25
26
27
тЕХНИЧЕСКАU ИонСУЛЬТАЦПОД ОБЩЕЙРЕДАКЦИЕЙ инж. И. И. Д ЮМУЛЕНАТов. ЛЫСЮК (гор. Таганрог). Почему отсутствует предохранительный искровой промежуток в системе батарейного зажигания? В батарейном зажигании напряжение в первичной обмотке не поднимается выше 7,5 вольта, поэтому и напряжение во вторичной обмотке не превышает определенной величины, допустим 10 000 вольт. Зная, что напряжение не превысит этой величины, нетрудно рассчитать и выполнить изоляцию, выдерживающую такое напряжение. Конструкция катушки значительно проще якоря магнето. Размеры катушки больше, и поэтому имеется полная возможность сделать такую изоляцию достаточно надежной и не усложнять катушку искровым промежутком. стерней маховика. В следующий момент якорь сам включает контакт в, ток идет через обе обмотки и якорь стартера. При этом сопротп.^ вление уменьшается, ток идет большой силы и якорь начинает вращать маховик. Выключение производится обратным порядком. 3. Для чего имеется добавочное на индукционной катушке „Бош"? сопротивлениеСопротивление служит для выравнивании. силы тока, протекающего через первичнуюобмотку, и отчасти для предохранения обмотка от сгорания при невыключении зажигания на. остановках. На малых оборотах двигателя контакты прерывателя замыкаются на больший промежуток времени, и ток через первичную обмотку проходит более продолжительное вреТов. ВЕРВЕСЬ (Друга-Пятихатская МТС) мя. Результатом будет нагревание проволочной спирали, отчего увеличивается сопротив1. Как возвращается ток высокого напряжения ление ее и сила тока будет ослаблена. На. во вторичную обиотку катушки? больших оборотах, когда контакты прерывателя замыкаются на очень короткие промежутки По схеме путь тока будет следующий: втовремени, сопротивление остынет ив первичричная обмотка 1, распределитель 2, свечи и ную обмотку будет поступать ток большей масса 3, масса батарея 4, выключатель зажисилы, что как раз и требуется, так как недогания 5. сопротивление на катушке 6, первичстатком батарейного зажигания по сравнению. ная обмотка 7и через соединение первичной с магнето является ослабление искры на больсо вторичной обмоткой 8 ток замыкает свой ших оборотах, следовательно усиление тока путь. будет усиливать искру. Сопротиблен ие При нажатии кнопки стартера ток в первичную обмотку катушки поступает апартраГ ПерВичн помимо сопротивления, как легко убедиться по схеме. Таким образом при пуске Ключ в ход двигателя искра бу••амигания Konqenco дет сильнее и заводка буПррра. дет облегчаться.S3Аmwv™L-A/VWVСтартерЗлрктротгнитныО Ю Выключатели стартераТов. МИХНО Н. (гор Ромны ) 1. Какая емкость конденсатора автомобилей Форд и АМО и можно ли ставить взамен конденсаторы от радиоприемников?[1АккумуляторТолстаяобпетнаfirЕмкость конденсатора от 0,10 до 0,25 микрофарады. Замена негодных конденсаторами от радиоприемников вполне возможна и часто практикуется. 2. Что такое детонация топлива? Явлением детонации называется резкое частичное воспламенение,а затем сгорание остальной части горючей смеси в цилиндре, в отличие от обыкновенных вспышек в цилиндре, при которых происходит полное сгорание всей смеси, хотя и очень быстрое. 3. Отчего может сгореть индукционная катушка и какая при этом сгорает обмотка? Индукционная катушка зажигания обычно сгооает в случае неплотности полюсных зажи- 2 5 -2. Опишите действие стартера „Бош" на машине АМО-3 и путь тока. При нажиме кнопки стартера ток (см. схему) из батареи 4 проходит по проводу 9и направляется в электромагнитный выключатель 10 Обмотка электромагнита втягивает сердечник и замыкает контакты а — в главного выключателя. Контакт а касается пластинки несколько раньше контакта в, поэтому ток раньше попадает в тонкую обмотку 11, которая втягивает якорь стартера, и шестерня стартера, поворачиваясь, передвигается в осевом направлении, входит в зацепление с ше- •мов на аккумуляторной батарее, так как при этом сильно возрастает напряжение динамо. Довольно часто сгорание катушки происходит вследствие оставления зажигания включенным. В первом о:/чае может сгореть первичная обмотка, а вторичная может быть пробита, во втором случае сгорит первичная обмотка. 4. До какого предела можно обтачивать при ре тентах шейки коленчатых валов ГАЗ и АМО? Нормой допуска на проточку шеек коленчатого вала считается 2 проц. от первоначального диаметра. Тов. ТУТУКОВУ (Казакстан, с/совхоз № 641) 1. Отражается ли на работе динамо, если батарея снята с машины после пуска мотора (машина ГАЗ)? Если двигатель работает и батарея будет снята, то напряжение динамо сильно повысится (с 8 до 50 и более вольт). В результате перегорят те лампочки, которые окажутся включенными, и сгорят обмотки динамо, реле и катушки. 2. Как смазываются подшипники передних колес пегковой машины ГАЗ? Каждые 5 000 км пробега колеса снимаются. подшипники промываются и во втулку колеса закладывается свежий тавот (солидол). Т.т. ЯГУДОВУ (г. Каменск), ПОДДУБНОМУ (г. Ейск), ЕПИШИНУ (Ленинград) 1. В какую сторону ставить поршень разрезом?где: п — число оборотов мотора в минуту, d — диаметр цилиндра, 1 — ход поршня, р т — среднее эффективное давление (от 2 6,5 до 8 кг/см ). 5. Для чего служат амортизаторы на рессорах? Амортизаторы служат для ослабления раскачивания кузова и смягчения толчков рессор, воспринимая толчки при подъеме и при опускании шасси. 6. Что будет при увеличении числа рессорных листов? Увеличением числа рессорных листов увеличится прочность рессор, но значительно уменьшится мягкость и комфортабельность езды. Тов. КРОТЕНКО (УССР, Гопри) 1. Какие бывают типы полуосей? Типы полуосей задних мостов, в зависимости от способа установки колес, бывают следующие: 1) колесо сидит на двух подшипниках непосредственно на картере заднего мостаразгруженная ось (АМО-3), 2) колесо сидит на одном подшипнике непосредственно на картере заднего моста—полуразгруженная ось (ГАЗ-А и АА); 3) подшипник сидит на полуоси в картере заднего моста, колесо же на конце полуоси (Форд-Т). Тт. КРАСНОМУ С. (г. С ыктывкар ) , ДРЯНКИНУ Я. (г. Б обровск ) , БУТЕНКО Я. (г. Красногорск), КЛИМЕНКО В. (г. Семипалатинск), ХЯИРОВУ (Мордовск. обл.) и др . 1. Как определить подсчетом индикаторную мощность двигатели? Индикаторная мощность двигателя определяется по формуле - • d- • 1 • i • о,- • п Ni = 4 • 120 • 1С00.0 • 75 где: - = 3,14, d = ; диаметр цилиндра, 1 — ход поршня, i — число цилиндров, р,— среднее индикаторное давление, и — число оборотов двигателя в минуту. Выражение т. • dsРазрез должен приходиться на сторону клапанов. 2. Как происходит индукция во вторичной обжгтке? В момент разрыва контактов прерывателя, т. е. разрыва первичной цепи, магнитное поле первичной обмотки, исчезая, пересекает витки вторичной обмотки. В этот момент во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения, который и проскакивает в виде искры на контактах свечи. 3. Должен ли поршневый палец вращаться вместе с головкой шатуна или должен неподвижно дтндеть в поршне? В большинстве современных автомобильных моторов употребляются так называемые плавающие поршневые пальцы, т. е. такие, которые не укрепляются наглухо ни в поршне, ни в головке шатуна, а поворачиваются во втулках поршня ив верхней головке шатуна. В тех случаях, когда поршневый палец закрепляется во втулках винтом или шплинтом, палец вращается в головке шатуна. Этот последний тип пальца встречается сейчас гораздо реке. 4. Как высчитать мощность двигателя? Простейшая формула для подсчета мощности двигателя следующая: мощность двигатеР„. • d 2 • 1 • п ля = 60 - 751представляетсобоюрабочий объем одного цилиндра. представляет собою число 1 ^0 воспламенений в секунду рабочей смеси в каждом цилиндре, так как одна вспышка происходит на 4 хода поршня или на 2 оборота вала в минуту, а в секунду в 60 раз меньше, ВыражениеВыражение полу2 • 60 120 " г~~ """ 100 000 чаем таким образом: выражение р,- представляет собою среднее индикаторное давление в килограммах на 1 кв. см площади поршня, размеры же диаметра цилиндров и хода поршня в миллиметрах; для каждого цилиндра во время одного процесса будет: •IUU 0UU Все выражение индикаторной мощности мы получаем в килограммометрах, для получения мощности в лошадиных силах делим все выражение на 75 (так как 1 л. с. имеет 75 кг/м в сек.). 2. Как определить среднее индикаторное давление подсчетом? Вообще говоря, среднее индикаторное давление определяется по индикаторной диаграмме, но его можно также вычислить с приближенной точностью. Для этого надо сначала определить средне.: эффективное давление Рт , которое вычисляется по формуле Ыэф 2 - 6 0 - 7 5 рт: 4— 1 а среднее индикатать налоговую мощность вашего автомобиля. Для двухтактных двигателей та же формула, но с другим коэфициентом: N нал = 0,45 •• i • d* • 1.7. Можно ли, зная налоговую мощность автомобиля, определить по ней эффективную? Нет. Налоговая мощность определяется, как мы видели выше, из диаметра цилиндра, хода поршня и числа цилиндров. Эффективную мощность можно подсчитать по формуле: 2 Р„, • d • тс • 1 • п • i Иэф = — 4 • 2 • 75 • 60 в л. с. для четырехтактных двигателей и №ф:рт• d2• - • I .п • iторное давление р,-ре (среднее значение). "0.84-75-603. Как можно вычислить эффективную мощность зная индикаторную? Эффективная мощность Njj5r=0,8 Ni. 4. Как определить коэфициент полезного действия двигателя? Зная эффективную и индикаторную мощности, легко можно определить коэфициент полезного действия двигателя. Коэфициент полезного действия = • Ni Величина коэфициента полезного действия в нормальных четырехтактных бензиновых двигателях около 0,8. 5. Как можно вычислить литровую мотора? Литровую мощность двигателя числить по следующей формуле:Ыэф• 4в л. с. для двухтактных. Здесь известны нам только d, 1, i и - (- = =3,14). а неизвестны Рт (среднее эффективное рабочее давление) и п (число оборотов двигателя в минуту). Соотношения между налоговой формулой и формулой подсчета эффективной мощности нет. Спр 'делить эффективную мощность по налоговой формуле нельзя. Тов. СТЯРШИКОВУ, В. (г. С имферополь ) 1. Как увеличивается сопротивление воздуха для грузопоезда (тягач с прицепами). В тех случаях, когда передняя машина (тягач) и прицеп сцеплены таким образом, что между ними есть расстояние (т. е. нормальная сценка), то лобовая площадь кузова прицепа встречает такое же сопротивление воздуха, что и лобовая площадь кузова тягача. Больше того.—так как после движения тягача за его задней частью образуются завихрения, то прицепу приходится встретиться, строго говоря. с еще большим и худшим по характеру сопротивлением воздуха, чем тягачу. Однако на практике это последнее во внимание не принимается. Мощность, расходуемая на сопротивление воздуха при движении грузопоезда, представляет собою сумму, слагаемую из мощностей, расходуемых на сопротивление воздуха тягача, первого прицепа, второго прицепа и т. д., т. е. мощность, расходуемая тягачом с олним прицепом, будет вдвое больше мощности для одного тягача, для тягача с двумя прицепами втрое и т. д. Специальной эмпирической формулы для подсчета сопротивления воздуха для грузопоезда нет. Рекомендуемый способ несложен к практически точен.мощность можно выd* • -. • 1 • iгде: N зф — эфф ктивная мощность, d — диаметр цилиндра, 1 — ход поршня, i — число цилиндров, - = 3 14. 6. Как определить налоговую мощность автомобиля? Для обложения государственным налогом на автомашины в различных странах существуют специальные так называемые налоговые формулы, по которым исчисляется налог. Для определения налоговой мощности четырехтактных моторов у нас в СССР существует следующая формула: N «а... = 0,3 • i • d 2 • 1 в нал. л. с . где: i — число цилиндров, d —диаметр цилиндра в см, 1 — ход поршня в метрах, 0,3 — условный коэфициент. Подставляя вместо буквенных обозначений соответствующие размеры двигателя вашего автомобиля, вы сможете всегда сами подсчиОТРЕДАКЦИИ1. При всех запросах по технической консультации следует указывать, про какую именно машину идет речь: Форд-А, АМО-3, Я-5 и т. д. 2. Все запросы писать разборчиво и чернилами. Неразборчивые запросы разбираться не будут. В отношении электрооборудования машин завода им. Сталина точно указывать, какие агрег.гты стоят (например, динамомашина Бош, стартер Делько. щиток Сцинтилла и т. д.).