ЕДОРитЫМНЬшпосле рабочего дня, К ак-то вечером, по ремонту электров небольшой комнатке гаража Перовского завода подвижного состава собралось несколько активистов ДОСААФ . И, как часто бывает, когда встречаются старые фронтовики, разговор зашел о войне. Между прочим, начальник гаража завода Федор Жилин рассказал два таких боевых эпизода. В 1941 году у хутора Михайловского немцам удалось окружить наш батальон. Связь была прервана, но солдаты и офицеры стойко дрались с врагом, стремясь прорвать кольцо окружения. Во время одной из атак удалось выбить противника из близлежащей балки. Удирая, враг бросил там два мотоцикла. Слух об этом дошел до командира. Зная о том, что стрелок Ткаченко когда-то увлекался мотоспортом, командир батальона поставил перед ним задачу — на трофейном мотоцикле срочно доставить боевое донесение в штаб полка. И в тот момент, когда одному из подразделений удалось в намеченном командиром месте потеснить противника, Ткаченко на большой скорости проскочил мимо фашистов. Несмотря на обстрел, солдат благополучно прибыл в штаб полка. Доставленное им донесение позволило командованию быстро оценить обстановку. В результате окружавший батальон противник сам оказался в кольце советских войск и был разбит наголозу. А летом 1942 года а районе станции Сухиничи был такой случай. Отбив атаку противника, наши подразделения сами перешли в наступление. Ошеломленные внезапным ударом, фашисты покатились назад. Среди наступавших был сметливый солдат, автоматчик Киселев. Он заметил в кустах брошенную немцами грузовую машину. Установить, исправен ли автомобиль, было для него делом недолгим. Когда-то, до войны, он занимался на курсах водителей. Машина оказалась исправной. За короткий срок по приказу командира роты Киселев съездил за боеприпасами, перебросил на новую огневую позицию минометный расчет, помог эвакуировать раненых. А вечером, когда бой затих, на этой машине появился старшина роты с термосами, до краев наполненными горячим борщом, кашей, чаем. Жилин не случайно запомнил именно эти эпизоды. Из многотрудного опыта войны он вынес твердое убеждение — успех на фронте во многом определяется подготовкой в мирное время. Солдаты Киселев и Ткаченко только потому и сумели оказать помощь командиру, что до войны овладели нужными солдату специальностями. И, пожалуй, именнои линДОСААФ • ЗАБОТЫ.lAAfatywCnioy)кая задача — овладеть и методикой преподавания. Еще раньше конференция ДОСААФ обратилась к руководству завода с просьбой помочь созданию учебно-материальной базы. Это обращение поддержал и партийный комитет. Начальник завода А. Арутюнов пошел навстречу досаафовцам. Им были отпущены необходимые средства для оборудования автокласса, мотогаража, для приобретения нескольких мотоциклов, нагляд-^ ных пособий. Для практических занятий был выделен специальный автомобиль. Вскоре на заводе организовались и первые курсы водителей. Несколько десятков рабочих приступили к изучению автомобиля и мотоцикла. К этому времени на заводе были уже свои преподаватели. Общественный инструктор С. Смирнов вел занятия по электрооборудованию, Ю. Знаменский — по правилам уличного движения. Конструкцию автомобиля курсанты изучали под руководством Ф . Жилина. Инструкторы И. Пименов, В. Бушуев и другие помогали молодежи овладеть мастерством вождения. А подготовка мотоциклистов была возложена на мотолюбителей А. Суркова и Г. Странцева. Жилин вникал во все стороны деятельности курсов, присутствовал на занятиях в группах. На первых порах у молодых преподавателей были существенные недостатки. Жилин приходил им на помощь, помогал методически правильно строить уроки, подробно разбирал допущенные промахи. Люди постепенно росли, а вместе с тем улучшалось и качество подготовки курсантов. Подошло время окончания учебы. Слушателям предстояло отчитаться в полученных знаниях. Нужно сказать, что экзамены сыграли большую роль в укреплении авторитета первичной организации ДОСААФ на заводе. Было известно, что комиссия ГАИ предъявляет курсантам строгие требования. Поэтому ученики и учителя волновались. Тем более, что на заводе было немало сомневающихся в успехе нового дела. Но, несмотря на опасения, результаты превзошли все ожидания. Курсанты успешно сдали испытания. Средняя оценка их знаний составила 4 балла. Жилина часто можно видеть в цехах завода. Однажды завком поручил ему помочь первичной организации тележечного цеха. Дело в том, что многие рабочие цеха не состояли в то время членами Общества и находились в стороне от оборонной работы. Вместе с председателем цеховой организации ДОСААФ В. Горюновым и секретарем парторганизации Ф . Селиверстовым они наметили план действий.ЭТО БЫЛО ВАРМИИ * В ЭТОМЦЕХЕ — ВСЕ ЧЛЕНЫАКТИВПРИСТУПИЛК РАБОТЕ • НОВЫЕ ПЛАНЫ, НОВЫЕэтот вывод определил потом многое в дальнейшей жизни самого Жилина. После демобилизации судьба привела его в Подмосковье. Ему было доверено руководство автохозяйством завода. В умелых руках способного организатора оно с годами постепенно становилось образцовым. Активное участие принял он ив оборонной работе. Началось это так. Выходные дни многие рабочие проводили на Кусковском водохранилище, где находится заводская лодочная станция. Бывал здесь и Жилин. Однажды, наблюдая за ходом состязаний по гребле, Жилин высказал свои соображения о том, как можно было бы часть лодок переоборудовать в моторные. Это предложение понравилось многим, и когда собралась первая заводская конференция оборонного Общества, Жилина избрали в зазком ДОСААФи председателем военно-технической секции. С тех пор он бессменно руководит ее работой, помогает молодежи овладевать техническими знаниями, изучать автомобиль и мотоцикл. Сейчас уже сотни молодых рабочих завода стали профессиональными водителями. Но для этого Жилину и всему коллективу ДОСААФ пришлось немало потрудиться. Начинали с организации актива. Прежде всего уточнили, какие имеют специальности военнослужащие запаса, работающие на заводе. Это помогло определить, кто из них ив чем может быть полезен общему делу. После этого созвали бюро секции. Сюда пригласили товарищей, которых предполагали подготовить в качестве общественных инструкторов. Жилин рассказал собравшимся о намерении открыть первые заводские курсы. — К вам, как членам общества и специалистам, большая просьба, — гозорил он, — помочь в организации дела, самим взяться за учебу, а потом готовить и других. Не все приглашенные на бюро специалисты согласились стать общественными инструкторами. Но многие из них, особенно демобилизованные воины, с охотой приняли это предложение. Под руководством председателя завкома ДОСААФФ . Сорокина была организована подготовка инструкторов по всем видам оборонной работы. С будущими инструкторами по автомотоделу вызвался заниматься Ф . Жилин, который еще до войны окончил вечерний автомобильный техникум. Как правило, среди его слушателей были водители заводского гаража. Все они хорошо знали технику, имели опыт вождения автомобиля, но теперь перед ними стояла нелег