10
11
Кн ых автомобилей, к оторыепройдут , соревнуясь, по Минскому кольцу, лишь четыре — к аждыйв своем классе — буд утпризнанылучшими , а их водители станут чемпионами страны. Но сейчас, к огдапишутсяэтистроки , большинство машин, предназначенных для этихинтересныхсоревнований , еще стоят , «раздетые», в боксах , и определить ихбудущуюгоночную «судьбу» т рудно . К аждая имеет свои достоинства инедостатки , возле каждой еще «колдуют» к онструкторыимеханики , не уставая вносить все новые и новые усоверш енствования . Которая изних «привезет» своему водителю красныйсвитер чемпиона? В этом году подготовка крозыгрышу первенства СССР проходитпри большой активностиконструкторов . Если на прошлогодней шоссейно-кольцевой гонке под Минском подавляющее большинствоучастниковшло на стандартных (с неб ольшими изменениями) м ашинах , в неш ­ н ий вид которых отличался от обычныхтакси разве лишь наличием стартового номера на стекле , а специально подготовленные кгонкамспортивные автомобили насчитывалисьединицами , т ов этом году лишь автобаза Министерства обор оны подготовила одиннадцать спортив ­ н ыхигоночных автомобилей четырех классов. З начительно больше обещают выставитьтакихмашинспортивные общества «Торпедо» и « Б уревестник » . Всег о на Минском кольце в этом году будет соревноваться около трех десятков спорт ивныхигоночных автомобилей — зрел ище , н анашихдорогах небывалое. Что жеэто за машины ? Чем порадуютконструкторымногочисленных любителей автоспорта? Прежде всего следует назвать три одн оместныхгоночных автомобиля с рабоч им объемом двигателя до 500 смз, подготовленных коллективом автобазы Министерства обороны при помощи кон ­ с трукторовНАМИ для соревнований вгруппе «а». Эти гоночныемашиныимеют совершенно оригинальную конструкц ию . В них использованы лишь некоторые стандартныеагрегаты автомобиля «Москвич-402» ( р ычаги передней подвес ки , м еханизм рулевого управления). В основу конструкциишасси положена из ­ вестная схема рекордно-гоночного автоАвтомобили армейских спортсменов, мобиля «Звезда» к онструкции А. Пельтподготовленные для соревнований цера, с измененной подвесной заднихипередних колес. Ходовая часть машины , (сверху вниз): куз аий мост, передач, в группе «а» (водитель А. Гнусарев) т оров ,з нза яд нсистема , т рк оробка рулевого мо апеция в группе «б» (водитель В. Галкин) у правления , с тупицы колес выполненыв группе «в» (водитель А. Щербаков) заново. На автомобиле устанавливается мотов группе «г» (водитель А. Кокин) циклетный форсированный двигатель М-52 Ирбитского завода с рабочим объемом цилиндров 492 смз. Д вигатель имеет огда врукикчитателю попадет этот два оппозитнорасположенныхцилиндра номер журнала , б удутужеизвестнысвоздушнымохлаждением . Он выполнен результаты лично-командного первенств одном блоке со сцеплением , к оробкой ва СССР 1957 года по шоссейно-кольцепередач и главной передачей. Силовой вым автомобильным гонкам . Среди неа грегатрасположенв задней частишасси . с кольких десятков гоночныхиспортив ­В машине применен гидравлический привод тормозов сдвумя , раздельно дейс твующими на передние и задние колеса, главными цилиндрами. Подвеска всех колес — н езависимая . Впервые в СССР для этихмашинизготовлены спец иальныешины размером 4.00-12. Сухой вес машины равен 400 кг . Максимальная скорость достигает 160 км /час. В группу «б» входят автомобили с рабочим объемом двигателя до 1100 смз и до 1220 смз (разница влитражепокры ­ вается за счет установленного Положением о соревнованиях гандикапав3мин . 12 сек.). В этой группебудутв основном соревноваться триспортивных автомобиля, подготовленных автобазой Мини ­ стерства обороны, два автомобиля общества «Торпедо» ( М осковский завод малолитражных автомобилей) и несколько « М осквичей » с новым верхнеклапанным двигателем. Большой интерес представляют триновыхспортивных автомобиля сразны ­ ми кузовами , на которыхбудут выступать спортсмены Советской Армии . На этихмашинах установлен форсирован ­ н ый двигатель «Москвич-402» с двумякарбюраторами К-44, и меющимиспеци ­ а льнуюрегулировку (увеличено сечение жиклеров, снята воздушная заслонка и др.). В двигателе повышена степень сжа ­ т ия до 7,5, изменена конструкциявпуск ­ ного коллектора — т рубопроводы выполнены раздельно на каждуюпару цилиндров, в нутренниевыпускныеканалы хро» м ированы . Для большей надежности работы на двигателе имеются две системы зажигания, дублирующие друг друга и соединенные между собой специальным переключателем оригинальной конструкции. Рамы автомобилей состоят из двух тонкостенных труб разного диаметра (38 и 65 мм). Они связанымежду собой стандартными передним изадним мос тами автомобиля «Москвич-402». В заднем мосту изменена главная пара (передаточное отношениеглавной передачи 4,375). Коробка передач установлена также стандартная. Двигатель несколько сдвинут назад, в связис чем пришлосьукоротитькарданный вал. С портивные автомобили, на которых будут выступать в соревнованиях спортс мены Советской Армии , и меютдвух ­ местные кузоваразличнойформы , п ри ­ чем один изних — а люминиевый . П ри ­ менение алюминияв этом случае не дало, о днако , с нижения веса, т аккак кузов запроектирован широкогабаритн ым . Автомобиль сэтимкузовом весит 740 кг , в то время каксухой вес двух других автомобилей не превышает 600 кг . На прикиднах все три автомобиля развивали скорость 150—160 км / ч ас . С портивный автомобиль этой жегруп ­ п ы , представленный Московским заводом малолитражных автомобилей («Торпедо»), выполнен в основном на базеАвтомобиль группы «б», представленный ДСО «Торпедо» (водитель Е. Беретов). «Москвича» старой модели (401), но имеет верхнеклапанный двигатель, который будет в дальнейшем устанавливаться на автомобиле «Москвич-407». Двигатель этот форсированный, со степенью сжатия 8,3 : 1 и четырьмя карбюраторами (по одному на цилиндр). Соответственно изменен и впускной коллектор двигателя. В трансмиссии ив ходовой части стандартной машины никаких изменений не произведено, за исключением заднего моста, в котором установлена нестандартная главная пара (передаточное отношение главной передачи 4,373). На этой машине будет выступать прошлогодний чемпион СССР, мастер спорта Е. Веретов с механиком Е. Циплаковым. Другая малолитражная машина общества «Торпедо», на которой поедет мастер спорта Ю. Чвиров, будет зачислена, по всей вероятности, в следующую группу, т. к. относится к классу гоночных. В группе «в», в которую входят автомобили с рабочим объемом двигателя до 2150 смз и до 2500 смз (установленный гандикап2мин . 2 8 сек.), к сожалению, не будут участвовать спортивные автомобили Горьковского автозавода. Однако и здесь борьба за первенство будет напряженной. Дело в том, что в составе этой группы ожидается выступление сильных коллективов «Буревестника», автобазы Министерства обороны и ленинградских армейских спортсменов. Последние, в частности, подготовили интересные одноместные гоночные автомобили со значительно сниженным центром тяжести . Среди четырех ленинградских автомобилей обращает на себя внимание один, подготовленный особенно тщательно. На нем установлен форсированный двигатель «Победы» с четырьмя карбюраторами и измененной головкой (степень сжатия равна 8 : 1 ) ; передаточное число главной передачи равно 3,63. Полагают, что автомобиль этот сможет развивать скорость до 200 км/час. Выступать на нем будет известный ленинградский гонщик, мастер спорта В. Шахвердов, являющийся такжеи конструктором автомобиля. Другие две машины команды Советской Армии, подготовленные для соревнований в этой группе, одинаковы по конструкции, но имеют разные кузова. Рама этих автомобилей, выполненная из двух труб разного диаметра, а также общая конструктивная схема весьма близки описанным выше автомобилям группы «б» (укороченный карданный вал, измененная главная пара). Передаточное отношение главной передачи 3,5. Коробка передач — стандартная. Значительные изменения осуществлены в двигателях «Победы», установленных на этих двух машинах. В двигателе облегчен толкатель (сделаны поперечные выточки), установлены двойные клапанные пружины, увеличен диаметр выпускных клапанов (на одном из двигателей клапаны полые), облегчены и отполированы шатуны ; между блоком и головкой блока («поджатой» до степениВыступающие в группе «в» автомобили спортивного общества «Буревестник» не отличаются какими-либо особыми нововведениями в области форсирования двигателей (хотя все они соответствующим образом подготовлены и все без исключения имеют, например, по два карбюратора), но интересны своими разнообразными по форме кузовами. Большой интерес, в частности, представляют машины, сделанные в 61-м таксомоторном парке Москвы. Одна из них выполнена с двумя раздельными прозрачными колпаками для водителя и механика, причем как бы «продолжением» этих колпаков являются вытянутые назад кили. Такая конструкция, несомненно, способствует повышению устойчивости машины и ее обтекаемости, но имеет, на наш взгляд, тот недостаток, что ухудшает нонтакт между водителем и механиком. Две другие машины того же парка имеют кили, но без передних колпаков. Любопытную разновидность спортивного автомобиля подготовил к гонкам 1-й таксомоторный парк. Это — лимузин почти «городского» типа, но довольно хорошо обтекаемый. Другая машина этого парка имеет открытый спортивный кузов, третья — снабжена килями, наподобие машин 6-го парка. Наибольший интерес среди машин «Буревестника» представляют, пожалуй, спортивный автомобиль 7-го. таксомоторного парка, на котором перворазрядник М. Штейнгруд и мастер спорта механик Л . Калачев выиграли недавно первенство общества, пройдя 7 кругов по Минскому кольцу со средней скоростью 125,6 км/час. Рама машины выполнена из двух подрамников «Победы», а кузов из алюминиевого листа. Двигатель расположен сзади и соединен коротким карданным валом с задним мостом, в котором сильно уменьшено передаточное отношение главной передачи (3,33). В двигателе осуществлена обычная форсировка. Максимальная скорость автомобиля — 170 км/час. В группе «г», объединяющей автомобили с рабочим объемом двигателя до 3000 смз и до 6000 смз (гандикап 6 мин. 18 сек.), главными претендентами на победу будут, безусловно, машины, подготовленные автозаводом имени ' Лихачева. Однако серьезную конкуренцию им составляют три новых спортивных автомобиля, построенных на автобазе Министерства обороны. Эти три машины, выполненные на базе автомобиля «Победа», имеют обтекаемые кузова двух разных видов и форсированные двигатели ЗИМ , в которых произведены существенные улучшения — повышена степень сжатия (до 7,5), облегчены путем поперечных выточек толкатели, установлены двойные клапанные пруж ины , применены раздельные впускные трубопроводы на каждые два цилиндра и, наконец, дублирована система зажи ­ гания, снабженная специальным переключателем. На двигателях ЗИМ установлено по три карбюратора К-44, применяемых обычно на «Москвичах» (один карбюратор — на два цилиндра). СамыйАвтомобили армейских спортсменов, подготовленные для соревнований (сверху вниз): в группе «в» (водитель Д. Борисов) в группе «г» (водитель А. Кузнецов) гоночный (водитель В. Шахвердов)двигатель сдвинут относительно передней поперечины почти на 250 мм. Что касается спортивных автомобилей этой группы, подготавливаемых автозаводом имени Лихачева, то конструкция их в целом почти не изменилась по сравнению с прошлогодней. В двигателе автомобиля ЗИЛ-112-ОС увеличены проходные сечения впускного тракта , увеличены диаметры впускных и выпускных клапанов, расточены каналы блока и для снижения температуры масла на скоростных режимах установлен двойной масляный радиатор последовательного действия. В результате мощность двигателя доведена до 170 л. с. п ри 3500 об/мин. Для повышения разгонной динамики автомобиля вес маховика двигателя уменьшен на 5кг . Возможно, что описанные выше ленинградские гоночные автомобили тоже будут включены вгруппу «г».Автомобиль группы «б» с алюминие вым кузовом (водитель Ю. Громов).с жатия 7,5) проложена медная прокладк а ; вместе обычного впускного коллектора сделаны два раздельных, отполированных внутри впускных трубопровода на каждые два цилиндра. Питание цилиндров горючим обеспечивается двумя карбюраторами К - 2 1 , применяющимися обычно на автомобилях ЗИМ . Разумеется, карбюраторы имеют специальную регулировку и несколько изменены конструктивно (сняты диффузоры). На этих двигателях также устанавливается дублированное зажигание со специальным переключателем. На прикидках все машины команды Советской Армии развивали максимальную скорость 180 км/час и выше.Появление в 1957 году такого относительно большого количества спортивных и гоночных автомобилей — факт, безусловно, отрадный. Бросается, однако, в глаза, что спортивное общество «Торпедо», имеющее наиболее богатые возможности изготовления и подготовки спортивных автомобилей, представлено на соревнованиях беднее, чем в прошлом году. Трудно найти серьезное оправдание, например, тому факту, что в соревнованиях не участвуют спортсмены Горьковского автозавода. Не блещут новизной и конструкции автозавода имени Лихачева, завода малолитражных автомобилей. Неужели руководителям этих заводов все еще не ясно, к акую роль играет автомобильный спорт в деле совершенствования и прогресса автомобильной техники? .._.-,.„.,,.•• »и Инж. Ю. К ЛЕЙНЕРМАН .Автомобиль ЗИЛ-112 (водитель В. Петров) для соревнований в группе «г».