ПРАВИЛЬНАЯ СМЯЗКЯ УВЕЛИЧИТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ АВТОМОБИЛЕЙОдним из важнейших элементов ухода за автомобилем, обеспечивающим его нормальную работу, является смазка. Для правильной работы деталей нужна особая требовательность ко всем мелочам, связанным со смазкой. Малейшая небрежность, открытое хранение смазочных материалов, грязная посуда и т. п. — вызывают остановку автомобиля и значительно сокращают срок службы отдельных деталей. Основные вопросы сводятся к следующему: ч тосмазывать , чем смазывать , когд аикакпроводитьпроцессы смазки, к акоеоборудованиеиприспосо ­ б ление для этого необходимо, как контролироватьпригодность смазки ичтоделатьсотработанным маслом. На вопросы, что, когда и чем смазывать, дает ответ применительно к машине ГАЗ-АА приводимая на следующей странице схема смазки, разработанная ЦАНИИ. Необходимо однако помнить, что эта схема предусматривает смазку машин, прошедших 1 000—2 000 км (по данным фирмы Бюссинг после 200 часов работы мотора). Новые же машины, не прошедшие еще указанного километража, требуют смены масла в картере мотора (ЗИС-5) через 250—300 км:, а в картере коробки передач и диференциале через 1 000 км. При смене масла рекомендуется производить промывку деталей керосином. Смену смазки в картере мотора надо зимой производить чаще, чем летом. Объясняется это большей работай мотора (прогревы) и большим разжижением смазки. Для смазки каждой машины требуются определенные сорта масла, подобранные в зависимости от системы смазки, величины зазоров, скорости движения деталей, давления и прочих факторов. Постоянно же работать на одном сорте масла не следует. Необходимо менять эти сорта в зависимости от времени года, от района работы (южные и северные условия), от степени изношенности машины, от условий хранения.- Летом употребляется более густая смазка, нежели зимой; в южном поясе рекомендуется' брать более густые сорта, чем в северном и даже умеренном поясах; для машин, пробежавших 30 000 км, Бюссинг рекомендует брать также более густую смазку. При хранении машин зимой под открытым небом смазка берется более жидкая, чем» для машин, хранящихся в теплых стоянках. Для автомобилей отечественного производства рекомендуется (по данным ЦАНИИ) применять следующие сорта масел (см. табл. 1). Краткая характеристика вышеприведенных автолов приведена в табл: 2. Для точного контроля качества масла стационарные хозяйства с количеством машин от • 5 до 50 должны иметь простое и относительно 2 .дешевое оборудование. Там же, где его нет, можно ориентировочно определять степень вязкости и пригодности масла примитивными способами, например путем подсчета капель масла, Тябл. )Нацменов. автола Автол 4 Автол 6 Марка машины В какое время года и гдеАвтол 8 Автол 8Автол 10 Автол 10ГАЗ-А и АА Зимой и летом в северном климатическом поясе. ГАЗ-А и АА Летом в умеренном климате. ЗИС-5 и Я-5 В северном климатическом поясе. ГАЗ-А и АА Зимой и летом в жарком климатическом поясе. ЗИС-5 и Я-5 Зимой в умеренном климатическом поясе. — ЗИС-5 ЗИС-5 и Я-5 В умеренном — летом ив жарком — круг— лый год.стекающего в единицу времени с карандаша или прутика.Погемнение масла указывает на его непригодность. При известном навыке пригодность масла можно также определить наощупь. Но все это слишком грубые методы и поэтому лучше всего иметь специальные приборы для точного контроля за качеством смазкч х. Принятые пределы колебания вязкости таковы: низший—4 по Энглеру, высший—12. Работать при вязкости меньше 3 нельзя, так как масло слишком жвдко и вызовет резкий износ деталей, масло большей вязкости также непригодно, тем более, если для повышения вязкости в качестве загустителя применяется гудрон, наличие которого в масле дает большой нагар. Приспособление и оборудование, необходимые для проведения смазки в полевых условиях или небольших гаражах, весьма просты. Шприцы (тавотонабиватели), мерные с носиком лейки, выпускаемые трестом ГАРО, ливера для перекачки из бочек масла, совки для набивки тавотом тавотонабивателей, сильно облегчают этот процесс. Наконец посуда для хранения—бочки, бидоны — должна быть обязательно закрытая. При употреблении этих приспособлений в них после пользования ни в коем случае нельзя оставить смазку открытой. Все они должны быть абсолютно чисты. Перед употреблением нужно все приборы и посуду, связанную с маслом, мыть и протирать. • Для удобства проведения смазки хорошо применять эстакады (мостики) высотой от 1 до 1,5 мс деревянными хорошо укрепленными направляющими колеями (с тем, чтобы в середине эстакады можно было бы ,работать снизу). Угол подъема на такую эстакаду должен быть не выше 10—12°. Вместо эстакады можно делать горку — для заката по очереди то переда, то зада машины.1 См. труды Научно-исследовательского автодорожного ин-та, выпуск 1-й, где дается описание приборов и порядок производства опытов. XL^СХЕМА СМАЗКИ АВТОМАШИНЫ ФОРД ГАЗ-АА. А —смазывать тавотом каждые 300 км пробега. В—смазывать авюлом каждые 800 км пробега. С — смазывать 50-проц. смесью автола с тавотом каждые 2 500 км пробега. D — смазывать тонким слоем вазелина каждые 3 000 км. Е — летом — автол Т, зимой — автол М каждые 800 км пробега. F — летом 50-проц. смесью автола Тс тавотом, зимой — автол Т каждые 8 000 км. Q — смазывать тавотом каждые 4 000 км пробега. Н — смазывать 2 — 3 каплями машинного масла каждые 1 600 км. J — смазывать машинным маслом каждые 800 км пробега Табл. 2 Наименование показателей Удельный вес при 15° С Вспышка по Бренкену •Вязкость по \ Энглеру jПАвтол 4 0,89-0,902 180° 25 4-5Автол 6 0,895-0,905 190° 35 6—7Автол 8 0,895—0,910 195° 45 8-9Автол 10 0,905—0,915 220° 45 10—11 1,В—2,2РИгазе10QOМенее удобными в полевых условиях нужно Для более равномерной загрузки бригад смазсчитать ямы. Но если уж решили делать смотрочиков, оборудования и мест, приспособленных вую яму, то ширина ее должна быть не менее к операциям смазки, нужно, взяв за периодич0,9 м, глубина 1,2 м, длина в зависимости от ность смену масла в картере мотора, предпологабарита машины. Кроме этого яма должна жим 1 000 км, разделить его на среднесуточный иметь реборды (окантовывающие яму деревянпробег, приблизительно 100 км. Таким образом; ные бруски высотой от пола 20—25 см. Такие вычисляется средняя периодичность смены масла,. ямы надо рыть под каким-нибудь навеоом. скажем, раз в 10 дней. Следовательно ежедневДля правильной постановки смазки и всего но нужно менять масло у У10 парка. Дежурухода необходимо вести точный учет пройден- ный механик или лицо, ответственное за смазитого километража путем фиксации ежедневного И ку, составляет график смазки или таблицу, копробега. торую вручает бригаде смазчиков (табл. 3). Та?л. 3 —________^ Дни месяца : Что сделать? -——. I/VIII 2/VIII 3/VIII с № 10 по .N»415с № 1 по № 5 Смазать масло в заднем мосту № 4с № 5 по № 10 № 7