8
9
10
11
ТОРМОЗАавтомобиля М-1Тормоза автомобиля М-1 действуют на все четыре колеса как от ножной педали, так и от ручного рычага. Привод передних и задних тормозов осуществляется от центрального раздаточного вала, который, в свою очередь, приводится в действие от педали и ручного рычага (рис. 1). Раздаточный вал вращается во втулках, имеющих снаружи шаровую форму. Втулки отлиты из цинкового сплава; внутрь их заложена набивка, пропитанная графитной смазкой. Втулки прикреплены к лонжеронам двумя штампованными накладками. Такое крепление вала исключает возможность его заедания от перекосов рамы. Передача усилий от раздаточного вала 1 (рис. 1) к задним тормозам производится тягами 6, подвешенными на промежуточных маятниковых подвесах 4. Положение маятниковых подвесов выбрано такое, что передний конец задней тяги 5 располагается в центре качания заднего моста, что предотвращает самозатягивание тормозов при колебанияхавтомобиля на рессорах. К передним тормозам усилие передается через тяги 7iи промежуточные рычаги 8, качающиеся на пальцах, укрепленных в лонжеронах (рис. 2). К промелсуточному рычагу присоединен конец гибкого троса в оболочке 9 (рис. 1), при-* чем один конец оболочки жестко присоединен к раме, а второй ввинчен в коробку 10 (рис.3), укрепленную на опорном диске 5 переднего тормоза. Другой конец гибкого троса Э присоединяется к личинке 13, двигающейся в коробке 10 с помощью ролика 11 и соединенной с тягой 8, управляющей движением рычага переднего тормоза 20. Это устройство обеспечивает одинаковые действия передних тормозов при любом повороте передних колес. Коробка 10 обеспечивает также сохранение смазки и предохраняет механизм от грязи. Тормозные барабаны передних и задних колес одинаковы по размерам и |состоят из штампованного диска и чугунного обода, залитого на диск и держащегося на нем с помощью вырезов в форме ласточкина хвоста. Окончательная расточка тормозных барабанов. производится после сборки барабана со ступицей. Этим достигается полная концентричность барабана и ступицы и ликвидируется всякое биение, что очень важно для хорошей работы тормозов. Но нулсно помнить, что вследствие такого способа^обработки барабаны не могут быть взаимозаменяемы без ступицы.Рис. 1. Схема системы тормозов автомобиля М-1 1 — центральный раздаточный вал тормозов; 2 — педаль тормоза; 3 — тяга от педали к раздаточному валу в сборе; 4 — маятниковый подвес тяг заднего тормоза в сборе; 5 — тяга от маятникового подвеса к заднему тормозу; 6 — тяга от раздаточного вала к маятниковому подвесу; 7 — тяга от раздаточного вала к промежуточному рычагу переднего тормоза; 8 — промежуточный рычаг тяг переднего тормоза; 9 — гибкий трос переднего тормоза с оболочкой в сборе; 10 — коробка механизма управления переднего тормоза; о 11 — планка раздаточного вала к ролику ручного тормозного рычага; 12 — регулировоч° ный винт планки раздаточного вала; 13 — ручной тормозной рычаг в сборе Если все же потребуется заменить тормозной барабан, то нужно получить барабан с припуском по внутреннему диаметру и после сборки его со ступицей обработать, доведя диа-~ метр рабочей поверхности до размеров, указанных ниже. При работе тормозов чугунные обода изнашиваются равномерно, сохраняют свою концентричность со ступицей и не дают задиров и выбоин. Наружная поверхность барабанов имеет ребро для увеличения жесткости и улучшения охлаждения и три канавки для той же цели, а также для уменьшения веса барабана. Диаметр рабочей поверхности барабана — 279,27—279,53 мм (10,995—11,005 "), ширина 45 мм (рис. 4 и 5). .' На каждом тормозе имеются две тормозных колодки. К «опорной» стороне колодок присоединены их опорные пальцы, опирающиеся на регулировочный клин А-2041 (рис. 6). Конец последнего выведен наружу и имеет квадрат для ключа. При завертывании клина конус его входит между опорными пальцами >колодок и раздвигает их. Таким ^образом производится регулировка зазора между колодками и барабаном. К «разжимным» концам колодок присоединены ролики, которые при, отпущенных тормозах должны опираться на находящийся между колодками рабочий валик тормоза. В отверстии рабочего валика свободно сидит профилированный кулачок. Когда тормоз приводится в действие, рабочий валик поворачивается, кулачок, нажимая на 'ролики, входит мелсду колодками и разжимает их. Свободная посадка кулачка необходима для выравнивания давления на обе колодки тормоза. Заедание'кулачка в валике является одной из основных причин плохой работы тормозов, поэтому необходимо проверять, чтобы кулачок ходил в валике совершенно свободно. Второй причиной плохой работы тормозов является заедание или тугая посадка пальцев в соединениях тормозных тяг. При осмотре тормозной системы нужно проверить все до однСЬго сочленения тормозных тяг и добиться, чтобы все пальцы сидели свободно и не заедали.1920Рис. 3. Механизм управления переднего тормоза 1 - г шплинт; 2 — палец; 3, 4, 6 и7 — гибкий трос и оболочка привода переднего тормоза; 5 — диск крепления колодок переднего тормоза; 8 — тяга от личинки к рычагу; 9 — наконечник оболочки гибкого троса; 10 — коробка механизма управления переднего тормоза; 11 — ролик личинки; 12 — наконечник гибкого троса переднего тормоза; 13 — личинка; 14 — ось ролина личинки; 15 — валик кулачка тормоза; 16 — масленка; 17 — пружина рычага валика кулачка; 18—защитное кольцо рычага; 19 — палец рычага; 20 — рычаг валика кулачка переднего тормоза УХОД ЗА ТОРМОЗАМИ^Й ПРАВИЛА ПОДТЯЖКИ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОКАвтомобиль М-1 может развивать скорость до 105 км/час, в связи; с чем правильная работа тормозной системы имеет большое значение. В эксплоатации снашиваются накладки феродо на тормозных колодках, изнашиваются детали, удлиняются тормозные тяги, поэтому тормозная система требует постоянного наблюдения и регулярной подтяжки тормозных колодок. Очень важно не допускать замасливания колодок, так как от этого тормоза совершенно не работают. Подшипники передних колес необходимо смазывать специальной . „ , j смазкой И-1719 (по тех0 Рис. 2. Промежуточный рычаг привода к переднему тормозу ническим условиям 1 — вилка гибкого троса переднего тормоза; 2 — палец; 3 — проме- ГАЗ) или в крайнем жуточныи рычаг тяг переднего тормоза с заглушкой в сборе; 4 — случае консталином Л отжимная пружина промежуточного рычага; 5 — палец; 6 — тяга и воздерживаться от от раздаточного вала к промежуточному рычагу; 7 — палец смазки солидолом, кото«8а рулен». J\£ 7. / изводить исключительно регулировочными клиньями,, согласно пунктам 8, 10, 11 и 12 правил регулировки, приведенным ниже. Тормозные накладки различного типа (плетеные в прессовые) имеют различный коэфициент тре: ния, поэтому, для того чтобы действие тормо• Вов было одинаково равномерным, необходимо иметь на всех колодках накладки одного типа. , . Нужно помнить, что при неправильно от, регулированных тормозных тягах невозможно добиться хорошего действия тормозов.ПРАВИЛА ПОЛНОЙ РЕГУЛИРОВКИ ТОРМОЗОВ М-11. Надо поднять на домкратах все четыре колеса автомобиля или всю машину на под'емнике так, чтобы колеса свободно вращались. 2. Ручной тормозной рычаг опустить полностью. . ^ 3. Проверить регулировку подшипников пе- i , редних колес и шкворней поворотных кулаков да (люфт в обоих местах вызывает дерганье тор- . ' • мозов). 4. От'единить тяги задних тормозов от' маятниковых подвесов, а тросы передних Тор- . \ мозов от промежуточных рычагов. Затем надо убедиться, что тяги правильно присоединены к центральному раздаточному валу, т. е. тяги, идущие к маятниковым подвесам, присоединены к верхним отверстиям, концевых рычагов валика, а тяги, идущие, к промелсу- ж точным рычагам — к нижним. <» ч flj 5. Проверить, не заедает ли центральный раздаточный валик в поддерживающих его Щ кронштейнах и свободно ли ходит вся систе- I ма (вал, тяги от вала к промежуточному рычагу, промежуточные рычаги, тяги к маятниковым подвесам и маятниковые подвесы). Затем нужно смааать из пресшприца промежу- jM точные рычаги и валик педалей, пропитать"?!! маслом для двигателя набивку маятниковых,,-Щ подвесов, как указано выше, и смазать из масденки все шарнирные соединения тормозных тяг. Центральный раздаточный валик при отпущенной педали в рычаге ручного тормозаРис. 4. Ступица заднего колеса с барабаном в сборе рый легко плавится, вытекает из ступицы и замасливает колодки тормозов; Задние барабаны необходимо периодически осматривать. При неисправности маслоотражателей в коробке передач масло из нее может попадать в картер заднего моста, повышая его уровень в последнем, а в результате этого смазка может попасть ив тормоза. Поэтому необходимо следить за уровнем смазки в заднем мосту и спускать излишнюю смазку. Необходимо также периодически очищать тормоза от проникающей внутрь пыли и грязи (особенно летом) и следить за чистотой спускных отверстий в маслоотражателях опорных дисков как передних, так и задних тормозов. Если все же в задние тормоза смазка будет попадать, то необходимо сменить сальники полуосей и сальники задних колес в ступицах. Важно также, чтобы на "колодки не попадала вода, которая уменьшает коэфициент трения накладок и вызывает отказ в действии тормозов. Особенно нужно помнить об этом при мойке машины. Если все-таки вода попадет на колодки, то для того, чтобы быстрее их просушить, нужно проехать на тихом ходу некоторое расстояние со слегка затянутыми тормозами. От этого барабаны нагреются' и колодки высохнут. Маятниковые подвесы (рис. 7) нужно смазывать каждые 6 000 км. Для смазки необходимо снять подвес с рамы, отвернув гайку, расположенную с внутренней стороны лонжерона. Затем набивку маятникового подвеса (рис. 7) надо обильно пропитать маслом для двигателя из ручной масленки и поставить подвес на место. Промежуточные рычаги (рис. 2) смазываются через масленку пресшприцем каждые 1500 км. Регулировку тормозов надо производить обязательно при вполне остывших барабанах. Если подтяжку колодок делать при нагретых барабанах, то после их остывания тормоза будут захватывать. Подтяжку тормозных колодок для устранения чрезмерных «начальных» зазоров в тормозах, появляющихся в результате износа накладок колодок, следует проРис. 5. Ступица переднего колеса с барабаном в сборе ПРИ отпщснных тормозахРОЛИКИдолжныопираться на валик кулаяка-/ Рис. 6. Тормоз в сборе (передний и задний). 1 — диск крепления колодок; 2 — тормозная колодка, 3 — обшивка колодки; 4 — п а7- / лецг 5 — кронштейн ' регулировочного клина; 6 — опорный палец колодки; 7—крышка кронштейна регулировочного клина; 8-ч регулировочный клин; 9 — стяжные пружины колодок; 10—ролин колодки; 11 — палец; 12кронштейн рабочего валика; 13—валик кулачка тормоза; 14 — ну лачок тормоза должен-возвращаться в начальное положение без приложения добавочных усилий. 6. Проверить правильность установки начального положения центрального раздаточног го вала. Расстояние оТ^ центра верхнего отверстия на концевых рычагах вала до вертикальной линии, проходящей черэз центр вращения вала, должно быть равно 22мм или ось концевого рычага должна составлять с этой вертикальной линией угол в 20° (см. схему рис. 1, фигуру в круге). Если валик нЗ становится в такое положение, то. надо от'едйнить тягу от тормозной недали 2к центральному раздаточпому ьалу 1, и, подвертывая или отпуская регулировочный винт 12 планки 11, упирающейся в ролик ручного тормозного рычага 13 (рис. н1), добиться, чтобы валик устанавливался точно в требуемое положение. 7. Присоединить тягу педали к раздаточному валу и проверить холостой ход тормозной педали, который должен быть не более 5 мм (на площадке педали); в противном случае необходимо укоротить тягу 3 от педали к центральному валику 1 (рис. 1). На машинах М-1 первого выпуска эта тяга — не регулируемая. ' Для того чтобы укоротить ее, надо заложить в прорезь тяги кусок железа необходимой величины и приварить его. 8. Регулировочные клинья на всех четырех тормозах надо затянуть так, чтобы с трудом можно было повернуть колесо двумя руками. • ' 9. Отрегулировать длину обеих тяг задних тормозов, чтобы при натягивании тяги в сторону подвеса (для выборки люфта в соединениях рычагов, при полностью затянутых регулировочных клиньях тормозов), отверстия на вилках тяг совпали с отверстиями на маятниковых подвесах. Присоединить тяги на место, поставив пальцы и шплинты. Таким же образом отрегулировать длину гибких тросов передних тормозов и присоединить их на место, поставив пальцы и шплинты. Концы шплинтов необходимо развести в стороны'для предупреждения их выпадания. 10. Отпустить регулировочные клинья на каждом тормозе до тех пор (приблизительно на три щелчка), пока колеса будут свободно вращаться. 11. Накачать все покрышки" -Др одинакового* давления в 1,5 атм и спустить машину с домкратов или с под'емника. * 12. Окончательную регулировку тормозов нужно производить путем дорожных испытаний. Необходимо убедиться, что тормозные барабаны не греются при езде с отпущенными тормозами. При обнаружении нагрева надо отпустить соответствующий регулировочный клин еще на один щелчок и повторить испытание. Испытания тормозов нужно проводить насухой и гладкой асфальтовой или бетонной дороге. Щ Резкое торможение при скорости в 40 км/чао должно вызвать одновре^ный «юз» всех четырех колес. Этого добиваются не подверты-Рис. 7. Маятниковый подвес тяг заднего тор- ^^> моза 1 •