12
13
ОТ ИЖ-1 ДО ИЖ-58Экспериментальный мотоцикл ИЖ-1Сразу же после окончания Отечественной войны Ижевский машиностроиВ ГЕРМАНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ПОЛЬШЕ И ВО МНОГИХ тельный завод приступил к выпуску мотоциклов ИЖ-350. Он имел двухДРУГИХ СТРАНАХ ХОРОШО ИЗВЕСТНА ЭТА МАРКА МОТОтактный одноцилиндровый двигатель с ЦИКЛОВ. «ИЖИКИ», КАК ИХ ЛЮБОВНО НАЗЫВАЮТ МОТОвозвратно-петлевой двухканальной про3 ЦИКЛИСТЫ, ПОМОГЛИ ЗАВОЕВАТЬ СОВЕТСКИМ СПОРТСМЕдувкой и рабочим объемом 346 см НАМ НЕМАЛО УБЕДИТЕЛЬНЫХ ПОБЕД. В КАЖДОЙ ИЗ (диаметр цилиндра — 72 мм, ход поршня — 85 мм). При 4000 об/мин. НИХ — ВДОХНОВЕННЫЙ ТРУД КОНСТРУКТОРОВ, ИНЖЕНЕдвигатель развивал мощность 10 л. с. РОВ, РАБОЧИХ ИЖЕВСКОГО ЗАВОДА, ДАВШИХ СТРАНЕ Силовая передача мотоцикла состояла МНОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МАШИН из многодискового масляного сцепления, четырехступенчатой коробки передач и задней цепной передачи. Ходовая часть ИЖ-350 имела штампованную сварную раму с жесткой подвеской заднего колеса и параллелограмную переднюю Инж. Б. РОМАНОВСКИЙ, вилку. инж. А. МОДЗЕЛЕВСКИЙ В 1951 г. Ижевский завод перешел на выпуск мотоциклов ИЖ-49. Это была Однако все эти машины имели и рял 1929 году был организован мотомодификация уже освоенного завонедостатков. Конструкторы продолжали циклетный пробег по маршруту дом мотоцикла ИЖ-350. На новой работу над совершенствованием перИжевск — Москва — Ленинград — машине устанавливался тот же двигавых советских мотоциклов, и в 1934 готель, при этом его мощность была неСмоленск — Харьков — Москва на дисду Ижевский завод приступил к серийтанцию 3200 км . Он интересен тем, что сколько повышена (доведена до 11,5 ному выпуску мотоцикла ИЖ-7. При его л. с ) . Новым на мотоцикле была лишь наряду с иностранными мотоциклами создании инженеры опирались на накопвпервые в таком большом пробеге ходовая часть — рама, задняя подвеленный опыт изготовления первых соучаствовали семь экспериментальных ска и передняя телескопическая вилка. ветских машин. отечественных мотоциклов, изготовленРама имела упругую подвеску задных Ижевским машиностроительным заМотоцикл ИЖ-7 имел одноцилиндронего колеса. Оно устанавливалось в водом. вый двухтактный двигатель с рабочим вилке поперечной жесткости, которая объемом 293 см3 (диаметр цилинУчаствовавшие в пробеге мотоциклы через пружинно-гидравлический амордра — 74 и ход поршня — 68 мм). В ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5 были тизатор была эластично связана с рамой 1938 г. завод выпустил мотоцикл ИЖ-8, сконструированы сотрудниками первого мотоцикла. Телескопическая передняя отечественного конструкторского бюро вилка имела гидравлический амортизапо мотоциклостроению под руководтор. Применение эластичной подвески ством инженера Можарова. заднего колеса и телескопической передней вилки значительно повысило Эти машины имели ряд оригинальных комфортабельность мотоцикла и вполне конструктивных решений, которые были заслуженно создало мотоциклу ИЖ-49 применены на иностранных образцах широкую популярность как в Советском значительно позже. Во время пробега Союзе, так и за рубежом. наши мотоциклы показали вполне удовлетворительные для того времени реБорясь за выполнение решений XX зультаты. съезда партии, конструкторы Ижевского Что же представляли собой эти перзавода работают над созданием новых вые советские мотоциклы? моделей мотоциклов. Перед ними стояМотоцикл ИЖ-1 имел четырехла задача — разработать и внедрить а тактный двухцилиндровый V-образпроизводство новую, совершенную моный двигатель с рабочим объемом дель без остановки выпуска существу1200 см3и трехступенчатую коробку ющих мотоциклов. Эту задачу было реРост выпуска мотоциклов ИЖ передач. Привод заднего колеса осушено осуществить в два этапа. Вначале (в тыс. шт.) ществлялся карданной передачей. Рама перейти на выпуск мотоциклов с новой мотоцикла ИЖ-1 была штампованная, ходовой частью и одновременно проа в 1940 г. — ИЖ-9. Мотоцикл ИЖ-9 двойная, закрытого типа. Передняя вилимел рабочий объем двигателя 293 см 3 . извести некоторую модернизацию двика представляла комбинацию вилок гателя и электрооборудования выпуПри 4000 об/мин. он развивал мощность маятникового и параллелограмного скавшегося ранее ИЖ-49. Так была со8—9 л. с. Для зажигания рабочей смеси типа, что для того времени было техздана конструкция мотоцикла ИЖ-56, двигатель имел маховичное магнето, а нической новинкой. выпуск которого в настоящее время надля освещения на мотоцикле устанавчат. Мотоцикл ИЖ-2, так же как и ИЖ-1, ливался генератор Г-10. Силовая переимел четырехтактный двигатель с рабодача этой машины состояла из многоМотоцикл ИЖ-56, так же как и моточим объемом 1200 см 3 , ИЖ-3 — четыдискового сцепления, трехступенчатой цикл ИЖ-49,. принадлежит к машинам рехтактный двигатель с рабочим объекоробки передач и задней цепной пересреднего литража, его двигатель имеет мом 750 см 3 , ИЖ-4 — двухтактный двидачи. Мотоцикл имел штампованную рабочий объем 346 см 3 . 3 гатель с рабочим объемом 200 см и раму закрытого типа и параллелограмВ отличие от прежней конструкции в ИЖ-5 — четырехтактный двигатель с раную вилку. ИЖ-9 выпускался до начала двигателе мотоцикла ИЖ-56 цилиндр бочим объемом 493 см 3 . Отечественной войны. изготовлен из алюминиевого сплава с812 гильзой из аустенитного чугуна с удлиненным патрубком карбюратора. Карбюратор — с большим диаметром диффузора. Воздухопроводы и каналы имеют более плавные переходы. Изменена также форма перепускных каналов и окон, улучшены фазы газораспределения. Все это дало возможность повысить его мощность с 11,5 до 14 л. с. при 4200 об/мин. Повышение мощности двигателя было достигнуто также за счет более совершенной конструкции глушителя. Это улучшило очистку цилиндра от остаточных газов. Кроме того, новый глушитель снижает громкость звука выхлопа на 10 децибаллов. Много нареканий вызывало электрооборудование мотоцикла ИЖ-49. Конструкторы учли эти замечания. На ИЖ-56 установлена катушка зажиганияДорожный мотоцикл ИЖ-49КМ-01. Центральный переключатель, помещенный а фаре, по устройству аналогичен установленному на мотоцикле М-72. На ИЖ-56 двухступенчатый регулятор напряжения. Все это позволило значительно повысить надежность действия электрооборудования.Как уже было сказано, ходовая часть мотоцикла ИЖ-56 значительно отличается от мотоцикла ИЖ-49. Если у мотоцикла ИЖ-49 рама штампованно-сварная, то у мотоцикла ИЖ-56 — трубчатая сварная. Она обладает достаточной жесткостью и имеет меньший вес, чем штампованная. В мотоцикле ИЖ-56 применена маятниковая подвеска заднего колеса с усиленными пружинно-гидравлическими амортизаторами. Колеса мотоцикла — взаимозаменяемые, с усиленными подшипниками, мощными тормозами, штампованносварной или литой ступицей и прямыми спицами. В отличие от одинарных или двух раздельных седел на мотоциклах ИЖ-56 установлено седло подушечного типа из специальной резины. Роликовая цепь привода заднего колеса герметически закрыта с помощью специальных резиновых кожухов. Глубокие грязевые щитки более надежно предохраняют водителя и пассажира от грязи. Дальнейшим совершенствованием мотоцикла ИЖ-56 является мотоцикл ИЖ-58. Он отличается от своего предшественника новым, более мощным двухцилиндровым двухтактным двигателем, который имеет поджатый объем картера, выносной маховик, разъемный коленчатый вал, укороченную продувку. Оригинальное конструктивное решение получили отдельные узлы и детали двигателя — верхняя головка шатуна с игольчатыми подшипниками, «зажатие» картера частично решено за счет оригинальной конструкции поршня. Переключение передач и выключение сцепления сблокированы.В настоящее время проводятся заводские испытания и окончательная отработка конструкции. Выпуск мотоциклов ИЖ-58 начнется в 1958 году. Одновременно с работами по созданию и постановке на производство мотоциклов в классе 350 см3 инженеры Ижевского завода разработали конструкцию дорожного мотоцикла ИЖ-250. На нем установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 250 см 3 (диаметр цилиндра —67 мм и ход поршня — 70 мм). Он имеет максимальную мощность 13 л. с. Силовая передача состоит из многодискового масляного сцепления, четырехступенчатой коробки передач и задней цепной передачи. Машина имеет трубчатую сварную раму, заднюю подвеску маятникового типа, телескопическую переднюю вилку и взаимозаменяемые колеса с прямыми спицами. Мотоцикл весит 130 кг и развивает максимальную скорость 100 км/час. В этом году коллектив трижды орденоносного Ижевского завода отмечал свое 150-летие. Ижевские конструкторы внесли большой вклад в дело развития мотоциклостроения в нашей стране. Рабочие, инженеры и техники провели большую работу по совершенствованию конструкций дорожных и спортивных машин, улучшению их качества, совершенствованию техники производства и увеличению выпуска мотоциклов. Сделано немало, но еще большие задачи стоят перед коллективом по дальнейшему совершенствованию мотоциклов, созданию и выпуску в ближайшие 2—3 года дорожных и спортивных машин, не уступающих по своим качествам мотоциклам лучших иностранных фирм.ИЖ-58 ПО СРАВНЕНИЮ С ИЖ-1СТАЛ РАЗАЛЕГЧЕВДВАе го литровая мощность возрослав четыре разаИЖ-58 НАМНОГОКОМ ­ ФОРТАБЕЛЬНЕЕ СВОЕГО „ПРЕДКА" И ИМЕЕТ БОЛЬШУЮ СКОРОСТЬ. 13Новый дорожный мотоцикл ИЖ-58 с двухцилиндровым двигателем