Рисунок Л. ХайловаС ОРУЖИЕМ В РУКАХD о время первой империалистической •" войны в Москве выросло число автопарков. Большинство шоферов было военнообязанными и, угрожая отправкой на фронт, буржуазия жестоко их эксплуатировала. Особенно зверские порядки царили в гараже Московского почтамта. Водители трудились здесь по двое суток без отдыха. На работу их брали с большим денежным залогом, из которого за малейшую провинность удерживались значительные суммы. Не лучше обстояло дело ив остальных гаражах. В то время у шоферов не было еще своей организации — профессионального союза, который мог бы отстаивать требования рабочих, защищать их экономические и политические права. Это удалось сделать лишь после свержения самодержавия. Первые организационные совещания представителей гаражей и автомастерских состоялись в марте 1917 года в трактире на углу Каретного ряда и Садовой. Там была избрана комиссия по созыву общего собрания шоферов и автоработников. Члены комиссии разъезжали на автомобилях с красными флагами по гаражам, мастерским и стоянкам города, призывая всех прибыть на собрание, которое намечалось провести в кинотеатре «Миньон» на Тверской (ныне ул. Горького). В назначенный день, 22 марта, сюда собралось около 2500 человек. Но зал театра не мог вместить всех желающих. Тогда было быстро найдено другое помещение — цирк на Цветном бульваре. Участники собрания направились туда организованно, с пением революционных песен. Здесь состоялись выборы Временного правления 1-го профессионального союза шоферов, мотоциклистов и слесарей по автоделу. Так образовался Московский союз шоферов. В первый состав правления союза вошло немало случайных людей, на которых оказывали свое влияние меньшевики. Сказывалось и отсутствие большевистской фракции в правлении. Пользуясь этим, меньшевики старались расколоть ряды членов союза. Когда шла выработка устава, они агитировали за то, чтобы союз занимался не политикой, а только экономическими вопросами. С этой целью меньшевики печатали и распространяли листовки, вели прямую атаку на правление. Однако добиться своего им не удалось. Огромное большинство шоферов шло за большевиками, которые готовили массы к революционной борьбе за власть и выступали в гаражах, разоблачая действия меньшевиков и эсеров. Кроме того, правление было подотчетно делегатскому собранию — высшему руководящему органу союза. В него входили представители, избранные от местных комитетов гаражей. Большевики позаботились о том, чтобы делегатами были избраны революционно настроенные водители. Все это позволило направлять и контролировать деятельность союза и настойчиво проводить большевистскую линию. Союз поддерживал большевистский лозунг ликвидации диктатуры контрреволюционной буржуазии, а позднее, когда большевики завоевали большинство в Советах, — ленинский лозунг «Вся власть Советам». Профсоюз активно боролся и за повседневные права шоферов: восьмичасовой рабочий день, обязательный минимум зарплаты, введение расчетных книжек, норм спецодежды и т. д. Однако буржуазия и ее челядь — чиновники, сидевшие в союзе городов. Московском автомобильном обществе и прочих организациях, в ведении которых находились гаражи, саботировали требования рабочих. Их поощряли к этому и контрреволюционные действия правительства Керенского. В середине сентября началась забастовка в гаражах проката автомобилей. К ней присоединились водители Московского почтамта. На делегатском собрании Союза шоферов был избран стачечный комитет. Ставленник буржуазии — командующий Московским военным округом полковник Рябцев вызвал к себе уполномоченного шоферов почтового гаража. — Зачинщиков предам суду, — угрожал он. — Остальных отправлю в окопы. В ответ на это стачечный комитет объявил с 13 октября всеобщую забастовку шоферов и рабочих автопредприятий Москвы и губернии. Я хорошо помню делегатское собрание, происходившее в эти дни в Копцевском училище. Помещение маленькое. Разместились где кто мог: на подоконниках, в проходах и просто на полу. Трибуной для ораторов служила случайно оказавшаяся здесь лестница. Собрание проходило по-боевому. Несмотря на угрозы командующего округом, делегаты решили поддержать и твердо проводить стачку. Автомобильное движение в городе замерло. На улицах можно было встретить главным образом санитарные и военные машины. Стачечный комитет выслал шоферские патрули по городу. Они останавливали все частные машины. Владельцев ссаживали, а водителей строго предупреждали о необходимости подчиняться решению стачкома. В октябре фабзавкомы, центральное городское бюро профсоюзов и Московский Совет приняли ряд решений в поддержку бастующих и призывали рабочих готовиться к взятию власти в свои руки. Одновременно на фабриках и заводах создавались красногвардейские отряды, куда вступали и шоферы. Все это вызвало переполох у буржуазии. Правительство Керенского перешло а наступление. 20 октября был разогнан Калужский Совет и профсоюзы. Боевой орган московских большевиков «Социал-демократ» так характеризовал эти события: «Война объявлена, и военные действия начались, мы должны твердо сказать себе это. Керенский и его агенты — наши открытые враги; никаких переговоров с ними. С врагами не разговаривают: их бьют... Все должно быть в боевой готовности». Революционные события развивались быстро. 26 октября утром было получе-2