14
15
16
Г. СДЕМИН(ОКОНЧАНИЕ)т дтьяЭтой беседой мы заканчиваем серию статей, посвященных ремонту тракторов. Здесь мы даем описание ремонта ходовых и несущих механизмов трактора. Р емонтколесигусениц . У колес могут быть повреждены спицы, шпоры и даже ступицы. Во всех этих случаях их целесообразно восстанавливать путем выправления и сварки. Выправление погнутых спиц и шпор производится с помощью двух ручных молотков или непосредственно на колесе или же на наковальне. Трещины, которые чаще всего образуются на ступицах, должны быть заварены. Разработанные отверстия на шпорах также завариваются, после чего заваренные отверстия должны быть просверлены заново. Разработка в ступицах определяется свободным пошатыванием вкладываемых в них подшипников. При незначительной разработке можно рекомендовать обкладку подшипников листовой латунью. В случае же значительной разработки, которая бывает чрезвычайно редко, можно прибегнуть к наплавке материала автогенным путем или также установить латунь, но более толстую, и после установки припаять ее. После того, как произведен ремонт колес, приступают к их регулировке. Для регулировки задних колес их приподнимают. На рис. 1 изображен способ подъема заднего моста трактора СТЗ. Под картер диференциала этого трактора подкладывают несколько брусков. Далее, установив упорку 1и поместив на нее вагу 2 так, чтобыДля производства регулировки нужно отвернуть шесть винтов, крепящих защищающую коробку, и вынуть прокладки. Устанавливая обратно коробку подшипника задней полуоси, нуж-Рис. 2. Регулировка заднего колеса но подложить под нее с верхней ис нижней сторон такое количество прокладок, чтобы ось имела некоторый продольный люфт. Обыкновенно поступают так. Устанавливают меньшее количество прокладок с таким расчетом. чтобы подшипник был крепко зажат и ось не могла вращаться. После этого добавляют по одной прокладке с верхней и нижней сторон крышки и крепко затягивают винты. Также нужно произвести регулировку крепления. Это делается с помощью регулировочной гайки, которая затягивается доотказа и потом отвертывается на полоборота. После того как регулировочная гайка установлена в требуемое положение, стопорную гайку завертывают. При регулировке передних колес (рис. 3) регулировочная гайка переднего колеса в начале ре-Рис. 1. Подъем заднего моста больший конец ее выходил наружу и был свободным, а другой, примерно,—под серединой заднего моста нажимают на больший конец. Если требуется поднять только одно колесо, вага подкладывается под кожух полуоси около ступицы этого колеса. Налегая на длинный конец можно приподнять задний мост и подложить под него еще один брусок. Необходимо указать, что перед выполнением этой операции нужно под передние колеса поместить деревянную подкладку.Рис. 3. Регулировка подшипника переднего колеса гулировки затягивается доотказа и затем отпускается на 1—2 нитки. Ремонтируя гусеничное полотно у тракторов ЧТЗ приходится выполнять целый ряд сложных ремонтных операций. Остановимся здесь лишь на ремонте гусеничного полотна. Гусеничное полотно чаще всего имеет износ пальцев и вту-Кроме того не исключается возможность разработки шлиц па их концах. Выправление погнутых и скрученных полуосей можно производить только в горячем состоянии. После правки необходима термическая обработка, которая является весьма сложной в условиях даже хорошо оборудованной ремонтнойРис. 4. Ручной переносный масляный съемниклок, которые в процессе ремонта восстанавливаются или заменяются новыми. Восстановление пальцев и втулок нужно производить лишь в случаях крайней необходимости, так как наплавка материала—единственный способ ремонта этих частей—обходится чрезвычайно дорого. Для удаления и установки пальцев и втулск гусеничного полотна пользуются либо большим гидравлическим прессом, либо применяют для этой цели ручной масляный съемник. Масляный съемник (рис. 4) состоит из следующих частей: рукоятки 1, выпускного крапа 2,мастерской. Поэтому рекомендовать правку сильно поврежденных полуосей нельзя. В том случае, когда прогиб незначителен, полуось можно выправить под прессом в холодном состоянии. При скручивании же, если нет большого прогиба, полуось может быть оставлена для работы впредь до первой возможности замены ее новой. Необходимо предупредить, что скрученные полуоси часто имеют трещины. Треснувшие полуоси должны быть безусловно заменены новыми. При разработке шлицевых канавок полуосей••Рис. 5. Установка пальца гусеничного полотнастержня насоса 3, отпускного краника 4, установочного винта 5, хомута 6, масляного резервуара 7, цилиндра 8, головки цилиндра 9, шпинделя 10 и стяжных болтов 11. При употреблении этого пресса надо помнить, что его действие будет нормальным лишь в тех случаях, когда сам пресс расположен совершенно горизонтально, а рукоятка его находится вверху. Точно так же важно, чтобы пресс был наполнен чистым легким моторным маслом. Наполнение пресса маслом производится через отверстия, прикрытые шестигранной пробкой. Пресс приводится в действие передвижением рукоятки 1 доотказа вверх и вниз. На рис. 5 показана установка пальца гусеничного полотна с помощью гидравлического съемника. После того как отремонтировано гусеничное полотно и оно установлено на трактор, производят его регулировку. Регулировка натяжения полотна производится путем изменения натяжения пружины болтом 1с помощью гаечного ключа, как это показано на рис. 6. Р емонтзаднихполуосей . Задние полуоси могут иметь изгибы и быть скрученными.можно рекомендовать спосоо их восстановления путем наплавки материала так же, как это описано в отношении шлицевых валов коробки скоростей.Рис. 6. Регулировка натяжения гусеничного полотна Р емонтпередней оси ирулевогоуправления . Передняя ось в случае прогиба может быть выправлена в холодном состоянии. Пальцы и втулки шарниров рулевого управления и цапф передней оси, имеющие большую разработку, должны быть заменены новыми. Цапфы же, не подверженные трению, а поэтому не имеющие сработки, в случае их неисправности (трещин) восстанавливаются сваркой. В отношении других частей рулевого управления—рулевого вала колонки, колеса,—в случае их неисправностей, поступают так же, как при ремонте подобных частей тракторов. Рулевой вал при прогибах выправляется в холодном совтоянии. Колонка, имеющая трещину, может быть восстановлена сваркой, а рулевое колесо при повреждениях в нем может быть исправлено путем выполнения простейших слесарных операций (шлифовка заусенцев и т. д.). После производства ремонта рулевого управления необходимо произвести регулировку мертвого хода руля. Регулировка производится с помощью регулировочной гайки, имеющейся на нижнем конце вала. Гайка устанавливается в та-временных способов восстановления запасных частей и их ремонта в случае незначительного износа. Так описана заделка трещин рубашки блока мотора путем установки заплат и пайки. Оба эти способа хотя и оправдывают себя, но, однако, их нельзя считать лучшими, чем заварка трещин. В № 6 описано восстановление поршней и поршневых пальцев. Эти детали, в случае износа, как правило, должны заменяться новыми. Только лишь как временное средство может быть принято условно их обновление в случае задержки запасных частей с тем, чтобы при первой возможности эти обновленные части можно было заменить новыми—заводского изготовления. Нами был описан прибор АММКО для проточки шеек коленчатых валов. Практика применения этого прибора в ряде МТС показала, что он не дает точной и правильной работы. Мы не рекомендовали этот прибор, описывая его выше, не рекомендуем его и теперь. Описание, которое было сделано в № 2, имеет своей целью дать правильные и точные указания для использования этого прибора в тех мастерских, где в силу каких-либо причин эта работа все же выполняется приборами АММКО. На основании тех же материалов написана книга в библиотеке «За рулем». В книге также даны описания некоторых временных способов ремонта частей. В отношении всех этих способов надо сказать то же самое, что мы уже говорили здесь в отношении способов, описанных в статьях.В этом году во время сева и подъема паров: положение с запасными частями обстояло значительно лучше, даже полевые и участковые мастерские имели в своем распоряжении части, необходимые для ремонта. Поэтому все те детали тракторов, которые зимой были отремонтированы кустарными методами, должны быть при первом ремонте заменены новыми. Было бы оши,, бочным думать, что, например, втулка верхней - .^головки шатуна, отремонтированная путем обРис. 7. Приклепка тормозной ленты •>{'кладки латунью, может так же хорошо работать, ;") как новая втулка заводского изготовления. Ко' .'нечно, суженная втулка проработает в два, а может быть ив три раза меньше, чем новая. То кое положение, при котором люфт руля не долже самое нужно сказать ив отношении поршнежен превышать 15—25 градусов. вых пальцев, коллектора (способ ремонта устаРемонт тормоза сводится к смене изношенновкой слюдового кольца) и других деталей. ного фрикционного материала ик регулировке. а Во время полевых работ, когда тракторный При установке нового фрикционного материала парк сильно загружен и каждая минута простоя па тормозную ленту его приклепывают к ленте. ;. машин отзывается на выполнении планов, нужно Приклепку делают так же, как приклепку маособо строго соблюдать правила выполнения ретериала к дискам. Однако, приклепывая фрика мо-нта. Все указания, данные в приложении к ционный материал к тормозной ленте, сначала постановлению СТО об использовании тракторустанавливают две заклепки с одного конца, а а потом с другого с таким расчетом, чтобы в сеного парка, должны быть законом, от которого редине полоса фрикционного материала образо,. ни в коем случае нельзя отступать. Но этого вала петлю 2 (рис. 7). недостаточно. Все трактороремонтные рабочпе, механики, бригадиры, а также трактористы дол* # жны помнить, что у ремонтируемых ими машин могут быть повреждения и неисправности, не Вот все практические указания по ремонту Р предусмотренные даже в приложении к постах тракторов, сделанные нами в 11 напечатанных иовлению СТО. Отсюда может быть лишь такой беседах в журнале «За рулем». вывод: во время ремонта нужно проверять те е механизмы, которые имеют даже самые незнаМы говорили о том, как следует и как не чительные дефекты в работе, выявлять части, нужно ремонтировать тракторы. Нами был опия имеющие неисправности, и устранять эти песан ряд методов и способов ремонта. Принимая ь исправности только теми способами и методами, во внимание, что в некоторых местах имелась и которые хорошо проверены практикой и не монехватка оборудования, затруднения в получении й гут подвергаться сомнению. запасных частей, мы дали несколько описаний