&$°Ь •" " .•-Щ".."•''-' ;'V-Ч'-ь: <'Й-';:';•'•',:•;'• .'.*?5«-Й• •;-,?;-:^ч^ •• " • • . •'.-...-'•'••• • . • „ *\,х<.-.:-,:Я\:~; :::> • ••• • •: • 4-" ли?»* *' >•.."•''• **>•$-*'• *'к> • ". л,'f, л_..-•".шШШ * ^Щш. : • . " •v- '•''.Л'• • • • • . - .Молотьба пшеницы в совхозе „Завет Ильича" (Горькое, кий край)Фото Гуревича и Капелюща (Союзфото). '" .и <•:•:-•<•••?.,;:> ::* ;i?wпЛЬНЫЙ УХОД ЗА АККУМУЛЯТОРОМ ПРОДЛИТ СРОК ЕГО РАБОТЫзаниям плотности электролита, измеряемой ареоометром. Сильный зарядный или разрядный ток гибельно сказывается на пластинах. Пластины коробятся, активная масса выпадает и аккумулятор портится. Отсюда четвертое правило: н едопускатьсильноготокакакпри зар ядке , т акиприразрядке (сила зарядного тока должна быть равна примерно Vio емкости аккумулятора). Обычно новые аккумуляторы прибывают без кислоты и требуют зарядки. Аккумуляторы американских заводов изготовлены так, что после наполнения их электролитом они без зарядки дают ток, необходимый для кратковременного обслуживания электрооборудования. Однако без зарядки эксплоатировать аккумулятор не разрешается. Его наполняют электролитом, выдерживают не менее одного часа, и только после этого ставят под зарядку от динамо. Иностранные и советские аккумуляторы требуют до установки на машину первоначальной зарядки от стационарного источника. Для первоначальной заливки аккумулятора приготовляется раствор из химически чистой серной кислоты уд. веса 1,840 и дистиллированной воды. Раствор приготовляется в чистой стеклянной посуде, причем сначала в сосуд наливается вода, а затем к ней подливается кислота (во избежание ожогов от выплескивания). Для первоначальной заливки требуется приготовить электролит следующей плотности по Бомэ: Табл. № 1 lb° Аккумулятор Аккумулят. треста . . 22° „ Гинзберг 24° „ Тюдор „ Бош " С 28° , Виллар (заряж.) . . . . 31,эо „ Форд (полузаряж.) . . . 41,3° Электролиту дают остыть и только тогда вливают в банки аккумулятора. После этого аккумулятор должен простоять 2 часа в покое, а затем ставится под зарядку. Начальную зарядку надо производить током небольшой силы. В конце зарядки зарядный ток разлагает воду на кислород и водород. Выделение этих газов сопровождается «кипением» электролита. что и, является признаком конца зарядки. СмесьПринципы, положенные в основу эксплоатации и ухода за аккумулятором, вытекают из его устройства. Аккумулятор составлен из положительных и отрицательных пластин. Каждая положительная пластина помещается между двумя отрицательными, и поэтому отрицательных пластин всегда на одну больше, чем положительных. Пластина находится в эбонитовой банке, в которую наливается раствор (электролит), состоящий из химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды. Пластины аккумулятора представляют собой металлическую решетку, заполненную активной массой, которая по окончании зарядки аккумулятора превращается на положительной пластине в перекись свинца, а на отрицательной — в губчатый свинец. От сотрясений активная масса может выпадать, что приведет к уменьшению поверхности, заполненной активной массой, а, следовательно, к уменьшению емкости аккумулятора. Отсюда первое правило: не допускатьудароваккумулятораи сильной его тряски. Уровень электролита должен быть выше края пластин. Если уровень понизится и края пластин будут обнажены, то обнаженная часть не будет работать и кроме того засульфатируется. Это вызовет уменьшение емкости аккумулятора и, следовательно, его порчу. Отсюда второе правило: н аблюдать за уровнемэлек ­ тролита. Каждый элемент имеет рабочее напряжение в два вольта. Разрядка ниже 1,8 вольта недопустима. По мере разрядки аккумулятора плотность кислоты уменьшается. Дальнейшая эксплоатация приводит к сульфации пластин. Кроме того, уменьшение плотности электролита приводит к тому, что в зимнее время электролит замерзает. Отсюда третье правило ухода: не допускатьпониженияплотности аккумулятора ниже определенных норм. По показаниям вольтметра трудно судить о степени разрядки аккумулятора, т. к. напряжение в2 вольта является долго устойчивым, а при показании 1,9—1,8 вольта аккумулятор разряжен уже на 90 проц. Поэтому принято о степени разрядки аккумулятора судить по пока этих газов называется гремучим газом. Это сильновзрывчатое вещество и способно разрушить пластины или весь аккумулятор, если не найдет свободного выхода наружу. Отсюда пятое правило: д атьсвободныйвыходгазамизаккумулятора . . Это означает, что при зарядке в стационарных условиях пробки долж-. ны быть сняты, а при поездках, когда зарядка производится от динамо, отверстия, имеющиеся в пробках, не должны быть закупорены грязью, мусором и т. п. Для удаления гремучего газа необходимо хорошо вентилировать помещение зарядной станции.Плотность электролита вполне заряженного аккумулятора должна быть разная в зависимости от температурных условий. Чем холоднее наружный воздух, тем больше должна быть плотность электролита, чтобы обезопасить его от замерзания. Ниже приводится таблица № 2, в которой указано, до какой плотности необходимо доводить электролит при разных температурных условиях и при какой соответственно плотностей аккумулятор считается полностью разряженным и дальнейшая эксплоатация ведет уже к порче (при напряжении каждого элемента 1,8 вольта). Однако мы рекомендуем никогда не доводить аккумулятор до полной разрядки, так как малейшая задержка в отправлении аккумулятора на зарядку уже ведет к его порче, если он даже не эксплоатируется. Следует считать предельной границей эксплоатации аккумулятора, когда он разряжен на 3 / 4 . Плотности, отвечаю; щие 3 / 4 разрядки, при которых надо кончить эксплоатацию аккумулятора, указаны в таблице № 2. Кроме того зимой, ввиду опасности замораживания электролита, плотность не должна спускаться ниже 1,220, что отвечает 26° по Бомэ. Если по окончании зарядки плотность электролита окажется выше норм, указанных в таблице № 2, часть электролита следует высосать при помощи пипетки, влить в аккумулятор дистиллированной воды и тем самым понизить плотность до нормы. Если же по окончании зарядки плотность оказалась ниже нормы, то отливают наоборот часть электролита и доливают кислотой до нормы. После этого надо поставить снова аккумулятор на короткое время под зарядку, чтобы весь электролит был хорошо перемешан. ,Эксплоатация аккумулятора Наиболее мощным потребителем электрического тока является стартер, который в известные моменты забирает сильный электрический ток. Поэтому при продолжительном пользовании стартером аккумулятор может выйти из ароя . Отсюда основное требование при эксплоатации: категорически воспрещается производить заводку холодной машины стартером . Пользоваться стартером можно только при прогретой машине, главным образом для заводки после коротких остановок, или случайном глушении. двигателя в пути. При пользовании стартера нажимать педаль стартера не дольше трех-четырех секунд. Если после двух-трех таких попыток двигатель не заводится, необходимо прекратить заводку стартером и найти причину отказа заводки. Уход за аккумулятором Уход и наблюдение за аккумулятором слагается из следующих элементов: 1. П равильнаяустановкабатареии правильное присоединение провод ов (проверять ежедневно). Для уменьшения ударов и тряски аккумулятора ящик, в который вкладывается аккумулятор, — обить войлоком. Установка в ящик аккумулятора должна быть плотной. Присоединяя провода к аккумулятору, плотно зажать их барашками. Неплотность присоединения проводов или загрязнение их, а также загрязнение клемм (Плохой контакт) ведет к перегоранию электролампочек, в частности на машинах с электрооборудованием Форд, а во. время заводкик трудности пуска или полному отказу. Сила разрядного тока может достигнуть такой величины, что в несколько мин^т способна разрушить аккумулятор. Это может случиться как при заводке стартером холодной машины (почему это и воспрещается), так ив особенности при коротких замыканиях. Поэтому водитель должен всегда следить, чтобы ни провода, ни клеммы приборов не могли коснуться массы автомобиля. Неплотное присоединение проводов к клеммам аккумулятора также может привести к короткому замыканию, так как во время тряски провод может отскочить и замкнуть цепь на массу. Т аблица №Температурные условияПлотность электролита Заряж. аккумулят. Разряжен, на 3 / 4 Поли, разряжен По Бомэ Уд. вес По Бомэ Уд. вес По Бомэ Уд. весСуровые зимн. условия Зимн. время Весна, осень Летнее время . . . . . . . .В особо жаркой местности35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 251,320 1,310 1,295 1,285 1,275 1,265 1,250 1,240 1,230 1,220 1,21027 26 26 22 21,5 20,5 19 17 15,5 14,5 131,230 1,220 1,220 1,180 1,175 1,165 1,150 1,135 1,120 1,110 1,10022 20,5 19 17,5 16 14,5 13 11.5 10 8,51,190 1,180 1,165 1,150 1,140 1,125 1,110 1,100 1,085 1,075 1,0655 2. С одержаниебатареивчистоте (проверять ежедневно). Пробки аккумуляторов должны плотно сидеть в своих гнездах, так как неплотная посадка или выпадение может повлечь выплескивание электролита на поверхность аккумулятора. В результате образуется пленка из грязи, пыли и пролитого раствора. Кроме того, электролитом поопитывается деревянный ящик аккумулятора. Наличие пленки на поверхности аккумулятора ящика, пропитанного электролитом, делает поверхность токопроводящими. Это приводит к разрядке аккумулятора и его порче. Следовательно наружная поверхность аккумулятора должна быть всегда чиста и очищаться от грязи, мыли и пролитого масла и электролита.Выплеснувшийся электролит надо удалять тряпкой, смоченной в растворе нашатыря или в растворе из 1 части соли на 10 частей воды. Затем аккумулятор протирается сухой чистой тряпкой. Тщательно следить за чистотой клемм аккумулятора и наконечников проводов от окисления. Эти детали систематически должны очищаться наждачной или стеклянной бумагой и смазываться вазелином или тавотом. Небольшие отверстия, имеющиеся в пробках аккумулятора, не должны быть забиты грязью и вообще закупорены. Надо систематически прочищать отверстия в пробках и промывать их водой. При осмотре и работе около аккумулятора нельзя подносить к нему зажженной спички или другого вида открытого пламени, так как это приведет к взрыву гремучего газа. 3. П оддержание определенного уровняэлектролита (пр оверягь один раз в шестидневку). Уровень электролита должен быть выше края пластин на 10 мм. Высоту уровня поверять так: 1) Взять стеклянную трубку, открытую с обеих сторон, и, плотна зажав пальцем верхнее отверстие, опустить ее через пробку аккумулятора до соприкосновения с пластинами. 2) Отнять палец от верхнего отверстия и подождать несколько секунд. 3) Зажать снова пальцем верхнее отверстие и вынуть трубку из аккумулятора. Уровень жидкости, которая будет в' трубке, покажет превышение уровня электролита над верхним .обрезом пластин. Небольшое понижение уровня происходит в силу испарения. Если же систематически наблюдается сильное понижение уровня, то этому могут быть две пришиты:1) Течь банок аккумулятора или выплескивание электролита через неплотно посаженные пробки (обнаруживается пролитым электролитом на аккумуляторе). Необходима сейчас же принять меры к недопущению этого в будущем. 2) Сильная перезарядка аккумулятора. Уже указывалось, что в конце зарядки начинается разложение воды на газы, которые и выходят наружу. Необходимо отрегулировать зарядку от динамо на меньший ток. Доведение электролита до требуемого урозня надо производить дошивкой толькодистил ­ л ированнойводой . По окончании доливки дать двигателю поработать несколько минут, чтобы влитая вода перемещалась с электролитом. 4. Н а - б людениезаплотностьюэлек ­ т ролита (проверять 1 раз в2 шестидневки). Поверку плотности производить только тогда,' когда уровень электролита путем доливки дистиллированной воды доведен до нормы и вода тщательно смешалась с электролитом. Поверка производится ареометром, для чего открываются пробки аккумулятора, и электролит, при помощи всасывания резиновой грушей, наполняет стеклянный сосуд так, чтобы находящийся в нем ареометр свободно плавал. Ареометр может иметь две шкалы. Или шкалу с градусами по Бомэ, или уд. вес. Цена 1 деления последней шкалы 0,005. Проби берутся отдельно из каждой банки аккумулятора. Если разница между показаниями соседних элементов более чем 0,05, то это является признаком порчи пластин аккумулятора. Банку с наименьшими показаниями надо отправить на ремонт или заменить. Если плотность аккумулятора оказалась ниже рекомендуемых таблицей № 2 норм (аккумулятор разряжен на 3Д)> то надо аккумулятор сиять и поставить его на зарядку от стационарной установки. Только здесь кислота может подливаться, если при окончании зарядки плотность аккумулятора не достигла требуемой. Ь. П равилахранения . •Хранить батарею можно только вполне заряженной. Однако она будет немедленно разряжаться. Поэтому не менее 1 раза в месяц :ее надо подзаряжать. При длительном хранении аккумулятора (более 2 месяцев) его надо полностью зарядить, слить электролит и, прополоскав водой, наполнить чистой дистиллированной водой ив таком виде храгат:. Инж. В. Д. КАПРДИ8ВВышла в свет очередная книга библиотеки „За рулем", выпуск 7—12, инж. КАРАЧДНА и ВВЕДЕНСКОГО„ГАЗОГЕНЕРАТОРЫ НА АВТОМОБИЛЯХ И ТРАКТОРАХ"П ОДПИСНАЯ ЦЕНА: на библиотеку „ З а рулем11(24 выпуска в год)ПОДПИСКА ПРИНИМАЕТСЯ: Москва, 6, Страстной бульвар, 11, Жургазобъединение и повсеместно почтой и отделениями Союзпечати.12 мес — 9 руб. 6 мес.— 4 руб. 50 коп.