С. ТИУНОВЖивописная местность. Здесь в четырех красивых двухэтажных зданиях расположилась автомобильная школа "Центрального совета Осоавиахима. Ее окружает вековая липовая роща, по сторонам которой изредка, словно сторожа, стоят дремучие сосны и ели. Территория школы разбита на скверы. Перед белоснежными домами — цветочные газоны, чистые бетонированные дорожки, аллеи. Здесь жз обширный пруд. Невдалеке виднеется ровное асфальтовое шоссе, по которому бегут автомобили разных советских марок... Четыре месяца назад сюда съехались из больших и малых городов Советского Союза представители осоави'ахимовских организаций. Среди них — начальники автошкол, учебных пунктов, инструктора и политруки. Три месяца напряженной умственной работы закончились, и теперь настало время испытаний. Комиссия подведет итоги упорного труда. ...Мы входим в учебный корпус. В нем четыре обширных класса—политподготовки, техники, огневой подготовки и тактики. В#е они имеют свои особенности, один не похож на другой. В зале техники расположены шасси ЗИС-5, двигатели, различные автомобильные части, макеты. На стенах висят чертежи и схемы. В зале- тактики стоит большой ящик с песком. Это макет местности, на которой видны «опушки леса», «деревянные домики», «озера», «мосты» и «реки», макеты боевых машин и т. д. Класс политподготовки украшен портретами руководителей партии и правительства. На стенде — библиотечка политических книг и брошюр. Здесь же много плакатов и диаграмм, показывающих развитие революционного движения в России, победу рабочего класса и трудового крестьянства нашей великой родины над экоплоататорами и угнетателями. Полно отражзна деятельность вождей революции — Владимира Ильича . Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. *** Экзаменационная комиссия приступила к своей работе. Члены комиссии разбились на три группы — по два человека. За столом в классе политподготовки сидят бригадный комиссар Центрального совета Осоавиахима т. Комиссаров и комиссар школы т. Панякин. К столу поочередно подходят курсанты. Они берут листочки с самыми разнообразными вопросами — по всему курсу истории ВКП(б). После десятиминутного обдумывания курсант должзн дать ответы, соответствующие вопросам, записанным на листке. Такай же картина в других классах. К столу первым подходит курсант И. Захаров, начальник автоучебного пункта гор. Иваново. Он говорит: — Товарищ бригадный комиссар. разрешите ответить? Получив согласие, Захаров отвечает. Правильно отвечает, но теряется. Экзаменационная комиссия ободряет т. Захарова, иОД:говорит уже более спокойно, более четко формулирует основные^ Положения. Комиссия останавливает его: — Довольно! Вы свободны! В экзаменационном списке против фамилии т. Захарова 'появилась отметка «хорошо». Затем подходит к столу экзаменационной комиссии комсомолец Чикуров, начальник автоучебного пункта гор. Сарапуля. .Он спокоен, спокоен потому, что верит в ..свои знания, полученные в школе. Тов. Чикуров рассказывает комиссии о подъеме революционного движения в России, затем о первом пятилетнем плане, четко формулирует основные экономические и политические задачи первой пятилетки. Вслед за этим он переходит к вопросу: «Учение товарища Сталина о подборе кадров». Все отвэты обстоятельны и обширны. Комиссия отмечает в экзаменационном списке «отлично». И так один за другим курсанты проходят выпускные испытания. Они получают отметки, соответствующие их знаниям. | i Вот класс техники. Перед экзаменационной комиссией стоит начальник автоучебного пункта гор. Запорожья, член партии тов. Маркелоз. На столе перед ним масса автомобильных агрегатов, частей автомашин и деталей. В течение десяти минут комиссия экзаменует т. Маркелова. Он деловито и серьезно отвечает на каждый вопрос. — Вы свободны! Комиссия ставит ,ему отмэтку «отлично». И ставит, несмотря на то, что т. Маркелов на протяжении трехйЩш1Курсант А. Шафиров на выпускных испытаниях по автотехнике месяцев по вопросам автотехники получал только дуд». В чем дело? Почему т. Маркелов получил как будто незаслуженную отметку? Быть может, ему выпали легкие вопросы, и только благодаря этому он сдал экзамен на «отлично»? Нет. Отвечать пришлось на серьезные вопросы: 1) установка зажигания на М-1; 2) какие подшипники ступиц задних колес ГАЗ, М-1, ЗИС-5 и как они регулируются; 3) устройство карбюратора ГАЗЗенит и его работа; 4) хранениз автомашин в консервации и ряд других вопросов по автотехнике. Сэкрет его успеха на выпускных испытаниях становится ясным. Об этом секрете говорит т. Маркелов следующее: . — Приехал учиться с большим желанием. Работал много и упорно, так как совершенно не был знаком с автоделом. После занятий в классе аккуратно посещал кружок автотехники, который в порядке общественной .работы вел отличник учебы т. Шабрин. Тов. Маркелова сменяет отличник учебы тоже член партии т. Борисов. Он аккуратно одет, Подтянут, с военной выправкой, деловит и серьезен. Все эти качества, нужные осоавиахимовцам, т. Борисов получил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, из рядов которой он пришел не•давно. За ним подходит к экзаменационной комиссии комсомолец Беспалоз, начальник учебного пункта АлмаАты. После 10—15-минутного экзамена тт. Борисов и Беспалов получили по технике отметки «отлично». Экзаменовавший их старший препо-. даватель по технике т. Спицын го- \ ворит: — Серьезные товарищи, старательные, учились хорошо, аккуратно вели запись лекций, составляли кон-спекты. Они успевали вести и общественную работу. Тов. Борисов был старостой кружка автотехники, т. Беспалов — руководитель группы мотоциклистов-любителей. Слушатели этой группы получили права водителей. Если посмотреть на перечень всех вопросов, на которые пришлось, например, ответить на выпускных испытаниях т. Борисову, то станет ясным, что учеба требовала большой и напряженной работы. Вот этот перечень. По. политподготовке: 1) как и почему победила Красная Армия в гражданскую войну, 2) задачи третьей пятилетки по животноводству, 3) трудности социалистического строительства после гражданской войны. По технике: 1) как регулируется сцеплениэ, 2) устройство рулевого управления М-1, 3) вопросы по специальным машинам. По тактике: 1) взаимодействие танков с пехотой; 2) взаимодействие танков с артиллерией, 3) задачи групп П. П. артиллерии. По огневой подготовке: 1) общее устройство пулемета Д. П., 2) за-ШШ(ёвМ<ш^«iiifeРШiilitiill VиSlilSli* *» 'jeg§1 1РЕДИV-ШШтщ•'ЧКурсант Л. Виноградов (первый слева) решает тактическую задачу держки пулемета, 3) дегазация пулемета, 4) устройство противогаза. Выпускные испытания закончены. Экзаменационная комиссия подвела итоги. 10 проц. курсантов получили отметки «отлично», 48 проц. — «хорошо», 39 проц. — «удовлетворительно» и 3 проц. — «плохо». Несомненно, если бы Управление боевой подготовки Центрального совета Осоавиахима уделяло школе больше внимания, то результаты учебы были бы значительно лучше. Долгое время у школы не было некоторых автомобильных агрегатов, бензина и т. д. Отсутствие бензина отразилось, например, на том, что многие курсанты мало имели часов практической езды на машинах. Плохо прошло и комплектование школы. В большинстве своем товарищи приезжали на учебу о большим опозданием, т. е. приезжали уже во время занятий. Из Ленинграда, например, начальник Фрунзенского автоучебного пункта Фельдман ухитрился приехать 3 июля, тогда как школа приступила к занятиям 1 июня. Из некоторых городов Союза люди совсем не прибыли на занятия. Ряд областных советов Осоавиахима на учебу направлял не лучших из лучших товарищей, как этого требовал ЦС Осоавиахима, а второстепенных работников. Несколько слов следует сказать иэ количестве часов, отпущенных на политподготовку. Известно, что в школе занимались начальники автошкол, учебных пунктов, инструктора и политруки. Эти люди по знаниям различного уровня. Однако на политическую подготовку их было выделено одинаковое количество часов (90 часов). Это абсолютно неправильно. Например, для политруков, ведущих в автошколах и учебных пунктах политическую работу, 90 часов, несомненно, мало. В предстоящей учебе все это должно быть учтено.,* * *На протяжении четырех днейлдроходил экзамен. При абсолютном большинстве слушателей, успешно окончивших учебу, нашлись и такие товарищи, которые ни на один вопрос не смогли удовлетворительно ответить. Вот начальник учебного пункта Фрунзенского района Москвы т. Монахов. Экзаменационная комиссия беседовала с Ним в течение 20 минут. Но так и не получила ни одного удовлетворительного ответа. Между комиссией и Монаховым был такой диалог: — Расскажите об августовском антипартийном блоке. К какому году он относится? — Августовский блок был после Октябрьской революции, кажется, ч 1927 году (?!) — Расскажите вкратце о причинах поражения революции 1905 года? — Тогда была война между Японией и Россией. • — Кто вы по специальности? — Шофер. — Какой завод выпускает машины ЯГ-6, на которой вы работали? — Не знаю. — Разве вы не изучали историю партии? | — Изучал, но у меня память плохая. Когда читаю, все знаю (?), а как кончу читать — забыл. Мало чем отличались от этого и ответы т. Усачева. Он даже не мог рассказать о том, какие изменения внесены XVIII съездом партии в Устав ВКП(б) в разделе о приеме в партию. Между тем Усачев — член партии с 1926 года, был на партийной работе. Сейчас он занимает пост ответственного работника в отделе снабжения Пермского областного совета Осоавиахима.3