автобус, плавно К омфортабельный начал свой путь набирая скорость, по испытательной трассе. Вот он неожиданно замедлил ход и осторожно свернул з сторону, объезжая препятствие. Стоящий в стороне «водитель» автобуса наклонился над радиопередатчиком. Повинуясь переданным командам, машина остановилась, потом пошла задним ходом и, наконец, развернувшись, резко остановилась на финише. «Водитель» подошел к автобусу, взял его под мышку и направился к судейскому столику... ...В этот день в московском парке «Сокольники» проходили первые Всесоюзные соревнования автомоделистов на первенство ДОСААФ СССР. Этим интересным видом спорта у нас занимаются недавно, однако можно смело сказать, что уже достигнуты первые успехи. В соревновании приняло участие 39 человек, представителей команд РСФСР, Украинской ССР, Латвийской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Армянской ССР и городов Москвы и Ленинграда. Они продемонстрировали более 50 моделей. Положением о соревнованиях все модели были распределены на следующие классы: 1. Гоночные модели с двигателями внутреннего сгорания с литражем до 1,5, 2,5, 5, 10 см 8 . 2. Модели-полумакеты с двигателями внутреннего сгорания того же литража. 3. Модели с резиновыми или пружинными ' двигателями. 4. Модели с электродвигателями. 5. Радиоуправляемые модели. 6. Музейные модели (копии с современных автомобилей). Два дня шла борьба. Не все модели были подготовлены к состязаниям одинаково хорошо. Некоторые участники, использовав все попытки, так и не смогли запустить мотор. Неполадки были не только с двигателями. Модель гоночной машины ленинградца Гусева два раза стартовала, но ни разу не дошла до финиша. В первой попытке не выдержала система крепления модели к кордовому тросику. Во втором заезде от большой нагрузки сломалась подвеска передних колес. Неудачи некоторых участников, нам кажется, можно объяснить тем, что у них не было опыта крупных соревнований. Часто одни и те же участники спокойно заводили моторы во время предварительной подготовки, а выйдя на старт, из-за волнения и излишней суеты не могли запустить двигатель. Вообще надо сказать, что более 90 процентов данного спортсменам времени уходило на запуск двигателей. Это говорит о том, что они не были достаточно отрегулированы. Случалось и так: мотор легко заводился на пусковом стенде, но каждый раз глох, как только модель ставили на колеса.Примером хорошей регулировки двигателя служит модель «Волги» с литражем в 1,5 см 3 , изготовленная инженером-конструктором центральной автомодельной лаборатории ДОСААФ А. Сухановым. Она безотказно заводилась ив показательном заезде развила скорость 66,2 км/час. Надо отметить, что скоростные качества моделей были относительно невысоки. Лучшую скорость показала модель гоночного автомобиля, представленная Г. Клиентовским. В классе 2,5 см 1 она развила скорость 84,1 км/час. Однако и эта модель выступала только в показательном заезде. Среди моделей, допущенных к соревнованиям, лучшая скорость была еще ниже — 78,1 км/час. Ее достигла гоночная машина москвича Р. Огаркова с двигателем до 10 см 9 . Наибольшее количество моделей было заявлено в классе с двигателями до 2,5 см 3 — 12 гоночных и7 моделейполумакетов. Лучшей среди гоночных была модель Г. Дюрягина (Фрунзе). Она прошла дистанцию со скоростью 69,7 км/час. Из полумакетных наивысшую скорость (51,4 км/час) развила модель Н. Склифуса (Ростов-на-Дону). В классе гоночных моделей с двигателем до 5 см 3 победу одержал Е. Аржанов (Харьков). Из 9 представленных машин в этом классе лишь его модель сумела финишировать, достигнув скорости 62,5 км/час. ...На трассе — небольшой радиоуправляемый автобус ЗИЛ-155. Ростовчанин Н. Подваркин создал собственную схему аппаратуры радиоуправления. За оригинальность замысла и хорошее техническое исполнение Н. Подваркину был присужден специальный приз журнала «За рулем». Второе место в классе радиоуправляемых моделей завоевал московский авиамоделист С. Малик, третье — киевлянин М. Зингер. Его модель междугородного автобуса ЗИЛ-127 сделана с особой тщательностью и показала хорошие ходовые качества. Студент 2-го курса Ленинградского технологического института Е. Подлинский и инструктор по автомоделизму Ленинградского АМК Б. Сандлер привезли две модели, одна из которых — с программным управлением. Она шла не только по прямой, но поворачивала вправо и влево, двигалась задним ходом, останавливалась, зажигала фары и т. д. В заездах моделей с резиновым двигателем харьковчанин А. Гордиенко установил новое всесоюзное достижение. Его модель прошла путь длиной в 189,7 м. В классе музейных моделей прекрасно исполненную конструкцию автомашины самых современных форм представил А. Чильян (Ереван). Ленинградский конструктор А. Кузнецов создал хороший двигатель до 5 см 3 . Прошедшие соревнования показали, что временные правила проведения соревнований по автомоделизму необходимо в некоторых пунктах изменить или уточнить. Возьмем, например, опреде-ление победителя. По существующим правилам победитель определяется по двум показателям — показанной скорости и техническому осмотру модели. За первое место по скорости дается 100 очков, за второе — 95 и т. д. Оценка за техническое исполнение модели определяется следующим образом. За отлично исполненную конструкцию дается 10 очков, хорошую—7, посредственную—4. Было бы проще и правильнее, на наш взгляд, очки начислять только за скорость ив количестве, равном показанной скорости. Это особенно относится к моделям гоночных машин. Вызывает удивление, почему судейская коллегия никак не реагировала на недостойный советского спортсмена поступок капитана команды Украины инженера по автомоделизму Харьковского АМК В. Булыгина. После четвертой неудачной попытки запустить свою модель он с силой ударил ее ногой и, бросив сломанную машину на корде, ушел. Вместо того, чтобы тщательнее готовить модель к соревнованиям, В. Булыгин решил показать свой «характер». Видимо, руководителям АМК надо разъяснить т. Булыгину, что своим поведением он позорит весь коллектив спортсменов. А. СОКОЛОВ, судья всесоюзной категории.Наснимке: модель с резиновым мотором приняла старт. Фото В. Довгялло.17