ДИНАСТАРТЕРолодая, хрупкая на женщина Мсветлом мотороллеру. вид к стоящемув платье подошла у тротуара Немного странно было видеть так «легкомысленно» одетого водителя. Однако женщина, как видно, не боялась испачкать платье. Повернув бензокраник, она вставила ключ в замок зажигания, слегка нажала на него. Секунда — и вот уже двигатель глухо зашумел на малых оборотах. Водителю не потребовалось запускать двигатель резкими нажимами на педаль. Эту работу на новом советском мотороллере «Тула» сделал династартер... За последние 2—3 года в практике мирового мотоцнклостроения получил широкое распространение пуск мотоциклетных двигателей при помощи электростартеров. Это облегчило запуск двигателя и дало возможность широко пользоваться мотороллерами женщинам и пожилым людям. Династартер представляет собой комбинированную электрическую машину, имеющую две обмотки возбуждения — сернесную и шунтовую. В момент пуска двигателя династартер работает как электростартер. Он проворачивает коленчатый вал, обеспечивая запуск. Во время работы двигателя династартер вырабатывает электрический ток и действует, как обычный шунтовой генератор. Династартер состоит из ротора с торцовым коллектором и статора.НУЖНА ЛИ НА МОТОЦИКЛЕ ПЕДАЛЬ ДЛЯ ЗАПУСКА? -НЕТ,-ОТВЕЧАЮТ КОНСТРУКТОРЫ,-ГОРАЗДО УДОБНЕЕ ДИНАСТАРТЕР. ДИНАСТАРТЕР-ЭТО КОМБИНАЦИЯ ДИНАМО И СТАРТЕРА. ВОДИТЕЛЯМ МОТОРОЛЛЕРА ПОМОГАЮТ ПОЛУПРОВОДНИКИ.только двигатель заведется, водитель прекращает нажим на ключ, и ток перестает поступать в обмотки династартера. При достижении работающим двигателем 1100—1200 об/мин срабатывает обычное реле обратного тока и династартер начинает действовать как генератор. Основные данные династартера ДС-1, устанавливаемого на мотороллере «Тула»: Напряжение — 12 вольт. Крутящий момент — 1,4—2 кгм. Максимальная мощность — 0,220,33 л. с. Потребляемый ток — 120 ампер. Генераторная мощность — 90 вт. Для обеспечения работы династартера необходима аккумуляторная батарея. На мотороллере устанавливаются две такие батареи — 3 CMT-II. Реле-регулятор (РР-45) мотороллера состоит из реле обратного тока, регулятора напряжения и пускового стартерного реле (рис. 3). Реле обратного тока и регулятор напряжения — малогабаритные. Их принцип действия и устройство аналогичны уже применяемым на мотоциклах. Оригинальным является лишь пусковое стартерное реле. На рисунке 3 показана схема включения династартера в цепь и схема релерегулятора РР-45. Как видно, пусковое стартерное реле имеет шунтовую обмотку, которая при пуске двигателя замыкается контактами «К». Пройдя по обмотке, ток намагнитит сердечник, якорь притянется и замкнет цепь питания династартера на стартерный режим. Одновременно ток будет подаваться на катушку зажигания, благодаря чему произойдет пуск двигателя. Работа династартера происходит при большой силе тока, что вызывает сильное искрение на контактах реле-регулятора. Для уменьшения искрения и предохранения контактов от обгорания в цепь реле-регулятора включены оригинальные дугогасители. Они состоят из полупроводниковых выпрямителей (ДГЦ), сопротивлений н конденсатора (рис. 4). Батарейная система зажигания мотороллера имеет автоматически действующее опережение. Причем, прерыватель смонтирован на защитной крышке ротора, а кулачок прерывателя и центробежный автомат опереже**"**"** ния зажигания на самом роторе династартера. Двенадцативольтовая катушка за|—1|—\ жигания Б-51 обеспечивает напряжение 16—20 тысяч вольт. Н. ЯКУБИК. НИИ автоприборов. Рис. 3. Схема включения династартера в цепь.Ротор дннастартера (рис. 1) представляет собой массивную (весом около четырех килограммов) деталь, имеющую колоколообразную форму. Корпус ротора (1), собранный из электротехнической стали, имеет пазы, в которые заложена распределенная обмотка (2). Концы (секций обмотки выводятся к торцовому коллектору (3). Внутри ротора размещена ступица (4), которая служит для крепления ротора на конце коленчатого вала. На ее внутренней поверхности сделан шпоночный паз для фиксации ротора на коленчатом валу двигателя. Статор дннастартера (рис. 2) состоит из ярма, на котором укреплено двенадцать полюсов с катушками н четыре щетки. Шесть катушек (1), имеющих прямоугольную форму, соединены последовательно и образуют сериесную (стартерную) обмотку. Шесть других катушек (2) имеют трапециевидную форму. Они соединены в цепь и образуют шунтовую (генераторную) обмотку. Щетки укрепляются на ярме статора в специальных латунных щеткодержателях коробочного типа. Две щетки (плюсовые) изолированы от массы и имеют вывод на клемму (3), к которой присоединяются сериесная обмотка возбуждения, якорь и шунтовая обмотка возбуждения. Как же действует династартер? Если нажать на ключ, вставленный в замок зажигания, то поступающий в обмотки дннастартера электрический ток заставит его работать как электромотор. Как:Рис. 1. Ротор династартера.Рис. 2. Статор династартера.~K*!fiyns>wip"ti? 601Г£!/У>(НтНп*К rtompeSurr&astf