11
12
13
Серия статей т. Карягина рассчитана на начинающих водителей, знакомых с устройством автомобиля, и имеет своей целью сообщение им необходимых сведений по технике управления и по поведению самого автомобиля при различных условиях езды.с тАТЬЯ3Те конкретные указания по технике управления, которые связаны с конструкцией автомобиля, ориентированы на автомобили Форд и ГАЗ модели Аи АА, а в остальной части касаются, конечно, автомобилей любых марок и систем.1АМЕДЯЕНИЕ ХОДА И ОСТАНОВКАЧтобы замедлить движение автомобиля, нужно постепенно уменьшать подачу газа. При большом снижении скорости мощность двигателя, вследствие уменьшения числа оборотов вала, падает и становится недостаточной для устойчивого движения автомобиля на прямой передаче. При этом возникает необходимость перейти с прямой передачи на низшую (вторую или 'третью, в зависимости от числа передач). На, низшую передачу надо перейти обязательно до того, как автомобиль начнет двигаться толчками ив двигателе появятся стуки. Делается это так. Надо: а) взяться рукой за рычаг перемены передач и после этого одновременно: выключить сцепление, уменьшить подачу газа и быстрым движением перевести рычаг на вторую (или третью) передачу;. б) доведя скорость до степени, несколько превышающей минимальную скорость, возможную на прямой передаче, включить третью (или четвертую) передачу порядком, указанным в предыдущей статье. Никакой' задержки рычага перемены передач при переходе с высших передач на низшие делать не нужно. Наоборот, надо стремиться перевести его из одного положения в другое возможна быстрее. Дело, в том, что соотношение в окружных скоростях сцепляемых шестерен в рассматриваемом случае будет обратным по сравнению с тем 'соотношением, которое имелось при переходе от низших передач на высшие (см. статью 2). Действительно при переходе, например с 3-й (прямой) передачи на 2-ю, нужно вывести из зацепления шестерни 13 и3и сцепить шестерню 13 с шестерней 8 (см. статью 2, фиг. 2). В момент переключения шестерен • окружная скорость шестерни 8 будет меньше окружной скорости шестерни 13. Разница в окружных ско-ростях этих шестерен объясняется тем, что на прямой передаче вторичный вал 11 и шестерня 13 делают большее число оборотов, чем промежуточный вал 5и шестерня 8. Так как при вращении по инерции (рычаг в нейтральном положении) скорость вала 5 падает быстрее, чем скорость вала 11, то всякая задержка рычага в нейтральном положении вы-Фиг. 2. Движение верхних и нижних точек катящегося колеса , зовет только з'величение разницы в окружных скоростях шестерен 13 и 8. Для остановки автомобиля в заранее, намеченном месте следует: а) посредством уменьшения подачи газа заблаговременно снизить скорость; б) поднятием руки предупредить едущих-сзади. об остановке (фиг. 1); ' ... в) подъезжая к месту остановки, выключить сцепление и плавно подтормозить с таким расчетом, чтобы автомобиль остановился там, где это было точно намечено; г) перевести рычаг перемены передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления; '. д) затянуть рычаг ручного тормоза; е) выключить зажигание. Многие водители имеют обыкновение перед выключением зажигания прибавлять газ для того, чтобы улучшить наполнение цилиндров рабочей смесью й облегчить последующий запуск двигателя. Однако этот прием может быть рекомендован только в том случае, если промежуток времени между 'Остановкой Двигателя и последующим запуском невелик и двигатель не успеет сильно остыть (в особенности в зимнее время). При сильном же понижении 'температуры внутри цилиндров бензин, заключающийся в рабочей смеси, осаждается в виде жидких капелек на стенках цилиндра и, стекая в картер, ухудшает смазочные свойства масла, а также конденсируется на электродах свечей, вызывая короткое замыкание, затрудняющее вспышку.Фиг. 1. Сигналы рукой при остановке11 ТорможениеДля быстрого замедления движения служат тормоза, позволяющие превращать энергию движения в работу трения. При нажатии на педаль между тормозными колодками и барабанами возникает сила трения, стремящаяся остановить колеса. В результате между колесом и дорогой появляется дополнительная сила трения, действующая в направлении, противоположном движению (тормозная сила). Для быстрого торможения нужно уменьшить подачу газа, выключить сцепление и, постепенно усиливая давление, нажимать правой ногой на педаль 17 ножного тормоза (см. статью 1, фиг. 2). В крайних случаях, требующих очень быстрой остановки автомобиля, можно пользоваться одновременно и ножным и ручным тормозами. Вообще же говоря, тормозами нужно пользоваться возможнорежеиплавнее , так как в результате частого и резкого торможения быстро изнашивается резина и тормозные колодки (ферродо), а при неправильно отрегулированных тормозах возникает занос ч автомобиля (см. ниже). С момента торможения автомобиль находится под действием следующих сил, замедляющих его движение: 1) силы сопротивления качения; 2) силы сопротивления воздуха; 3) силы трения втрансмиссии ; 4) тормозного усилия, приложенного к тормозным барабанам. Тормозная сила определяется силой сцепления колес с полотном дороги. Если тормозная сила превзойдет силу сцепления с полотном дороги, то колеса начнут сколь-* зить по нему. » Пока колесо катится, а не скользит по полотну дороги, то между беговой поверхностью шин и дорогой имеет место трение покоя, а не скольжения. "Действительно, верхняя часть катящегося колеса движется быстрее, чем нижняя. Это объясняется тем, что каждая точка катящегося колеса совершает два вида движения: вращательное и поступательное.Фиг. 4. Центр поворота и направление центробежной силы при заносе задних колес ванияколес , е слидаже не иметьв виду опасности заноса автомобиля, нет никакого смысла. Наибольшая скорость торможения будет не при скольжении колес, а передначалом этого скольжения. Это обстоятельство совершенно не учитывается многими водителями, ошибочно полагающими, что для наиболее быстрого торможения нужно будто бы блокировать колеса намертво. Если торможение производится без разобщения трансмиссии с валом двигателя, то к указанным выше силам, замедляющим скорость движения, прибавится: 1) сила сопротивления сжатию рабочей смеси в цилиндрах; 2) сила трения в двигателе. Торможение с трансмиссией, соединенной с валом двигателя, может весьма значительно сократить путь торможения. Однако при этом следует иметь в виду следующее: 1) как уже было указано, предельная величина тормозной силы ограничивается наличной силой сцепления колес с дорогой. Поэтому водитель далеко не всегда может использовать двигатель в качестве тормоза, совместно с тормозным усилием, приложенным к тормозным барабанам, так как в результате может начаться скольжение колес, что невыгодно. В этом случае водитель, если он хочет избежать скольжения колес, должен будет соответственно -уменьшить тормозное усилие на барабанах; 2) тгри быстром и резком торможении рассчитывать на использование двигателя в качестве тормоза вообще не приходится, и в этом случае следует выключать сцепление. Наоборот при относительно небыстром торможении сцепление в первоначальный момент можно не выключать. При торможении же на скользкой дороге сцепление выключать отнюдь не следует, так как усилие, необходимое для преодоления сопротивления вращению трансмиссии и вала двигателя, дает ведущим колесам нагрузку и тем самым, благодаря лучшему сцеплению с дорогой, обеспечивает большую устойчивость автомобиля;Фиг. 3. Направление силы инерции массы автомобиля при торможении Вверху колеса вращательное движение прибавляется к поступательному, так как оба вида движения направлены в одну и ту же сторону. Внизу колеса вращательное движение направлено в обратную сторону и поэтому вычитается из поступательного, (фиг. 2). Медленнее всего'движутся точки, соприкасающиеся с полотном, дороги. Строго говоря, в момент соприкосновения с полотном дороги эти точки совершенно неподвижны. Так как коэфициент сцепления или коэфициент трения покоя больше коэфициента скольжения, то затягиватьтормозадо за клин и- 3) наибольшее значение торможение за счет двигателя имеет на длинных спусках, так как длительное пользование тормозами вызвало бы сильный износ и нагрев тормозных колодок. Для увеличения тормозного эффекта можно включить какую-нибудь низшую передачу, при которой число оборотов вала двигателя возрастает по сравнению с тем, которое ему передавалось от ведущих колес на прямой передаче; 4) наибольшее торможение двигатель обеспечивает при выключении зажигания и полном открытии дросселя. Однако на спусках выключать зажигание не следует, так как топливо, содержащееся в засасываемой в цилиндры И невоспламеняемой рабочей смеси будет конденсироваться, смывая смазку со стенок цилиндров и ухудшая смазочные свойства масла, находящегося в картере двигателя. Как было указано в статье 2-й, при ускорении движения происходит разгрузка передней и нагрузка задней оси под действием силы инерции массы автомобиля. При торможении направление этой силы меняется и происходит обратное явление: передняя ось нагружается, а задняя разгружается (фиг. 3). Нагрузка передней оси и разгрузка задней будет тем больше, чем: а) быстрее будет происходить торможение, б) выше от полотна дороги расположен центр тяжести автомобиля, в) больше уклон, под который спускается автомобиль. Отсюда вытекает необходимость пользоваться торможением. при спусках осторожно, в особенности на скользкой дороге. При резком торможении давление ведущих колес на полотна дороги из-за значительной разгрузки задней оси может оказаться недостаточным, колеса начнут скользить по дороге ив результате может произойти занос автомобиля. Из сказанного делается ясным преимущество установки тормозов на четыре колеса (задние и передние) по сравнению с установкой их на два колеса. При тормозах, действующих на четыре колеса, тормозная сила увеличивается, а путь и время торможения сокращаются, так как в этом случае: 1) весь вес автомобиля может быть использован в качестве сцепного и 2) перемещение нагрузки с задних колес на передние не снижает тормозного эффекта. Для максимального использования тормозов на передние и задние колеса и увеличения тормозной силы необходима подвести тормозное усилие к барабанам этих колес пропорционально их нагрузке при торможении, т. е. тормозное усилие, подводимое к передним колесам, должно превышать усилие, передаваемое от тормозной педали или рычага на задние колеса. Надо однако Иметь в виду, что максимальное использование тормозов возможно далеко не всегда. Как только колеса, блокированные тормозами, перестанут катиться и начнут скользить, может начаться занос автомобиля. Особую опасность представляет занос задних колес. При этом заносе автомобиль получает вращательное движение около некоторого мгновенного центра, расположенного на продолжении передней оси со стороны, противоположной заносу. При этом вращении возникает центробежная сила, приложенная к центру тяжести автомобиля и стремящаяся ускорить вращение автомобиля (фиг. 4).Для ликвидации заноса задних колес необходимо повернутьпередниеколесавту же сторону , в направлении которой происходитскольжениезаднихколес , так, чтобы мгновенный центр поворота ушел в бесконечность. Занос передних колес опасности не представляет, так как в этом случае вращение автомобиля происходит около некоторого мгновенного центра поворота, находящегося на продолжении задней оси автомобиля с той сторонн», куда направлен занос передних колес (фиг. 5). . Возникающая при этом центробежная сила стремится вернуть автомобиль в первоначальное положение. Поэтому занос передних колес уничтожается автоматически, без участия водителя. Из сказанного выше вытекают следующие практические выводы: 1) тормозить следует по возможности плавно, ни в коем случае не доводя колеса до скольжения, так как при этом: а) снижается тормозной эффект и б) увеличивается фиск заноса автомобиля. 2) Особую опасность в смысле заноса автомобиля представляет резкое торможение в следующих случаях: а) на скользкой дороге, б) на неровной дороге, дающей боковые толчки на колеса;Фиг. 5. Центр поворота и направление центробежной силы при заносе передних колес в) на поворотах, где при отклонении передних колес от нейтрального положения возникают центробежные силы; г) на крутых спусках, когда задняя ось сильно разгружается; д) при неодинаковом тормозном усилии, приложенном к правому и левому колесу, что может быть вызвано неправильным распределением тормозного усилия, вследствие неправильной регулировки тормозов; е) при различных коэфициентах трения между колодками и тормозными барабанами (попадание на колодки одного из колес воды, масла или грязи и т. п.); ж) при различных коэфициентах сцепления с полотном дороги правых и левых колес (например, когда левые колеса идут по дороге с твердой корой, а правые — по скользкой обочине). Д. В. Карягин 1 ^