27
28
Под редакцией инж. И. И. Дюмулена Тт. С. ТАТАРИНОВУ (ст. Волошек), П. ПОНОМАРЕНКО (Н.-Григоровская МТС), П. ПОТАПЕНКО (г. Мичуринск), А. 3 0Л0ТАРЕНК0 (г. Баку). Как работает система зажигания автомобилей ГАЗ и ЗИС и каков путь прохождения тока высокого и низкого 1 напряжения? Рассмотрим прохождение тока в системе залсигания по упдощенной схеме, показанной на рисунке. При пуске двигателя в ход замыкается выключатель залсигания 3и ток из аккумуляторной батареи Б проходит по массе к прерывателю П. От прерывателя ток низкого напрялсения проходит в толстую первичную обмотку катушки залсигания Ни через переключатель 3и амперметр А возвращается в аккумуляторную батарею Б. Таков лее путь тока в первичной обмотке катушки на малых оборотах двигателя. Когда число оборотов двигателя увеличится и начнет работать динамо, то оно заменит батарею и будет давать ток на питание первичной обмотке катушки. вают в них образование индуктированного тока. Индуктированный ток в момент' размыкания имеет (по закону Ленца) такое лее направление, как и основной ток. Путь тока высокого напрялсения • показан на схеме стрелками. При пуске двигателя в- ход и на малых оборотах двигателя ток высокого напряжения проходит следующим путем: тонкая обмотка катушки В, соединение тонкой и толстой обмоток О, выключатель зажигания 3, амперметр А, аккумуляторная батарея Б, масса, искровые промежутки свечей С, распределитель высокого напряжения Ри по проводу высокого напряжения' и центральной клемме катушки возвращается в тонкую обмотку В. тели включены в цепь параллельно. Ток высокого напрялсения никакого заметного действия на аккумуля' торную батарею, динамо, амперметр и другие приборы 'не оказывает, так как его сила ничтожна (измеряется в тысячны» долях ампера). , Ток самоиндукции первичной обмотки, при его появлении, зарялсает конденсатор. В следующий момент, когда в катушке исчезнет вызвавшая его появление электродвижущая сила, конденсатор разряжается, давая'- ток обратного" направления через первичную обмотку катушки. Характер разряда конденсатора довольно сложен: конденсатор быстро несколько раз перезарялсается, меняя полюсность. При этом разряд носит название «затухающего колебаI тельного разряда» Рассматривая схему, мы придерлсивались условно принятого направления электрического тока от + (плюса) к —'(минусу). Но это не обязательно. Работа системы залсигания и действие приборов не изменятся, если электрическую цепь рассмотреть ив противоположном направлении.Тов. Е. УСЕНКО (Винницкая область) Что называется элементом, аккумулятором и батареей?ж.В моменты разрыва контактов прерывателя, течение тока в первичной обмотке прекращается, обмотки и железный сердечник катуш-1 ки размагничиваются. При своем исчезновении магнитные силовые линии, стягиваясь и пропадая в сердечнике, пересекают витки обмоток и, по закону электромагнитной индукции, вызыКогда начинает работать динамо, ток высокого напряжения, разветвляясь, проходит на массу через динамо и аккумуляторную батарею. Если включаются лампочки освещения, гудок или стартер (при пуске), то ток высокого напрялсения, разветвляясь по проводам, проходит таюке и через них, поскольку все эти потребиАккумулятором, или иначе — аккумуляторным элементом, называется источник тока химического действия, состоящий из одной банки с пластинами и электролитом. Аккумуляторная батарея состоит, из нескольких последовательно или параллельно соединенных аккумуляторных элементов. Так например, 6-вольтовая автомобильная батарея состоит из трех последовательно соединенных аккумуляторных элементов. Той. П. ПОЛТОРАК (ст. Тотиев, Киевской обл., МТС) * Как динамо ХТЗ переделать на 3-щеточное динамо правого вращения? Тракторное динамо ХТЗ имеет корпус и якорь одинаковые с динамо ГАЗ И ЗИС. Следовательно, чтобы переделать динамо на 3-щеточное, достаточно установить крышку с щеткодержателями от динамо ГАЗ ИЛИ же установить щетки на крышке в таком же пололсении, как у динамо ГАЗ. После переделки динамо регулятор напрялсения следует заменить на реле. В чем причина неиспраа*ности якоря динамо, если снаружи якорь кажется исправным, динамо при включении от аккумулятора работает, коллектор не соединен с массой, а вместе с тем динамо не вырабатывает тока? Надо проверить работу динамо при возбуждении от батареи. Делается это так: 3-я щетка приподнимается .или от нее от'единяется провод и соединяется с «минусом» батареи. Если при этом якорь будет давать ток, то неисправность нужно искать в неплотности прилегания щеток, неплотности соединений или же неровности коллектора (выступание слюды между пластинками, загрязнение, выработка). Если > секциях имеется обрыв, то в неисправность секции узнается по искрению пластинV.:.-, ки коллектора во время вра• ."^ЗЩения. Точный ответ можно дать только на месте, после испытания якоря генератора на индукционном аппарате - или поеле проверки вольтметром (см. № 5 и6 «За рулем», статьи т. Кардовского). Тов. КОВАЛЕНКО (г. Ельна, Западной области) Если у автомобиля ГАЗ-АА в пути сгорел конденсатор и нет запасного, можно ли его исправить самому и что нужно сделать, чтобы доехать до гаража? Неисправность конденсатора большей частью заключается в пробивании бумажной изолирующей прокладки между станиолевыми лентами, или лее просто в отпайке яп выводных проволочек вслед£.& ствие перегрева.В первом случае требуется полная переборка конденсатора, что вообще сделать затруднительно. Во втором случае иногда удается восстановить спайку проволочек, отогнув края корпуса кон» денсатора и вынув фибровую пробку с медным контактным гнездом. Для избег жания перегрева конденсатора, нужно его при установке центровать, оставляя воздушный кольцевой зазор. Для этого отверстие закрепляющего винта сделано продолговатым (см. рисунок). ЕслиТов. В. БОВА (г. Бёрдичев) За счет чего увеличена мощность двигателя М-1 по сравнению с ГАЗ, если оба двигателя имеют одинаковый диаметр цилиндров, ход поршня и все основные размеры?ремонт в пути не удастся, то молено доехать до гаража, поставив временно конденсатор от гудка. На некоторых автомобилях двигатель иногда работает со снятым конденсатором. В этом случае доехать до гаража можно сняв конденсатор совсем. Можно ли наваривать кулачки распределительного вала автогеном, если они сработались и клапаны -поднимаются на слишком малую высоту? \ Да, можно. Наварка производится в водяной ванне (ем. рисунок). В качествеУвеличение мощности М-1 достигнуто следующими изменениями: увеличена степень сжатия с 4,22 до 4,6, увеличено сечение всасывающих трубопроводов; под'ем клапанов доведен до 8,1 мм; | изменены моменты 1 открытия и закрытия клапа\ нов, причем продолжительность открытия увеличена на 8°; установлен новый более совершенный карбюратор с экономайзером. В результате вместо 40 л. с. при 2 200 об/мин двигатель стал развивать 50 л. с. при 2 800 об/мин.Тов. БЕРЕЖНОМУ (г. Овруч) Как понимать размеры покрышек? Размер покрышки дается двумя цифрами: первая из них указывает диаметр покрышки, вторая — ширину. Размеры могут быть даны в дюймах ив миллиметрах. Миллиметровые обозначения приняты для бортовых шин, дюймовые для прямрбортных. Исключение составляют мотоциклетные бортовые шины, размер которых дается в дюймах. Для того чтобы отличать покрышки высокого давления от баллонов, принято ширину профиля баллона обозначать в десятичных дробях, а покрышки высокого давления в простых дробях. Например, покрышка 32 X6 — высокого давления, а 32 X 6,00—баллоны., В некоторых случаях дают только размер диаметра обода колеса и ширину профиля. Тогда (как это имеет место у автомобилей М-1) сначала указывается ширина профиля, а затем диаметр обода (7,00 X 16). В этом случае, для того чтобы получить диаметр самой покрышки, достаточно к диаметру обода прибавить удвоенную величину профиля покрышки. Для М-1 получим диаметр покрышки, равный 16 + 14 = 30 дюймов.В//;шш;ш»жМприсадочного материала рекомендуется рояльная проволока. ^Обваренный кулачок опиливается по шаблону, шлифуется и подвергается закалке в той же ванне. Кулачок нагревают сварочной горелкой до красного каления и поворачивают вал. При этом кулачок замачивается водой и закаливается.