НОВЫЙ ТИП ПАРОВОГО АВТОМОБИЛЯЛегковой автомоби и. с паровым моторомВ последнее время на Западе вновь проявляется интерес к паровому автомобилю. Достижения в конструкции паровых машин высокого давления позволяют поставить реально вопрос о применении их для движения автомобиля. Интересную модель парового автомобиля изготовили американские инженеры бр. Добль, построившие машину в 100 атмосфер рабочего давления пара, на нефтяном котле с автоматической регулировкой и паровой машиной с конденсацией. Как показали опытные пробеги 1933 г., этот автомобиль по своим тяговым свойствам превзошел автомобили с бензиновыми двигателями, по компактности же ничуть им не уступает. Автомобиль Добль имел паровую машину 2-цилиндровую, типа Компаунд, мощностью 80 л. е., с приводом на заднюю ось. Другой интересный тип парового автомобиля высокого давления—фирмы Геншель, с четырехцилипдровой паровой машиной 120 л. с, пущен в эксплоатацию в конце 1933 г. Этот автомобиль при опытном пробеге достиг максимальной скорости 150 км/час. При этом расход топлива оказался: при бензине 29 л на 100 км пробега, при газоле (фракция перегонки буроуголытого дегтя)—24 л на 100 км. Средняя скорость пробега—70 км/час. Эти показатели не ниже соответствующих данных автомобилей таких же мощностей с компрессорными двигателями внутреннего сгорания. Начальное ускорение автомобиля составляло 2,7 м/сек. Несмотря на отсутствие стартера, машина все же не нуждается в пусковой ручке — пуск ее производится простым нажатием педали. Расход воды на парообразование, благодаря наличию конденсатора и обратному возврату воды в котел, очень невелик. Запасаться водой нужно лишь через каждые 400 км пробега, т. е. одновременно с забором горючего. Котел состоит из змеевика, сваренного из отдельных труб. Котел расположен в передней части машины (под капотом). Питательная вода входит в котел снизу, а горелка расположена сверху, так что теплопередача находится в благоприятных условиях противотока. Сгоревшие газы выводятся в атмосферу снизу по каналу. В соответствии с потребной мощностью давление и температура свежего пара регулируютсяавтоматическим регулятором; котел поэтому не нуждается в аккумулирующей способности. Благодаря ненужности аккумулирующего объема котел имеет весьма малое водяное пространство (10 лу 80-сильной машины), это дает возможность привести холодную машину в рабочее состояние в течение 2 минут. Пар из котла подается в паровую машину через клапан нажимом ноги на педаль. Машина работает на зубчатую втулку, которая непосредственно приводит охватывающую дифференциал коронную шестерню. Отработавший в машине пар сначала проходит во вспомогательную паровую турбинку, которая приводит в действие дутьевой вентилятор котла, а затем во вторую турбинку, приводящую в действие вентилятор воздушного охлаждения конденсатора. Из второй турбины пар поступает в конденсатор. образующий лобовую стенку капота (где обычно расположен радиатор). Сконденсировавшаяся вода нагнетается в котел питательным насосом. Насос приводится в действие или отдельной паровой поршневой машиной или от задней оси автомобиля. Дутьевой вентилятор нагнетает потребный для горения воздух в котел через форсунку, захватывающую горючее. Зажигание производится свечой. Регулирование давления'котла осуществляется мембранным регулятором, температура регулируется термостатом. Регулирование вполне автоматическое и не требует от шофера во время езды никакого наблюдения. Благодаря широкой регулировке числа оборотов автомобиль освобождается от коробки скоростей. Скорость регулируется нажатием на педаль. Отсутствие коробки скоростей обеспечивает при трогании с места хорошие ускорения, благодаря чему пароавтомобиль показал в условиях городского движения увеличение средней скорости на 30 проц. Для увеличения мощности машины нужно полностью открыть дроссельный клапан. Если необходима перегрузка, то степень наполнения паровой машины может быть простой перестановкой кулиссы (педалью) увеличена от нормальных 35 до 80 проц. Все эти данные обязывают обратить на пароавтомобиль самое серьезное внимание. Файнзильбер