ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВ ШОФЕРОВ-ЛЮБИТЕЛЕИ(В ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА)Ввиду мощного развития автомобильного производства в СССР вопрос о водительских кадрах приобретает исключительно важное значение. В связи с этой общей проблемой встает специальный вопрос о так называемых шоферахлюбителях и об определении прав последних. В настоящее время одна часть шоферов-любителей получает права на общих основаниях с профессионалами, другая же часть получает большие или меньшие льготы вплоть до отмены всех квалификационных этапов. На. Горьковском автозаводе им. Молотова, где с каждым днем автомобиль все больше и больше внедряется в быт ИТР и рабочих, где лучшие ударники премируются автообязательствамн, особо остро чувствуется, что вопрос этот уже давно назрел. Для психотехнических испытаний шоферов-любителей на заводе была оборудована достаточно мощная лаборатория, где производятся психотехнические испытания и медицинское обследование. Наш небольшой опыт гоЕорит о необходимости не только организационного, но и методического пересмотра н уточнения вопроса о шоферахлюбителях. Нами, например, по установке краевой лаборатории было отказано в правах шофера-любителя двум лицам по причине пониженного цветоощущения. Другим было отказано вследствие пониженного зрения (суммарно 1,0 при условии ниже 0,4 на худшем глазу без коррекции). Возможен случай отсутствия на правой руке одного и даже трех пальцев, пониженного конструктивно-технического интеллекта, даже пониженной реакции при достаточном развитии прочих качеств. Можем ли мы считать это противопоказаниями для получения прав шофера-любителя, можем ли мы доказывать невозможность для этих лиц управлять автомобилем в качестве шофера-любителя? Но не только указанные, но и все прочие противопоказания, являющиеся, несомненно, противопоказаниями для шоферов-профессионалов, не являются противопоказаниями для шофералюбителя. Несомненно, что резкое понижение цветоощущения является противопоказанием для шофералюбителя, но, являясь абсолютным противопоказанием для профессионала, оно для любителя является условным противопоказанием, которое может быть снято прочими как психо-физиологическими данными, так и данными общего развития и навыков практической езды. Мы, папример, имеем случай, когда любитель с резким понижением цветоощущения прекрасно ориентировался в светофорах, основываясь на местонахождении зажигающегося сигнала. Вряд ли придется доказывать, что даже резкое снижение остроты зрения, поддающееся коррекции (исправлению очками) до допустимых размеров, не является противопоказанием для любительского управления машиной. Однако в таких случаях должно быть узаконено ношение очков, а не пенснэ, и наличие запасных очков. С другой стороны, не менее неправильны и недопустимы случаи получения прав шофералюбителя без психотехнического и медицинского обследования, так как шофер-люоитель сталкивается с рядом лиц, находящихся вне его машины (пешеходы, транспорт и т. д.), во взаимоотношениях с которыми шофер-любитель мало чем отличается от профессионала, поэтому эти взаимоотношения должны быть регламентированы. Совершенно очевидно, что необходим скорейший пересмотр и уточнение вопроса о выдаче' прав управления автомобилем шоферам-любителям. В качестве проекта мы предлагаем следующее: Положение по определению прав шоферовлюбит елей 1. Граждане, достигшие 18-летнего возраста, желающие иметь право на управление автомобилем, без права на профессию шофера, должны пройти пснхо-физиологическое обследование и сдать испытания по правилам уличного движения и практической езды. 2. Психо-физиологическое обследование кандидатов па получение прав шоферов-любителей может производить любая психо-физиологическая лаборатория, обладающая методическими возможностями испытания требующихся для шофера качеств. 3. При психо-физнологическом обследовании кандидата на право шофера-любителя должны быть учтены: 1. Общий социально-культурный уровень. 2. Общее состояние (органы дыхания, сердечно-сосудистая система', желудочно-кишечный тракт, мочеполовая система, органы движения, обмен веществ). 3. Состояние органов зрения (острота, поле зрения, цветоощущение с коррекцией и без нее). 4. Состояние органов слуха (острота слуха, вестибуляторный аппарат). 5. Нервно-психическая сфера: органические и функциональные расстройства, быстрота и правильность сложной реакции, внимание, глубинный глазомер, общее и техническое развитие. I Психо-физиологическое заключение дается, учнтьп' I противопоказания, принятые для шоферов-пр <; ессноналов, но с учетом особенностей любительской езды. 5. Помимо заключения о безусловной годности и негодности для управления автомобилем в качестве шофера-любителя может даваться заключение об условной годности с перечислением обнаруженных дефектов и сомнительных моментов, которые должны быть проверены во время испытания по практической езде. 6. Испытания по правилам уличного движения по практической езде проводятся инструкторами местного органа Дортрапса в объеме, установленном для шоферов-профессиопалов с обращением особого внимания на моменты, связанные с дефектами, выявленными при психо-фпзиологическом обследовании. От испытания по теории автомобильного дела и политзнаипи шоферылюбители освобождаются. 7. Лица, имеющие права шофера-любителя и желающие получить права шофера-профессионала, получают таковые в установленном для шоферов-профессиопалов порядке. Узаконение такого положения, по нашему мнению, внесет ясность в вопрос о правах шоферовлюбителей. К. Платонов, Д. Пугин, П. Епишин28