверх глины рассыпается местный песок слоем 3—4 см, после чего оба слоя перемешиваются дисковой бороной. Поверх полученного слоя смеси расстилают остаток глинистого грунта, который вновь покрывают слоем песка и снова все перемешивают дисковой бороной (это перемешивание лучше производить в сырую погоду). Общая толщина глинистой расстилки должна вестись по следующему расчету: если для получения укрепленной корки в 20 см потребуется привозного грунта 80 проц., что соответствует толщине слоя в 16 см (20X0,80), и если первая разноска глины была на 10 см, то при повторной разноске следует брать 6 см. Перемешанный слой грунта следует потом тщательно выравнять и выгладить утюгом, чтобы придать дорожному полотну выпуклость 5,05 см. Укрепление дорог гравием Гравий представляет весьма ценный материал для укрепления дороги и им всегда следует пользоваться, если он имеется вблизи. Соответственным образом улучшенная гравием грунтовая дорога вполне гладка и прочна для езды и при надлежащем уходе за ней представляет один из лучших видов улучшенных грунтовых дорог.Рис. 4. Гравий в корыте а) с пособповерхностнойрассыпкигравия (рис. 3). Сначала выглаживается утюгом полотно с некоторой поперечной выпуклостью (2—3 см подъема нд 1м ширины дороги), после чего полотно дороги укатывают катком весом до 4 т. Для уплотнения достаточно пройти таким катком в среднем пять раз по месту. Вслед за этим поверх приготовленного дорожного полотна разносят в два приема заготовленный гравийный материал, тщательно разравнивают и прикатывают тем же катком. Общая толщина гравийного слоя по осп дороги должна быть не менее 15 см с уменьшением к краям от 5 до 0 см. б) с пособрассыпкигравиявкоры ­ то (рис. 4). Сначала в дорожном полотне выкапывается корыто па ширину проезжей части (рис. 5). Дну корыта придают небольшую поперечную выпуклость (0,02—0,03) и уплотняют его трамбованием или укаткой катком весом до 4 т. Вслед за этим па подготовленное основание в корыто рассыпают слоями гравий и тщательно разравнивают его лопатами. Общая толщина гравийногоРис. 5. Корыто, подготовленное под россыпь гравия слоя—около 25 см. В нижний слой можно класть гравий покрупнее. В верхний слой необходимо класть более мелкий гравийный материал размером до 12—15 мм. Для того чтобы вывести воду из корыта, следует в обочинах сделать водовыводящие воронки. Их надо располагать через каждые 5—10 ми копать шириной 20 см с некоторым уклоном в сторону боковой канавы. Заполняют воронки на высоту 15 см каким-либо водопроводящим грунтом (гравий, песок и др.) и остальную часть засыпают местным грунтом, производя при этом полное выглаживание по верху заподлицо с поверхностью обочин. Уложенный в корыто гравийный материал укатывают катком весом в 48 т, производя сначала укатку нижнего слоя, а потом верхнего. .