НОВЫЕ БЫСТРОХОДНЫЕ ГЛИССЕРЫВ настоящее время ОСГА заканчивает постройку двух специальных глиссеров типа ОСГА-21. Обе модели—пассажирские, с комфортабельными кабинами на восемь мест для сидения и па пять спальных. На глиссерах установлены два мощных советских мотора М-11.' Полная полезная нагрузка глиссеров, включая пятичасовый запас горючего и смазочного—1500 кг. Максимальная дальность рейса глиссера—800 км (при 5 пассажирах) с крейсерской скоростью 50 км в час. Для освещения плеса ночью на ОСГА-21 устанавливаются мощные прожекторы. Полностью учтен при конструировании ОСГА-21 эксплоатационпый опыт глиссеров в системе Наркомлеса па лесосплаве. Оба глиссера строятся для обслуживания лесозаготовок по реке Енисею. Заканчивающийся постройкой глиссер ОСГА15 открывает серию машин с водяными винтами для глубоких рек, прибрежного плавания, для обслуживания гидроаэродромов ив будущемдля морских рейсов. Он. предназначен для разведки и связи на рыбных промыслах и для обслуживания портов. На машине ставится мотор ВМ Ша в 185 л. с , сообщающий скорость в 60—68 км в час. Радиус действия глиссера 420 км. Максимальная дальность без коммерческой нагрузки—1 450 км. Заканчивается также постройка головной машины серии ОСГА-5 модели 1934 г., снабженной двойной диагональной обшивкой и складным верхом. Этот тип глиссера будет использован для связи с исполкомами, МТС и колхозами. Глиссеры ОСГА-5 по своим качествам превосходят заграничные образцы аналогичного класса. Так, французский глиссер Фарман (коммерческий) с мотором Испано-Сюиза в 180 л. с. при нагрузке в8 человек показывает скорость 42 км в час. Советский ОСГА-5 с мотором М-11 в 100 л. с , имея на борту 6 пассажиров, развивает крейсерскую скорость в 53 км в час. Применение новых материалов—пластических масс—в конструкции корпусов еще более повысило скорость ОСГА-5. На гонках в 1933 г. такой глиссер показал 68,8 км в час, что является крупнейшим достижением для глиссеров этого класса. По заказу Трансавиации строятся два мощных почтово-пассажирских глиссера ОСГА-9, рассчитанные на 20 пассажиров. С советским мотором в 450 л. с. этот глиссер будет развивать крейсерскую скорость в 50 км в час (максимально60 км). Без коммерческой нагрузки глиссер может покрыть расстояние в1 300 км без пополнения горючим и смазочным. На ОСГА-9 будет поставлен воздушный винт (тянущий). Небольшая осадка глиссера (0,25 м) дает возможность использовать его на мелководных речках. Благодаря конструктивным особенностям—специальной обшивке—повышается полезная нагрузка глиссера и его водонепроницаемость. Особый интерес вызывает к себе строящийся ОСГА глиссер типа ОСГА-11, имеющий большое значение для некоторых отраслей социалистического хозяйства. Этот тип глиссера может успешно применяться на лесоплаве ив ряде других мест, где требуется машина с днищем, свободным от выступающих частей. ОСГА-11 может самостоятельно сниматься с мелей, размывая их потоками воды. Первый опытный экземпляр водометного глиссера будет первым в мире пожарным глиссером.ОСГАПрименение мощного турбинного насоса как движителя позволяет переключить насос на работу для подачи воды в лафетный ствол с выбросом воды до 6 003 лв минуту ив4 рукава. Пеногенераторы и специальная аппаратура обеспечат успех работы водометного глиссера для тушения пожаров. При полном использовании мощности насоса 1 500 л. с. мотора машина будет выбрасывать 12 000 л воды в минуту. Этот глиссер сможет быть использован и для откачки воды. Достаточно отметить, что два глиссера ОСГА-11 могут откачать воду из такого корабля, как ледокол «Малыгин». ОСГА-11—экспедиционный глиссер с повышенной быстроходностью и мореходностью—обладает оригинальным водометным движителем. Применение такого движителя даст глиссеру, кроме скорости (60 км в час) и проходимости (0,2 м) еще превосходную мореходность. Ввиду того, что все тяжелые части глиссера располагаются у днища и центр тяжести расположен низко, глиссер будет очень устойчивым. Движителытая установка на глиссере много проще, чем на обычных глиссерах с водяным винтом. Она состоит из центробежного турбинного насоса с водоводами и задвижками на них. Днище ОСГА-11 совершенно свободно от всех выступающих <и тормозящих движение деталей (гребной вал, кронштейны, винт). Повышенная тяга на месте и на малых скоростях позволяет использовать глиссер для буксировки. Глиссер становится одинаково пригодным и для моря и для реки, что очень важно для применения его в портах, дельтах рек ив каботажном плавании. Если сравнить пожарный водометный глиссер с пожарным пароходом или катером, то сравнение будет почти во всех случаях в пользу глиссера. При пожаре помощь ценна только в случае, если она подана в начале пожара. Здесь решают минуты. Посланный для тушения пожара пароход может развить скорость только 12—15 км, катер—20 км в час, в то время как глиссер ОСГА-11, развив скорость 6А км в час, может прибыть на место бедствия втрое скорее. Если у места пожара не глубоко, то наиболее близко может подойти глиссер, не боящийся ни мелей, ни плавающих предметов. Стоимость же эксплоатации глиссера несравненно ниже, чем пожарного парохода. Кроме того, переключение насоса на работу по тушению пожара производится путем быстрого перекрытия соответствующих кранов, в то время, как приключение насосов к моторам без остановки движения катера требует или специальных отдельных двигателей или сложных соединительных муфт, причем в последнем случае совместная работа мотора на насос и движение крайне затруднена из-за несоответствия режимов работы. Глиссер ОСГА-11, несомненно, имеет хорошие перспективы при его эксплоатации. Для служебных целей и связи ОСГА строит небольшой глиссер конструкции ОСГА-17 с советским мотором в 40 л. с. марки ГАЗ-А. Этот 4-местный глисср с водяным винтом может развить скорость в 45 км в час. Он имеет подъемный верх и днище усиленной конструкции. Наиболее интересной работой ОСГА язллегся гигантский глиссер-экспресс ОСГА-25, рассчитанный на 100 пассажиров., Информация о нем была дана в № 7 нашего журнала. В. Наумов