Производство тягачей и прицепов ПОД УГРОЗОЙ СРЫВАИнж. С. К ЕЛЛЕРи инж. П. Ф ЕЛЬДМАН 26 октября прошлого года было опубликовано постановление Совнаркома СССР о.производстве в 1937 г. прицепов и тягачей к ним, а 21 января утверждена программа производства прицепов в количестве 27 тыс. штук. Из общего количества прицепов, утвержденных к производству в 1937 г., предусматривалось выпустить: 12 тыс. двухосных буксирных прицепов для грузовых автомобилей ЗИС-5; 3 тыс. седельных прицепов (полуприцепов) для седельных тягачей на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и 12 тыс. одноосных прицепов для перевозки длинномерных грузов с помощью грузовиков ЗИС-5 и ЯГ-4. Кроме 27 тыс. прицепов в программе намечалось такясе производство седельных тягачей на базе грузовиков ЗИС-5. Производство прицепов и тягачей СНК СССР возложил на Наркомтяяшром (ныне Наркоммаш)', Наркомлес, Наркомвнудел и Наркомместпром РСФСР. Постановление СНК СССР от 21 января обязывало Наркомтяжпром к1 марта 1937 г. разработать и согласовать с основными потребителями конструкции намечаемых к выпуску прицепов. Но лишь 4 марта распоряжением по Наркомтяжпрому выполнение этой части постановления было возложено на ГУТАТ1, который, в свою очередь, перепоручил проектирование и согласование конструкции с потребителями Научному автотракторному институту. После долгих предварительных переговоров с заинтересованными ведомствами ГУТАП предложил НАТИ ограничиться составлением технических условий на прицепы и компановочной разработкой конструкций. Следует отметить, что эта работа была утверждена Наркомтяжпромом только 27 пюня 1937 г. Причем компановки, разработанные НАТИ, можно считать только исходным материалом для разработки технического и рабочего проектов. На совещаниях по этому вопросу выявились следующие осложнения: 1) отдельные заинтересованные ведомства потребовали от НАТИ технических и рабочих проектов; 2) ГУТАП заранее предупредил все заинтересованные ведомства, что рассчитывать на унификацию и стандартизацию деталей и агрегатов прицепов с деталями и агрегатами автомобилей (в ряде случаев целиком приемлемыми)—не придется. Мы думаем, что ГУТАП может и долясен снабжать в плановом порядке все предприятия других ведомств, производящие прицепы, следующими готовыми изделиями автозаводов: колесными дисками и ободами, ступицами и сервотормозами (например, вакуумными)'. Кроме того ГУТАП может наладить снаблсение рессорами, сцепными приборами седельного типа и буксирными сцепными приборами специального качества. Это тем более необходимо, что в числе ведомств, производящих прицепы, будут такие (как, например, Наркомместпром), которые не смогут поставить у себя производство более или менее сложных деталей и агрегатов, требующих качественных материалов (стальное литье), точности и надежности. Кроме того наличие в стране большого парка . прицепов, естественно, должно поставить вопрос о запасных частях, которые при продуманной унификации и стандартизации могут быть в известной части взаимозаменяемыми с рядом автомобильных деталей. В условиях эксплоатации такая взаимозаменяемость частей и агрегатов тяговых автомашин и прицепов особенно важна, так как это обеспечит бесперебойную работу тех и других, даст возможность пользоваться одним и тем же инструментом, сократит номенклатуру деталей и т. д. Мы считаем, что производство прицепов потому и поручено ряду таких ведомств, для которых производство транспортных средств не является основным (Наркомлес, Наркомместпром, Наркомвнудел), что наиболее сложные агрегаты прицепов, требующие качественного литья и точности обработки, будут поставляться Наркоммашем, в частности ГУТАП. Только таким образом, на базе небольших обозостроительных заводов и мастерских, можно будет обеспечить производство стандартизированных современных буксирных и седельных прицепов. Несмотря на то, что к производству новых типов прицепов нужно было приступить уже давно — никто об этом до сего времени не побеспокоился. Проходит уясе III квартал 1937 г. и теперь видно, что выполнение программы выпуска 27 тыс. прицепов находится под угрозой срыва. Так например, никто еще не взялся за производство седельных пртщеплв (полуприцепов), да оно и не обеспечено, так как нет к ним ни готовых рабочих чертежей, ни тягачей. Автозавод им. Сталина не выпустил еще ни одного седельного тягача для полуприцепов. ГУТАП не обеспечил достаточного количества колес в соответствии с программой выпуска прицепов в 1937 г. (потребуется 90—100 тыс. колес). По Наркомлесу дело обстоит еще хуже. Здесь даже не знают, какие нужно строить двухосные прицепы для длинномеров, и занимаются пока производством одноосных прицепов тракторного типа, конструкция которых оставляет яселать много лучшего. В настоящее время двухосные буксирные прицепы строятся лишь на заводах Наркомвнудела. Последние делают двухосные прицепы с деревянной рамой и совершенно между собой не унифицированные. Завод Лентрудколонии НКВД выпускает, кроме того,10